Дизайн
#статьи

5 проектов Сергея Параджанова

Уникальные фильмы и удивительные коллажи.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Сергей Параджанов (настоящее имя Саркис Параджанян) родился 9 января 1924 года в Тбилиси, его семья была армянского происхождения. В 17 лет Параджанов поступил в Тбилисский государственный университет, где изучал архитектуру, однако вскоре его заинтересовало кино.

В период Второй мировой Параджанова призвали в армию, где он прослужил до 1946 года. После демобилизации он продолжил свое образование и поступил в московский ВГИК. Его учителями были культовые мастера советского кино Михаил Ромм и Сергей Эйзенштейн.

Параджанов начал свою карьеру в кино как ассистент режиссёра и сценарист, но вскоре стал известным благодаря собственным фильмам, которые отличались яркой визуальной эстетикой и глубоким символизмом.

Сергей Параджанов трижды попадал в тюрьму, суммарно он провёл там около четырёх лет. За его освобождение выступали крупнейшие фигуры мирового искусства XX века: Андрей Тарковский, Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Федерико Феллини и многие другие. После освобождения в 1977 году Параджанову запретили жить и работать в Москве, Киеве, Ленинграде и Ереване, и он уехал в свой дом детства в Тбилиси.

В заключении режиссёр тоже нашёл возможность творить: он создавал необычные коллажи и инсталляции — собирал их из бытовых материалов, которые удавалось найти в тюрьме или получить от друзей. Выйдя на свободу, Параджанов продолжил работать над коллажами, пока не получил разрешение вернуться к кино.

Автопортрет в готическом стиле, 1976–1977
Изображение: Parajanov Museum

Параджанов в своих работах часто обращается к национальной культуре: армянской, грузинской, украинской. Визуальная составляющая в них часто важнее сюжета. Соприкасаясь с этими работами, важнее, наверное, не пытаться понять, «что хотел сказать автор», а прочувствовать, что имеешь дело с чем-то особенным, глубоким и очень личным.

Расскажем, с чего можно начать знакомство с Параджановым.

«Тени забытых предков»

1964

«Тени забытых предков» — первый фильм, который принёс Параджанову мировую известность. Это фольклорная история любви Ивана и Марички — представителей враждующих гуцульских родов (этническая группа западных украинцев). Своего рода история Ромео и Джульетты, которым нельзя быть вместе.

Кадр: фильм «Тени забытых предков» / Киностудия имени Александра Довженко

В этом фильме над сюжетом преобладает визуальная передача и культурный символизм. Параджанов постарался воссоздать быт и традиции гуцулов. Он тщательно подбирал детали, которые вместе сложились в глубокое кино: актёры носили старинную одежду, купленную в Карпатах, интерьер заполняли мелкие предметы быта, найденные режиссёром в сёлах.

Сергей Параджанов не даёт зрителю прямых объяснений, но оставляет символы-сигналы. Главный герой кормит возлюбленную земляникой — метафора близости. Молодожёнов запрягают в ярмо в рамках свадебного обряда — предсказание, что семейная жизнь станет для обоих обременением (на самом деле такой традиции у гуцулов не было, но режиссёр настоял на этой сцене). Кадр залит красным цветом — героя обуревают эмоции.

В отличие от более поздних кинолент Параджанова, в «Тенях» больше динамики, съёмки в движении

«Цвет граната» («Саят-Нова»)

1968

Это один из самых известных фильмов Параджанова. Он основан на жизни армянского поэта Адама Гаязова и представляет собой визуальную поэму, наполненную символикой и метафорами.

Фильм абстрактный, у него нет традиционного сюжета. Вместо этого он состоит из серии ярких и запоминающихся глав-сцен, каждая из которых отражает внутренний мир поэта на разных этапах его жизни.

«Цвет граната» любят за яркие художественные образы, зрительный контакт с героями, контрастную палитру. Параджанов вдохновлялся армянскими миниатюрами с религиозными и этническими сюжетами.

Его «Цвет граната» похож на подборку коллажей, объединённых одним персонажем и наполненных культурными символами. Время от времени герои этих «картинок» приходят в плавное движение, но режиссёр видит в этом не медлительность, а наоборот, концентрированную динамику, страсть.

Постер фильма
Изображение: постер к фильму «Цвет граната» / Арменфильм

«Плачущая Джоконда»

1977

У Сергея Параджанова была серия коллажей на основе знаменитой картины Леонардо да Винчи. Этот он создал, будучи в тюрьме. В одном из своих писем друзьям Параджанов написал, что так бы Джоконда оплакивала его, если бы он умер в заключении.

Идея такого коллажа появилась случайно. Во время тюремных работ на карьере Параджанов увидел на спине у одного из заключённых татуировку с изображением Джоконды, которая «хмурилась» во время движений мужчины. Это вдохновило мастера на «Плачущую Джоконду».

В коллаже минимум деталей. Параджанов вырезал фрагмент лица Моны Лизы и наложил на него её же руку, словно вытирающую слёзы. Двойная золочёная рама дополнила коллаж уже после освобождения режиссёра из тюрьмы. Сейчас работа находится в Музее Сергея Параджанова в Ереване.

Изображение: Parajanov Museum

«Юрик»

1983

Коллаж из послетюремного периода Параджанова посвящён Юрию Гагарину. Мастер выносит фигурку космонавта за нижнюю границу рамки — вероятно, как символ того, что Гагарин сумел покинуть пределы Земли. На фоне маячат ангелы.

Свои коллажи режиссёр собирал из простых элементов, многие из которых находил даже на свалках. В этой работе он сочетает разные детали и материалы: ёлочную игрушку, разноцветные прищепки, куклу, блистер с таблетками, пробки, алюминиевые ложки, воронку, стеклянную колбу… Вся композиция при этом «упакована» в богатую золочёную рамку.

Изображение: Parajanov Museum

I Sold Dacha

1985

Коллаж I Sold Dacha («Я продал дачу»), как и другие работы Параджанова, сочетает элементы сюрреализма, фольклора и личных воспоминаний. В 1981 году Параджанов купил часть дома в селе Дзалиси, расположенном неподалёку от Тбилиси. На даче он устраивал приёмы для своих друзей и местных жителей, больше похожие на театральные представления. Позже он продал дачу.

Коллаж наложен на фотографию типографа Юрия Курбатова. Чёрно-белый снимок расцвёл: добавились участки с зелёной травой, картина, циферблат, у людей в кадре появились крылья-ракушки, разноцветные наряды и цветы в волосах. Некоторые фигуры Параджанов «прифотошопил» сам. Все эти элементы создают ощущение праздника и творчества.

Изображение: Parajanov Museum
Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована