Дизайн
#подборки

5 знаменитых проектов Массимо Виньелли

От кухонной утвари до айдентики компаний с мировым именем.

Фото: Pier Marco Tacca / Getty Images

Массимо Виньелли родился 10 января 1931 года в Милане. Детство и юность он провёл в этом городе, там же поступил в университет на архитектора, затем учился в Венецианском университете. Однако постепенно Виньелли ушёл из классического искусства в дизайн.

В 1957 году Виньелли женился, супруга стала для него надёжным партнёром по работе: Лелла также изучала архитектуру и позднее занялась дизайном. В 1960-м пара открыла в Италии собственную студию, которая специализировалась на дизайне интерьеров, мебели и логотипов. А в 1965-м появилась их компания Unimark International в США — в партнёрстве с несколькими дизайнерами. Это период крупных проектов Виньелли: он разрабатывал дизайн для American Airlines, Ford, Knoll, Gillette.

В 1971 году супруги покинули Unimark International и основали новое агентство, Vignelli Associates, где работали всю оставшуюся жизнь.

Каталог универмага Rinascente, 1967 год
Изображение: Archivio Grafica Italiana

Виньелли всегда придерживался традиций модернизма. Его дизайн чистый, упорядоченный, «правильный». Автор использовал лаконичные решения, простые геометрические формы, базовую цветовую палитру. И всё это, как правило, основывалось на модульной сетке.

Ещё одна визитная карточка Массимо Виньелли ― минимализм в типографике. Он считал, что многообразие шрифтов загрязняет дизайн и что достаточно найти пять подходящих гарнитур и использовать только их. В его топ-5 вошли Helvetica (Виньелли был одним из главных популяризаторов этого шрифта), Futura, Times New Roman, Bodoni и Century Expanded (иногда в этот список добавляют Garamond).

Виньелли также преподавал в Гарварде, написал несколько книг о дизайне. Одна из самых известных ― Vignelli: From A to Z, состоящая из эссе об основных принципах хорошего дизайна.

Расскажем о нескольких работах этого мастера.

Набор посуды Heller Vignelli

1964

Одним из первых знаковых проектов супругов Виньелли стал набор посуды Heller Vignelli. Это пластиковая посуда, особенность которой ― минималистичный и при этом детально продуманный дизайн, благодаря которому можно компактно складывать весь комплект.

С чашками из набора Heller Vignelli связана интересная история. Изначально в верхней части кружки была выемка, которая плавно переходила в выемку на ручке. У итальянцев, которые обычно наполняют кружку наполовину, это не вызывало трудностей, а вот американцы столкнулись с проблемой: они часто проливали напитки, поэтому в американской линейке посуды выемку убрали.

Набор Heller Vignelli выпускают до сих пор, но, конечно, с годами появлялись новые модификации. Например, со временем линейку расширили посудой для выпекания.

Фото: Vignelli Center for Design Studies / Rochester Institute of Technology
Фото: Vignelli Center for Design Studies / Rochester Institute of Technology
Изображение: Massimo and Lella Vignelli Papers / Vignelli Center for Design Studies

American Airlines

1967

В 1967 году Виньелли разработал фирменный стиль и логотип для авиакомпании American Airlines, которые использовались почти полвека ― до 2013-го.

В основе логотипа ― аббревиатура AA и название компании, набранные шрифтом Helvetica с использованием синего и красного (цветов американского флага). Ещё один патриотический элемент ― схематичное изображение орла. По одной версии, это решение самого дизайнера, по другой ― на использовании образа птицы настояла сама компания.

Изображение: Maryellen McFadden / Flickr
Изображение: American Airlines

Карта метро Нью-Йорка

1972

В 1972 году Виньелли вместе с дизайнером Джоан Чарисин разработал карту метро Нью-Йорка. Её особенностями были абстрактность, схематичность и минимум детализации. Изображая маршруты, дизайнеры располагали линии строго под углом 45 или 90 градусов, остановки отмечали точками.

Это должно было упростить схему, но в итоге вызвало трудности у пользователей — карта не соответствовала реальной географии города. Через несколько лет от проекта Виньелли отказались в пользу более понятной карты. Однако в 2008 году дизайнеру предложили разработать новую цифровую версию его карты, которая сейчас доступна в формате приложения.

Изображение: Массимо Виньелли / collection of Cooper Hewitt
Изображение: Массимо Виньелли / collection of Cooper Hewitt

Knoll

1967

Виньелли разработал графику для печатной продукции мебельной компании Knoll. В основе дизайна лежит сетка: все элементы подчинены логике и занимают своё место.

Одна из известных работ в этом цикле ― плакат для Knoll International. В центре композиции типографика: большие разноцветные буквы названия бренда накладываются друг на друга, мелкий информационный текст набран, разумеется, шрифтом Helvetica. Всё вместе это создаёт яркий, узнаваемый образ.

Изображение: Knoll
Изображение: Knoll

Bloomingdale’s

1972

В начале 1980-х Массимо Виньелли работал над фирменным стилем и упаковкой для универмага Bloomingdale’s. Среди прочего он создал шопер в трёх размерах — их компания использует до сих пор.

В основе визуального решения оказалось само название бренда: дизайнер использовал шрифт Futura с обтекаемыми очертаниями и объединил две буквы O. Так объёмное слово превратилось в лаконичный, стильный и узнаваемый логотип ― ничего лишнего.

Изображение: Bloomingdale’s
Фото: Vignelli Center for Design Studies / Rochester Institute of Technology
Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована