Дизайн
#события

Россия коллажная: как фестиваль «Режь да клей» собрал единомышленников по всей стране

От самодельного сайта — до большой выставки в галерее.

пресс-служба фестиваля «Режь да клей»

Шесть лет назад Ольга Кирсанова запустила проект «Режь да клей». Тогда это был просто сайт с портфолио, а теперь он превратился в большое сообщество с филиалами в разных городах страны. До 31 июля в галерее «На Песчаной» в Москве можно увидеть работы участников и научиться самому делать коллажи на мастер-классах.

Мы поговорили с Ольгой и узнали, кто такие коллажисты, где их искать и почему умение делать коллажи пригодится кому угодно — дизайнерам, преподавателям и даже бухгалтерам.

Ольга Кирсанова

Куратор и основательница фестиваля «Режь да клей». Училась на инженера, затем работала фотографом и бильд-редактором, откуда ушла в коллажисты.

Как начался проект

Фото: пресс-служба фестиваля «Режь да клей»

«Много лет я работала бильд-редактором в разных изданиях. В одном из них мне приходилось отсматривать бесконечные фотосъёмки с заседаний мэрии и прочих нудных протокольных мероприятий. Однажды мне стало совсем скучно, и я посадила в президиум гигантского кота. Мне понравилось, и я продолжила баловаться: плодила котов-чиновников и вешала распечатки этих шедевров на стенку. Коллеги, конечно, хихикали и радовались, но к приезду больших боссов галерею приходилось прятать.

В 2014 году я попала на двухдневный воркшоп по коллажу от американской художницы Эллен Вайнштейн, и это событие стало ключевым для меня. До этого в основном я изображала в коллаже дурацкие истории, которые случались со мной и моими немногочисленными друзьями. После воркшопа я поняла, что можно делать коллажи на более абстрактные темы, которые будут интересны не только двум очевидцам произошедшего, но и более широкой публике.

Фото: пресс-служба фестиваля «Режь да клей»

Поварившись в собственном коллажном соку около года, я поняла, что тоскую о гипотетических братьях по разуму, которых нигде не могла найти. В Instagram* я видела, как зарубежные коллажисты собираются в кафешках, мастерских и барах и вместе режут коллажи. У нас такого не было, а Google на запрос „русские коллажисты“ писал: „Возможно, вы имели в виду ‚русские пейзажисты‘?“, выдавал список тех самых пейзажистов и одну статью „10 современных художников-коллажистов“, но никого из России там не было.

В декабре 2015 года мы с мужем запустили сайт, и я торжественно объявила о рождении сообщества российских коллажистов „Режь да клей“. На сайте планировалось размещать портфолио участников сообщества и объявлять даты живых встреч для совместного коллажирования.

Для запуска сайта я еле-еле нашла четырёх человек, чьи портфолио стали первыми в истории „Режь да клей“. Пятое было моим. Искать коллажистов пришлось на Behance, по запросу collage и локации „Россия“, а потом объяснять удивлённым людям, что я от них хочу и зачем.

Фото: пресс-служба фестиваля «Режь да клей»

Откуда взялось название „Режь да клей“? У нас дома на холодильнике много лет висит рисованная открытка, на которой жена обнимает мужа: с одной стороны от них написано „Кормить да хвалить“, с другой — „Хвалить да кормить“. Меня всегда восхищало это „да“, и когда я думала над названием сообщества, „да“ незамедлительно в него вписалось.

После запуска сайта я кинула клич на Facebook*, и мне посыпались портфолио. Оказалось, что многие делают коллажи, но стесняются этого. Тогда они не считали эту деятельность достаточно серьёзной для того, чтобы ей можно заниматься регулярно, получать за это деньги и тем более учиться коллажировать.

Фото: пресс-служба фестиваля «Режь да клей»

К 2019 году на сайте было около 80 коллажистов. Это было разношёрстное общество с разной мотивацией. Очень многие хотели вступить в сообщество просто ради публикации на сайте. После вступления они пропадали, не участвовали в наших встречах в Москве и междугородних мероприятиях, не отвечали на сообщения, а некоторые и вовсе бросили коллаж.

А я наоборот выступала за то, чтобы было реальное взаимодействие, чтобы мы встречались, обменивались опытом. С января 2016 года я проводила бесплатные встречи в Москве, но у нас всё время был разный состав. На первых порах иногда вообще никто не приходил, я сидела одна и роняла скупую слезу».

Как собиралось комьюнити

Фото: пресс-служба фестиваля «Режь да клей»

«Раньше мне хотелось, чтобы участников в сообществе было много, но потом я поняла, что мне важны люди, любящие коллаж до глубины души, — те, кто действительно хочет взаимодействовать, а не просто добавить ссылку на публикацию в своём CV и отвалиться.

После первого фестиваля в 2019 году у нас была большая чистка. Мы писали всем участникам письма и спрашивали, с нами они или нет. Кто-то написал: „Нет, спасибо“. Кто-то просто не ответил. Но те, кто остался, до сих пор общаются и участвуют в наших проектах. Это было жёсткое, но необходимое для развития сообщества решение. Сейчас процесс вступления и принятия в сообщество более осмысленный.

У наших коллажистов нет физической возможности встретиться на открытии фестиваля, потому что они живут в восемнадцати разных городах. Я могу поехать, например, в Самару или в Питер, но многие не могут позволить себе роскоши перемещения в пространстве. Я стараюсь знакомить коллажистов из одного города друг с другом, чтобы они при желании что-то делали вместе.

Фото: пресс-служба фестиваля «Режь да клей»

За последние годы в разных городах появилось сразу несколько коллажных ячеек. Некоторые основаны нашими участниками, некоторые — просто наши друзья, не состоящие в „Режь да клей“. В Питере открыт „Клуб вольных коллажистов“, в Самаре давно существует „Мастерская коллажа“, а недавно у нас появилась ячейка в новосибирском Академгородке.

В Хабаровске свой проект „Коллаж-движ“ делает дизайнер Яна Джан-Ша. Сейчас она получила грант на экспедицию по Хабаровскому краю. Ездит по городам и через коллаж поднимает социальные темы, волнующие творческую молодёжь, организовывает круглые столы и приглашает на них людей от власти. И они приходят. Я не представляю, как она всё это тянет. У нас каждый занимается тем, что ему ближе».

Как появился фестиваль

Фото: пресс-служба фестиваля «Режь да клей»

«В 2017 году я собрала пять крутых коллажистов, чьими навыками восхищалась, и мы провели первый интенсив. А потом устроили отчётную выставку на двенадцати этажах жилого дома.

К 2018 году я поняла: наших совместных знаний и умений так много, и они все такие разносторонние, что в формат интенсива это не влезет. Нужно делать большую образовательную программу, минимум на месяц. Так родилась идея первого „Режь да клей ФЕСТа“.

Я выстроила программу так, что за месяц занятий новичок может дойти до достаточно высокого уровня. Плюс практикующий коллажист может почерпнуть из курсов что-то новое для себя.

Фото: пресс-служба фестиваля «Режь да клей»

Мне очень нравится, когда приходят люди, не считающие себя творческими, потому что они не умеют рисовать и вообще „ничем таким“ не занимаются. „Последний раз шили в школе, рисовали тоже в школе. Мы не творческие, мы бухгалтеры“. А потом их прорывает энергия. Они сами на себя смотрят и удивляются, что они, оказывается, могут делать „что-то такое“.

Не все хотят учиться. Есть люди, которые по 10–15 лет делают одно и тоже. Они присылают заявку на вступление в сообщество, а я им отказываю. Иногда они просят уделить им пару минут и объяснить, что с их коллажами не так. И я по два-три часа пишу письмо. Но не всем помогает. Кто-то продолжает делать то, что делал. А кто-то смотрит на своё творчество и понимает, что делает какую-то фигню. Этап фигни есть у всех. Просто его нужно пройти, осознать и идти дальше».

Про выставку

«До 31 июля в галерее „На Песчаной“ проходит наш второй „Режь да клей ФЕСТ“. Выставочная программа фестиваля складывается из трёх кураторских частей:

Фото: пресс-служба фестиваля «Режь да клей»

„Против шерсти“: Мы с Александрой Прокоповой поставили официальным участникам сообщества задачу — сделать что-то, чего они никогда не делали, воспользоваться новыми для себя материалами или наконец-то воплотить в физическое пространство проект, который многие годы откладывали. Теперь у нас есть коллажи на глиняных фигурках, тряпичные птицы на простынке, коллаж в старом iPhone 5, обклеенные доски скейтов, комната страха, две анимационные премьеры и много чего ещё.

Фото: пресс-служба фестиваля «Режь да клей»

„Своя игра“: Меня уже давно интересует теория игр, а происходящие в последние полтора года события демонстрируют игрища различных групп для получения некой не всегда очевидной обывателю выгоды. И во всём этом игровом мировом борще живём мы, обычные люди, и пытаемся вести какую-то свою игру, часто даже её не осознавая.

Поэтому я предложила коллажистам покопаться в себе и понять, какую игру ведут именно они. Мне прислали около 300 заявок из 42 стран. Очень многие не копали вглубь, а просто выбрали тему спорта. Я отобрала 70 лучших работ (из них только 18 — на спортивную тематику), и теперь они висят на фестивале, а потом поедут в другие города.

Фото: пресс-служба фестиваля «Режь да клей»

„Микромир“: Куратором этой части стала Ирина Севостьянова — она презентовала в Москве свой Карманный музей коллажа. Все работы на фестивале размером 5×5 см. Ира предложила участникам поизучать под микроскопом свои вымышленные миры. Ей прислали более сотни работ. В итоге она отобрала 41 коллаж для путешествия в Москву.

Фото: пресс-служба фестиваля «Режь да клей»

Сначала мы хотели разграничить все проекты по залам, но в итоге они плотно переплелись в экспозиции и стали единым целым, как разные куски фотографий в хорошем коллаже. А ещё у нас есть Госпожа Тихоходка».

Куда развиваться дальше

Фото: пресс-служба фестиваля «Режь да клей»

«Коллаж можно применять практически в любой профессии. Самое очевидное — это, конечно, дизайн и иллюстрация. Но есть, например, преподаватели в школе, которые реально хотят, чтобы дети заинтересовались их предметом. На уроках географии или краеведения можно сделать самодельный путеводитель по своему району — это очень круто. У нас был проект „Россия коллажная“: жители 16 городов сделали коллажные путеводители по своим любимым местам, и мы собрали их в одну электронную книгу.

Фото: пресс-служба фестиваля «Режь да клей»

Многие дизайнеры используют коллаж, например, при создании рекламы: каждый помидорчик-огурчик вырезается с отдельной фотографии, это не общий кадр, а технический коллаж. Дизайнерам одежды пригодятся коллажные паттерны и принты для футболок.

Художникам-сценографам тоже нужен коллаж. Наташа Науменко делает коллажные декорации для Северодвинского драматического театра. Алиса Гулканян делала коллажную анимацию из картин русских женщин-художниц для Манижи на „Евровидении“. У нас на сайте есть с ней интервью об этом важном для нашего комьюнити событии».

Про планы на будущее

Фото: пресс-служба фестиваля «Режь да клей»

«Сейчас я верстаю „Настольную книгу коллажиста“, в которой выложила всё, что знаю о коллаже, включая то, как проводить воркшопы. Надеюсь, книга выйдет ещё в этом году.

Я не ставлю курсы на поток. Не знаю, как живут педагоги, которые преподают каждый день. Для меня это всё-таки тяжело. Я хочу, чтобы мои ученики реально получили от меня что-то важное. Я за них переживаю, стараюсь поддерживать тех, кто идёт дальше в коллаж. Когда их много, лично я не справляюсь. Мне нравится формат интенсива: человек ковыряется полгода-год, потом приходит, за 4–6 дней получает заряд, и ему этот концентрат знаний разгребать ещё полгода-год.

Фото: пресс-служба фестиваля «Режь да клей»

Мне хочется, чтобы сайт „Режь да Клей“ был порталом в российский коллаж, чтобы там постоянно публиковались классные проекты. Это единственный в России ресурс о современном коллаже. Писать что-то специальное мне не хватает сил, но я стараюсь публиковать все крутые проекты от наших коллажистов. Многие, кто первый раз услышал про коллаж, реально пропадают на нашем сайте, за пять с половиной лет существования там накопилось много информации».


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Курс

Профессия Графический дизайнер

Вы узнаете, как создавать айдентику бренда в вебе и для печати. Научитесь работать в Illustrator, Photoshop, InDesign и Figma. Добавите в портфолио плакаты, логотипы, дизайн мерча и другие сильные проекты. Начнёте карьеру в студии или на фрилансе.

Узнать про курс

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Обучение: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована