Дизайн Музыка
#статьи

Музыкальные обложки как культ: история дизайн-бюро Hipgnosis

Их клиенты — Pink Floyd, Led Zeppelin, AC/DC, Black Sabbath и другие рок-звёзды.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

«Короли клея и ножниц» — так называли себя Обри Пауэлл и Сторм Торгерсон, основатели дизайн-бюро Hipgnosis.

Сегодня повторить художественные приёмы из портфолио дизайн-бюро может практически каждый дизайнер. Но в 1967-м британцы совершили революцию в индустрии и заменили стерильные обложки-клише с портретами музыкантов на футуристичные коллажи, экспериментальную графику и атмосферные кадры.

Дизайн-бюро Hipgnosis — Сторм Торгерсон и Обри Пауэлл
Кадр: Utopia / YouTube

Рассказываем историю Hipgnosis и вспоминаем 17 музыкальных обложек, которые они создали.

Начало Hipgnosis — дружба с Pink Floyd и творческая тусовка

Сторм Торгерсон и Обри Пауэлл познакомились студентами. Первый снимал кино и учился в престижном британском Королевском колледже искусств, второй — не учился, но фотографировал, преимущественно экспериментально. По ночам они тайком обрабатывали фотоплёнки в студенческой лаборатории и в ванной богемной лондонской коммуналки — и не понимали, куда их приведёт увлечение творчеством.

Первым клиентом креативной пары стало издательство — они сняли восемь обложек для новых книг. В то же время группа Pink Floyd, с участниками которой они близко дружили, выпускала новый альбом A Saucerful of Secrets — и искала вдохновение для дизайна обложки у творческих друзей. Торгерсон предложил пару идей и вписал себя и Пауэлла в этот проект.

Hipgnosis и Pink Floyd (слева направо): Дэвид Гилмор, Обри Пауэлл, Сторм Торгерсон и Ричард Райт
Фото: Jill Furmanovsky / @pinkfloyd / X

Обложка оказалась успешной, и менеджер Pink Floyd Брайан Моррисон пригласил дизайнеров поработать на другие группы. Торгерсон и Пауэлл согласились, хотя и подозревали, что основной мотив — недорогая стоимость их работы. Но так они нащупали свою нишу.

Та самая обложка — Pink Floyd: A Saucerful of Secrets, 1968
Изображение: EMI Columbia

В 1969-м Торгерсон завершил обучение, и дизайнерам стали недоступны возможности студенческих кабинетов. Они закупили оборудование и арендовали студию — так и началась эра Hipgnosis. И здесь тоже не обошлось без Pink Floyd: название бюро случайно придумал один из основателей группы Сид Барретт. На вечеринке он шариковой ручкой написал его на идеально белой стене в коммуналке — Торгерсон и Пауэлл были в восторге.

Клиентов становилось всё больше, но зарабатывали дизайнеры мало. Приходилось брать другие проекты: рисовать иллюстрации для британских авиалиний и афиши для вечеринок местных гангстеров. Чтобы переломить ситуацию, пошли ва-банк — перестали озвучивать стоимость своей работы и предложили заказчикам назначать её самостоятельно. Риск прогореть окончательно был велик, но уловка оправдала себя: очередной клиент заплатил 800 фунтов, хотя дизайнеры готовы были взять проект за 200. С тех пор они никогда не работали в убыток, и доходы только росли.

Рок-н-ролл, частные самолёты и 370+ обложек в портфолио

Hipgnosis выстрелили благодаря новаторству и бунтарскому духу. На пике популярности они уезжали на съёмки за границу на частных самолётах музыкантов и как факиры согласовывали любой бюджет на творческие эксперименты.

Но их популярность связана не только с харизмой. Типичная обложка 1960-х — студийный портрет музыкантов на нейтральном фоне, максимум — необычный шрифт. Hipgnosis же воспринимали музыкальную обложку как точку контакта музыканта и слушателя и инструмент продаж.

Типичные обложки пластинок середины 1960-х годов с маркетплейса Discogs
Изображение: Марина Иванова

Умелый маркетинг дизайнеры объединили с искусством и психологией. Они рассказывали истории музыкантов через нестандартные метафоры и смелые визуальные образы. Много экспериментировали с фотографией и графикой: снимали на кинооборудование, собирали коллажи, высвечивали, искажали, нарушали инструкции использования камер. Они не отказались от портретов, но снимали их креативно. В общем, создавали магию без фотошопа — и их обложки привлекали внимание покупателей на скучных полках.

Обложки, которые Hipgnosis создали за годы работы бюро
Изображение: Марина Иванова

Креативный процесс бюро тоже отличался. Дизайнеры лейблов часто не были знакомы с музыкантами и даже не слушали их музыку. Пауэлл и Торгерсон общались с артистами лично, слушали их альбомы, приезжали в студии, проводили время в неформальной обстановке — узнавали их. И стремились раскрыть с неочевидных сторон. Иногда заменяли психологов и распаковывали в своих работах творческие или личные кризисы, с которыми сталкивались клиенты.

В середине 1970-х к креативной паре присоединился дизайнер Питер Кристоферсон: быстро вырос из ассистента в полноценного партнёра. Он стал рефери между Торгерсоном и Пауэллом: несмотря на творческую синергию и теплоту в отношениях, они часто ссорились как в последний раз — кидали в стену дорогостоящие камеры и резали финальные макеты.

Питер Кристоферсон, Обри Пауэлл и Сторм Торгерсон
Кадр: фильм The Story of Hipgnosis / Prime Video

Вспыльчивый нрав сооснователей стал одной из причин распада бюро в 1982-м. Другие — создание CD-дисков с компактной площадью упаковки и запуск MTV. Новой точкой контакта музыкантов и слушателей стали видеоклипы. Партнёры взяли отпуск, и хотя в дальнейшем продолжили работать в музыкальной индустрии, творческий путь дизайн-бюро Hipgnosis завершился, а вместе с ним — и целая эпоха.

Истории создания 17 обложек


Pink Floyd — Ummagumma, 1969

Эту обложку Hipgnosis сняли одной из первых. Вместо студии — задний двор дома, где жила девушка Торгерсона. Вместо эффектной графики — вырезанное из подручных материалов название группы на полу комнаты. Сет-дизайн — случайный: позже в интервью дизайнеры признавались, что пластинка с саундтреком к американскому мюзиклу «Жижи» просто заполнила пустое пространство в кадре. Но лейбл был доволен: Pink Floyd не любили фотографироваться — чаще отдавали предпочтение графике.

Hipgnosis показали сложность, многоуровневость психоделической музыки через эффект Дросте: фото в раме на стене — уменьшенная копия основного изображения, внутри него — ещё одна, и так до бесконечности. Но музыкантов меняли местами, так как не хотели выделять кого-то одного
Изображение: Harvest / Capitol

Фотографировали винтажной камерой Rolleiflex на цветную негативную плёнку 6×6.

Приём Дросте назвали в честь одноимённой нидерландской шоколадной фабрики: именно на упаковке какао этой марки он был использован примерно в 1900 году — впервые в коммерческом дизайне. Хотя эффект известен давно и встречается ещё в живописи Средних веков.

Та самая упаковка какао
Изображение: Jan Misset

Led Zeppelin — House of the Holy, 1973

Поздним сентябрём 1972 года Hipgnosis пришли в офис Led Zeppelin в Лондоне, чтобы обсудить обложку для нового альбома. С собой они взяли только ручку и пачку сигарет — и ни одного скетча. Идею одобрили на словах и согласовали неограниченный бюджет.

Hipgnosis придумали визуализировать финальную сцену научно-фантастического романа Артура Кларка «Конец детства». По сюжету дети планеты уходили с Земли в мерцающий свет. Для этого поехали на Дорогу гигантов в Северной Ирландии — заповедник из 40 тысяч базальтовых колонн, которые образовались в результате извержения подводного вулкана десятки миллионов лет назад.

Пауэлл хотел снять кадр при мягком свете — в золотой час: в первые минуты после восхода или сразу перед закатом. Но ловить его в ноябре было слишком оптимистично: каждый день лил дождь. Так прошло пять дней: дети-модели замерзали и скучали, их грим закончился, и вместо него стали использовать аэрозольную краску для автомобилей.

В итоге фотограф принял волевое решение сделать коллаж из нескольких изображений и сфотографировал детей в разных ракурсах на чёрно-белую плёнку.

На постпродакшене финальное изображение объединили в технике коллажа и затонировали
Изображение: Atlantic

Al Stewart — Past Present And Future, 1973

Эту обложку создавали в несколько этапов. Сперва сфотографировали Минак — театр под открытым небом на отвесной скале на берегу Атлантического океана. Далее ориентировались на свет в этом кадре.

В студии сфотографировали модель. Мантию зафиксировали рыболовной бечёвкой, чтобы сымитировать движение. Выставили свет, чтобы добавить отблески на ткани в правильных местах.

Обе фотографии напечатали. Их обратные стороны зашкурили до толщины тончайшей бумаги для самокруток бренда Rizla, а контуры обвели тонкими чёрными чернилами. Изображения объединили в коллаж и направили на каждую из его сторон равноудалённый свет, чтобы не было видно их границ. Сняли камерой Hasselblad с линзой 120 мм.

Итоговый мастер-принт напечатали и отправили ретушёру. Он оформил и высветлил портал
Изображение: Columbia Records

Pink Floyd — Wish You Were Here, 1975

Обложка девятого альбома Pink Floyd — бунт против неискренности и отчуждённости шоу-бизнеса того времени. Лейблы подписывали контракты с артистами, не вникая в их музыку. А сами музыканты тяжело переживали расставание с коллегой по группе — Сидом Барреттом, который с трудом выживал в этой среде из-за зависимостей и мягкого нрава.

Hipgnosis выбрали двух бизнесменов в декорациях киностудии как метафору отчуждённости. Они пожимают друг другу руки — и один из них горит, не выдерживает фейковости их отношений. Снимали в стерильных павильонах киностудии Warner Bros. в Калифорнии.

Каскадёра поджигали и тушили 15 раз. После финального поджога он отказался продолжать — внезапный порыв ветра направил пламя ему в лицо
Изображение: Harvest / Columbia Records

Led Zeppelin — Presence, 1975

На встрече с группой Пауэлл уснул. Проснулся, когда все увлечённо обсуждали идею разместить на обложке чёрный предмет. Он не стал прерывать дискуссию и задавать вопросы. Идею одобрили и договорились финально утвердить после просмотра макетов.

Чёрный предмет на аутсорсе изготовил графический дизайнер Джордж Харди из фетра и картона. Торгерсон выбрал несколько фотографий из журнала National Geographic, на которых схематично изобразил чёрный предмет. Пауэлл отправился в Мюнхен презентовать результат креативной работы группе.

На тумбочке отеля и с приглушённым светом мистический «обелиск» выглядел особенно эффектно и зачаровал Роберта Планта и Джимми Пейджа. Музыканты тут же забыли про макеты и стали расспрашивать Пауэлла. Тот растерялся: на установочной встрече он спал, а перед поездкой не обсудил концепт с партнёром. К счастью, Led Zeppelin так заинтриговал «обелиск», что они поделились своими интерпретациями, которыми остались довольны. Пейдж даже предложил правки в дизайн предмета: изгиб и неровное основание. Hipgnosis неохотно согласились, но в итоге сами остались довольны результатом.

Накануне релиза запланировали масштабную маркетинговую кампанию: разместить увеличенные копии чёрного предмета у Эйфелевой башни, Белого дома и других достопримечательностей. Но идея провалилась: новость слили в СМИ, и менеджмент потерял интерес к кампании.

На лицевой стороне обложки чёрный обелиск стал участником семейного ужина
Изображение: Swan Song
На оборотной — школьного урока
Изображение: Swan Song
На внутреннем конверте таинственный предмет появился в других повседневных декорациях
Изображение: Swan Song

10cc — Deceptive Bends, 1977

Вдохновением стало название альбома — в переводе «обманчивые изгибы» — и дорожный знак на пути к студии группы. Дизайнеры добирались по извилистым дорогам среди густых деревьев. Под эффектом впечатлений придумали сторителлинг.

Главным героем стал дайвер, который спас девушку из таинственных вод. Что его ожидает: удовлетворение от хорошего поступка или неочевидные опасности?

Финальное изображение состоит из трёх фотографий: дайвера и девушки у него на руках, дайверов на заднем фоне, заката. Последнее фото купили в библиотеке изображений
Изображение: Mercury

XTC — Go 2, 1978

Группа XTC не хотела использовать в дизайне сюрреализм и спецэффекты и отвлекать от внутреннего содержания альбома. Для них Торгерсон написал манифест о дизайне обложек виниловых пластинок — его разместили на лицевой и оборотной стороне.

Манифест начинается словами: «Это обложка музыкальной пластинки». Редкое исключение — скромные портреты участников группы авторства Hipgnosis
Изображение: Virgin Records

Sad Cafe — Misplaced Ideals, 1978

Референсом для обложки стал финал фильма «Список Эдриана Мессенджера» с Кирком Дугласом в главной роли. Он сыграл убийцу, который весь фильм маскировался, но в итоге всё же показал своё истинное лицо.

Гримёр Том Смит снял слепок с лица модели и по эскизу изготовил маску из латекса. Она прилегала внутри, а снаружи была чуть растянута. В маске проделали отверстия для ноздрей, пришили стеклянные глаза. В день съёмок Смит приклеил маску жидким латексом ко лбу и пространству вокруг глаз модели.

Фотографию снимали несколько часов в жаркой студии, и актёр переживал мучительный опыт, пока отдирал от своей кожи латекс. Оборотная сторона обложки тоже поддерживает кинотематику
Изображение: RCA Records

Ashra — Correlations, 1979

Альбом Ashra состоит из мелодичных гитарных партий. В качестве метафоры выбрали воду, которая льётся из питьевого фонтанчика. И чтобы добиться нужного эффекта на снимке, Пауэл осознанно нарушил рекомендации производителя камеры.

Яркость изображения экстремально выкрутили. Пауэлл снял кадр на шведскую камеру Hasselblad: настроил её на 500 кадров в секунду вместо рекомендованных 60 и увеличил свет в кадре в четыре раза с помощью осветительного оборудования. Этой технике дизайнер научился у фотографа Альберта Уотсона
Изображение: Virgin / Ariola / MG. ART

Mark Ashton — Solo, 1979

Эту обложку снимали на шведскую камеру Hasselblad и цветную прозрачную плёнку 6×6. Готовую фотографию на десять минут поместили в духовку, предварительно разогретую до 180 градусов. Высокая температура эффектно расплавила и запечатала изображение.

Дизайнеры хотели показать, что певец настолько горяч, что от него даже фотографии плавятся. Для съёмок выбрали солнечное Марокко
Изображение: Ariola

Peter Gabriel — Peter Gabriel, 1980

На эту обложку Hipgnosis вдохновил концептуальный американский фотограф Les Krims. Именно он обнаружил особенность камеры Polaroid SX-70: фотоплёнки можно двигать, пока они находятся под пластиковым защитным корпусом и сохнут. Светочувствительная эмульсия при этом эффектно мигрирует по поверхности плёнки — и создаёт искажения на проявляющейся фотографии.

Дизайнеры вспоминают, что на съёмках было весело. Каждый снял несколько десятков изображений. В процесс включился и сам музыкант. Полученный эффект имитировал расплавившийся воск — будто Гэбриел тает, подобно восковой фигуре. Весь процесс съёмки занял три часа.

Самый удачный кадр сфотографировали в чёрно-белом формате и увеличили
Изображение: Charisma Records
Одно изображение выбрать не смогли: одно из них использовали для яблока пластинки (на фото). 30 кадров объединили в постер, и ещё один отобрали для сингла
Изображение: Charisma Records

10cc — Look Hear?, 1980

Пауэлл отправился снимать обложку на Гавайи — фотографировать овечку на кушетке психотерапевта на фоне океана. Острова были выбраны не случайно: там самые эффектные сёрферские волны.

К съёмке готовились заранее: ещё в Лос-Анджелесе созвонились с Департаментом сельского хозяйства, чтобы забронировать овец для съёмок. Их с трудом, но удалось найти — на экспериментальной ферме при местном университете. Пауэлл выехал.

Уже на островах оказалось, что на Гавайях нет ни одной кушетки. Пришлось заказать и ждать доставку. В мемуарах Пауэлл вспоминает, что ожидание было приятным: загар, океан, вечеринки.

Наступил день съёмок. Овечку постригли, помыли специальным шампунем и сделали ей педикюр. Но она ожидаемо боялась воды. Пришлось воспользоваться успокоительным и помощью ветеринара и пары пастушьих собак — в их присутствии овечка успокаивалась.

На обложку в итоге выбрали фразу Are You Normal, набранную крупным шрифтом. Овечка на кушетке, впрочем, тоже на ней появилась — в уменьшенной версии
Изображение: Mercury
Но чтобы поездка на Гавайи всё же была не напрасна, напечатали стикер
Изображение: Mercury

Roger Taylor — Fun In Space, 1981

Для Queen идеи Hipgnosis были слишком смелые. Хотя группа отказалась сотрудничать с дизайн-бюро, барабанщик Роджер Тейлор нанял их для работы над обложкой своего сольного альбома.

Креативная концепция родилась из космического названия. На лицевой стороне разместили Тейлора, на оборотной — инопланетянина. Они держали в руках журналы друг с другом на обложках.

Реквизит для съёмки Торгерсон нашёл в книжном рядом с домом — весёлый инопланетянин на обложке журнала Creepy сразу влюбил в себя. Дизайнеры поехали в Нью-Йорк выкупать права на его использование у издателя и иллюстратора. Те согласились.

Hipgnosis изготовили копию пришельца из латекса, полиэстера и лампочек у себя в студии. А фотогеничного Роджера Тейлора нужно было просто сфотографировать
Изображение: EMI / Parlophone / Elektra

Yumi Matsutoya — Sakuban Oaishimasho, 1981

Hipgnosis продали японской певице Юми Мацутоя идею обложки, на которой одновременно изображены солнечный и дождливый день.

Решили снимать в Исландии. Мацутоя было принципиально важно передать облака в драматическом эффекте — как на скетче. Но в дни съёмок погодные условия не были подходящими. Пауэлл снял несколько кадров и применил техниколор (гидротипную печать), чтобы добиться идеальной цветопередачи.

На съёмки Мацутоя поехать не смогла из-за графика — вместо неё была дублёрша. Но певица всё равно осталась довольна результатом и много лет работала с Обри и Стормом даже после распада Hipgnosis
Изображение: Express

John McLaughlin — Music Spoken Here, 1982

Чтобы обсудить идею обложки, дизайнеры поехали к гитаристу-виртуозу Джону Маклафлину в Париж. Британский музыкант жил там с женой и строил карьеру на местной сцене. Это давалось ему нелегко: он играл в необычной манере джаз-фьюжен и был иностранцем.

Целый день участники Hipgnosis и музыкант разговаривали, слушали его новый альбом и пили вино. На обложке разместили его фото, на котором он пытается вставить квадратный стержень в круглое отверстие.

Обложка стала метафорой к творческому кризису Маклафлина. На оборотной стороне обложки творческий кризис всё же разрешился: стержень попал в правильное отверстие — символ веры дизайнеров в талант артиста
Изображение: Warner Music Group

Robert Plant — The Principle of Moments, 1983

Одна из последних работ Hipgnosis как дизайн-бюро — обложка для второго сольного альбома Роберта Планта из Led Zeppelin. Концепцию он придумал сам: фото с искажением, на котором он плетёт узоры нитью.

Hipgnosis в тот период увлекались эффектом размытия в фотографии. Планта решили снять при дневном свете на медленной выдержке. Мистическое искажение создавали с помощью ассистента из фотолаборатории.

Ассистент бегал в белом рабочем халате в пределах кадра, пока Плант стоял у обычной лондонской стены
Изображение: Atlantic
На яблоко пластинки решили добавить немного красок
Изображение: Atlantic

Various Artists — Hey Drag City, 1994

Когда эта фотография появилась на обложке музыкального альбома, дизайн-бюро уже распалось. Но она дождалась своего часа.

На фото трибьют чучелам диких уток, которых придумал дизайнер Артур Гредлингтон. В 1938-м они были на пике популярности и украшали гостиные: располагались в трёх экземплярах на стене, будто пролетали над камином.

В 1973 году утки по-прежнему встречались в некоторых домах, но уже считались китчем. Hipgnosis купили три тушки у мясника и воспроизвели привычный, но опостылевший дизайн интерьера в студии.

У многих клиентов дизайн-бюро фотография вызывала брезгливость. Только в 1994 году инди-лейбл выкупил её для обложки сборника.

Тушки были настолько свежие, что кровь стекала по стене — яркий пример реализма
Изображение: Drag City Inc.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована