5 проектов Сергея Параджанова
Уникальные фильмы и удивительные коллажи.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Сергей Параджанов (настоящее имя Саркис Параджанян) родился 9 января 1924 года в Тбилиси, его семья была армянского происхождения. В 17 лет Параджанов поступил в Тбилисский государственный университет, где изучал архитектуру, однако вскоре его заинтересовало кино.
В период Второй мировой Параджанова призвали в армию, где он прослужил до 1946 года. После демобилизации он продолжил свое образование и поступил в московский ВГИК. Его учителями были культовые мастера советского кино Михаил Ромм и Сергей Эйзенштейн.
Параджанов начал свою карьеру в кино как ассистент режиссёра и сценарист, но вскоре стал известным благодаря собственным фильмам, которые отличались яркой визуальной эстетикой и глубоким символизмом.
Сергей Параджанов трижды попадал в тюрьму, суммарно он провёл там около четырёх лет. За его освобождение выступали крупнейшие фигуры мирового искусства XX века: Андрей Тарковский, Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Федерико Феллини и многие другие. После освобождения в 1977 году Параджанову запретили жить и работать в Москве, Киеве, Ленинграде и Ереване, и он уехал в свой дом детства в Тбилиси.
В заключении режиссёр тоже нашёл возможность творить: он создавал необычные коллажи и инсталляции — собирал их из бытовых материалов, которые удавалось найти в тюрьме или получить от друзей. Выйдя на свободу, Параджанов продолжил работать над коллажами, пока не получил разрешение вернуться к кино.
Читайте также:
Параджанов в своих работах часто обращается к национальной культуре: армянской, грузинской, украинской. Визуальная составляющая в них часто важнее сюжета. Соприкасаясь с этими работами, важнее, наверное, не пытаться понять, «что хотел сказать автор», а прочувствовать, что имеешь дело с чем-то особенным, глубоким и очень личным.
Расскажем, с чего можно начать знакомство с Параджановым.
«Тени забытых предков»
1964
«Тени забытых предков» — первый фильм, который принёс Параджанову мировую известность. Это фольклорная история любви Ивана и Марички — представителей враждующих гуцульских родов (этническая группа западных украинцев). Своего рода история Ромео и Джульетты, которым нельзя быть вместе.
В этом фильме над сюжетом преобладает визуальная передача и культурный символизм. Параджанов постарался воссоздать быт и традиции гуцулов. Он тщательно подбирал детали, которые вместе сложились в глубокое кино: актёры носили старинную одежду, купленную в Карпатах, интерьер заполняли мелкие предметы быта, найденные режиссёром в сёлах.
Сергей Параджанов не даёт зрителю прямых объяснений, но оставляет символы-сигналы. Главный герой кормит возлюбленную земляникой — метафора близости. Молодожёнов запрягают в ярмо в рамках свадебного обряда — предсказание, что семейная жизнь станет для обоих обременением (на самом деле такой традиции у гуцулов не было, но режиссёр настоял на этой сцене). Кадр залит красным цветом — героя обуревают эмоции.
«Цвет граната» («Саят-Нова»)
1968
Это один из самых известных фильмов Параджанова. Он основан на жизни армянского поэта Адама Гаязова и представляет собой визуальную поэму, наполненную символикой и метафорами.
Фильм абстрактный, у него нет традиционного сюжета. Вместо этого он состоит из серии ярких и запоминающихся глав-сцен, каждая из которых отражает внутренний мир поэта на разных этапах его жизни.
«Цвет граната» любят за яркие художественные образы, зрительный контакт с героями, контрастную палитру. Параджанов вдохновлялся армянскими миниатюрами с религиозными и этническими сюжетами.
Его «Цвет граната» похож на подборку коллажей, объединённых одним персонажем и наполненных культурными символами. Время от времени герои этих «картинок» приходят в плавное движение, но режиссёр видит в этом не медлительность, а наоборот, концентрированную динамику, страсть.
«Плачущая Джоконда»
1977
У Сергея Параджанова была серия коллажей на основе знаменитой картины Леонардо да Винчи. Этот он создал, будучи в тюрьме. В одном из своих писем друзьям Параджанов написал, что так бы Джоконда оплакивала его, если бы он умер в заключении.
Идея такого коллажа появилась случайно. Во время тюремных работ на карьере Параджанов увидел на спине у одного из заключённых татуировку с изображением Джоконды, которая «хмурилась» во время движений мужчины. Это вдохновило мастера на «Плачущую Джоконду».
В коллаже минимум деталей. Параджанов вырезал фрагмент лица Моны Лизы и наложил на него её же руку, словно вытирающую слёзы. Двойная золочёная рама дополнила коллаж уже после освобождения режиссёра из тюрьмы. Сейчас работа находится в Музее Сергея Параджанова в Ереване.
Читайте также:
«Юрик»
1983
Коллаж из послетюремного периода Параджанова посвящён Юрию Гагарину. Мастер выносит фигурку космонавта за нижнюю границу рамки — вероятно, как символ того, что Гагарин сумел покинуть пределы Земли. На фоне маячат ангелы.
Свои коллажи режиссёр собирал из простых элементов, многие из которых находил даже на свалках. В этой работе он сочетает разные детали и материалы: ёлочную игрушку, разноцветные прищепки, куклу, блистер с таблетками, пробки, алюминиевые ложки, воронку, стеклянную колбу… Вся композиция при этом «упакована» в богатую золочёную рамку.
I Sold Dacha
1985
Коллаж I Sold Dacha («Я продал дачу»), как и другие работы Параджанова, сочетает элементы сюрреализма, фольклора и личных воспоминаний. В 1981 году Параджанов купил часть дома в селе Дзалиси, расположенном неподалёку от Тбилиси. На даче он устраивал приёмы для своих друзей и местных жителей, больше похожие на театральные представления. Позже он продал дачу.
Коллаж наложен на фотографию типографа Юрия Курбатова. Чёрно-белый снимок расцвёл: добавились участки с зелёной травой, картина, циферблат, у людей в кадре появились крылья-ракушки, разноцветные наряды и цветы в волосах. Некоторые фигуры Параджанов «прифотошопил» сам. Все эти элементы создают ощущение праздника и творчества.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также: