Дизайн
#статьи

Дизайн табличек: 5 кейсов общественной навигации

Ангелы на адресных табличках Кишинёва, уличные смарт‑карты в Екатеринбурге и парковка будущего в Москве.

Иллюстрация: Matheus Viana / cottonbro / Pexels / Polina Vari для Skillbox Media

Внешний вид навигации в общественных местах очень важен. Но красивые таблички могут оказаться бесполезными, если дизайнер не продумает их расположение, не углубится в особенности их производства и полностью проигнорирует текущее устройство города.

Дизайнеры и урбанисты на примерах реальных проектов рассказали нам о том, как создаётся удобная навигация в общественных местах, для чего нужно собирать фокус-группы и как утилитарные таблички сделать «элементом кайфа в городе».

В главных ролях дизайнеры:

И урбанисты:

Илья Бирман

Арт-директор «Бюро Горбунова», автор курса лекций «Навигация в общественных местах»


Поговорили с Ильёй об адресных табличках Кишинёва, которые он создал вместе с дизайнером Анатолием Микалюком. А также о том, как сделать утилитарную вещь точкой притяжения в городе.


О декоративных элементах в навигации

При разработке табличек мы с Анатолием не опирались на что-то конкретное из других городов, но внимательно изучали, что было в Кишинёве до этого.

Нам хотелось сделать что-то заметное, чтобы люди любили эти таблички и хотели фотографироваться на их фоне. Но это же просто уличные таблички, абсолютно утилитарная вещь, где там развернуться? Кажется, что выпендриваться в их дизайне неуместно: чем больше там красивостей, тем хуже они решают основную задачу.

Адресные таблички даже с очень плохим дизайном как-то работают. Тут скорее задача была сделать так, чтобы они не просто работали, но ещё и сами стали элементом кайфа в городе.

Мы видели, что хорошо работает дизайн, когда создаёшь максимальный контраст: весь текст и вёрстку сделать как можно прямолинейнее, а жизнь вдохнуть, наоборот, пёстрым отдельным элементом рядышком. Но что это за элемент должен быть?

Можно взять герб или другой символ, и на одной табличке это будет смотреться хорошо, но если растиражировать его на весь город, он утомит. И вот мы догадались, что эти элементы могут быть вообще разные везде, и как раз это разнообразие только усилит идею.

Об обратной связи

Я много в чём участвовал в жизни, и какой бы прекрасный, на мой взгляд, проект ни получился, интернет всё равно приносил порцию негатива. Так что я давно привык, что почитать гадости о своей работе — это просто обязательная часть любой публикации.

А тут произошло какое-то чудо: буквально все, кто хоть что-то мне писал, говорили приятные вещи! Видимо, что-то мы с Толей угадали.

Фото: justbenice.ru

Игорь Киселёв
и Стас Хрусталёв

Дизайнеры


Поговорили с Игорем и Стасом о навигации будущего на парковке «Авиапарка».

О недостатках старой навигации «Авиапарка»

Чтобы понять, чего не хватает посетителям «Авиапарка», дирекция торгового центра провела нам брифинг — у них был список проблем, которые надо решить.

Навигация на парковке была базовая: разметка и набор знаков, необходимых по ПДД, с цветовым разделением зон парковки. Никаких подвесных табличек, схем и указателей для посетителей. И всё это на двенадцать тамбуров с двумя входами в каждом. Ну и помимо этого — карты в торговом центре вообще не было.

Первое время в торговый центр люди добирались на автомобиле либо на бесплатных автобусах от ближайших станций метро. А теперь рядом с торговым центром открылась станция ЦСКА, бесплатные автобусы отменили, и пассажиропоток сильно изменился.

Мы провели собственное исследование: понаблюдали, как ведут себя посетители (в спокойное время и в час пик), поспрашивали рядовых сотрудников и случайных посетителей. Разложили это на группы «автомобилистов» и «пешеходов» и построили пути взаимодействия с торговым центром.

Люди привыкли, что парковка в торговых центрах обычно под землёй, поэтому мы подсознательно считаем, что это этажи −1, −2 и так далее. У «Авиапарка» парковка наземная, а первый этаж торгового центра по факту — третий этаж здания. Автомобилисты путали, на каком уровне припарковались, а пешеходы иногда искали вход в метро на втором уровне парковки.

Изображение: ТРЦ «Авиапарк» / дизайн студии Just Be Nice / 2021.festivalsreda.ru

Чтобы всё это исправить, мы сделали простую и понятную схему со всеми необходимыми деталями. Очевидно и аккуратно показали текущий этаж и что выше или ниже ещё один. Отметили находящиеся рядом объекты, причём также относительно этажа. Каждая схема сопровождалась текстовой информацией на двух языках и указателями, к каким парковочным местам ведёт ближайший выход.

Изображение: ТРЦ «Авиапарк» / дизайн студии Just Be Nice / 2021.festivalsreda.ru

О проработке каждого входа и ограничениях

Каждый вход уникален. В нескольких лифт едет только до второго уровня парковки, где-то есть только грузовой, иногда только эскалаторы. Уровни парковки различаются по высоте. В каких-то местах можно привлечь внимание людей к дополнительному указателю, а иногда это может быть опасно. Поэтому с каждым пространством работаешь по-своему.

Мы продумали возможные способы нанесения, схему планировалось размещать и на полукруглой бетонной поверхности, и на лайтбоксе в тёмном помещении. Однако после идей, концептов на идеальных рендерах начинается реальность, где нужно не только балансировать между функцией и эстетикой, но и учитывать стоимость этого баланса.

Фото: ТРЦ «Авиапарк» / дизайн студии Just Be Nice / 2021.festivalsreda.ru

Иногда приходится искать компромиссы. Допустим: архитекторы при проектировке решили разместить рядом красную и оранжевую зону парковки. При техническом освещении они похожи, и люди часто путались. Первое, что приходит на ум, — перекрасить в контрастный цвет, это решит сразу много проблем. Но, цитируя клиента, перекраска одной зоны парковки «сопоставима с бюджетом небольшого города». Приходится брать это в расчёт и от макета к макету балансировать в одну из сторон.

В итоге мы добавили в систему навигации дополнительные символьные обозначения. Так человек, когда не уверен, какой был точно цвет, вспоминает второй образ: «Красная парковка, где воздушный шар».

Изображение: ТРЦ «Авиапарк» / дизайн студии Just Be Nice / 2021.festivalsreda.ru

Об оптимизации процесса разработки и необходимых знаниях

Невозможно заранее понять, хорошо ли сработает итоговый дизайн в деле. Работа над навигацией не заканчивается одним днём и выгрузкой n-количества макетов с презентации. В нашем случае это работа на протяжении нескольких месяцев с временными носителями и тестированием.

Но можно уменьшить количество недочётов в процессе. Например, хорошо, когда есть опыт похожих проектов и умение применять практики из смежных направлений дизайна. Мы делали навигацию на мероприятиях и в небольших пространствах до этого, поэтому понимали, как сделать процесс структурированным и комфортным.

Я с большим удовольствием езжу на производства клиентов и подрядчиков, и такой опыт бывает полезен. Какая плёнка как себя ведёт, как делаются и подсвечиваются лайтбоксы, куда и как можно что-то крепить — этот багаж знаний помогает не терять время на фантазии, а понимать, где находишь интересное и рабочее, а не бесполезное решение.

Когда много носителей, хочешь не хочешь, дизайнеры начинают рисовать что-то своё. Поэтому, когда на проекте работает несколько человек, точно нужно, чтобы все всегда могли сверить общий стиль проекта.

Изображение: ТРЦ «Авиапарк» / дизайн студии Just Be Nice / 2021.festivalsreda.ru

О тестировании навигации в «Авиапарке»

Все гипотезы и идеи мы проработали на одном входе. Навигацию проектировали так, чтобы человек последовательно считывал информацию: на входе посмотрел на подвесную табличку, пока открывается стеклянная дверь, увидел плёнку на ней, заметил крупный объект в виде карты по пути, уточнил на стеле у эскалатора или лифта, куда ему нужно, и то же самое в обратном направлении.

Так человек точно фиксировал, на каком этаже зашёл и в какой зоне припарковался. Всё это тестировалось и уже потом применялось на другие зоны парковки.

Фото: ТРЦ «Авиапарк» / дизайн студии Just Be Nice / 2021.festivalsreda.ru

Проверять навигацию в помещении, где до этого её не было, сложно — и не с чем сравнить. После тестирования прохожих с просьбой сориентироваться и опроса сотрудников о том, как изменилось поведение посетителей, стало понятно, что всё работает.

Полноценно посчитать эффект можно было только по элементам навигации, которые редизайнили. Например, изменённые стелы на улице сильно разгрузили первый въезд на парковку (в зелёную зону). Раньше не было очевидно, что въездов много, и постоянно собиралась пробка.

Одно знаем точно, охранников теперь гораздо реже спрашивают: «А где выход в метро?» :-)

Геннадий Арчибасов

Дизайнер, руководитель дизайн-студии М207


Поговорили с Геннадием об адресных табличках для Белгорода и о том, как добиться гармонии удобства и красоты при создании навигации.

О поиске материалов

Для навигации Белгорода мы решили разработать специальный шрифт — этим занималась Александра Королькова. А мы параллельно работали над дизайном таблички, учитывая технологию производства. Она должна быть объёмной, стоить понятных денег и на открытом воздухе служить «вечно». Особенно учитывая выцветание на солнце.

От штамповки мы отказались — она дорогая, сложная в производстве и у неё отсутствует гибкость в использовании. Чтобы найти решение, мы исследовали материалы, которые есть на рынке, — их цену, качество. Решили также сделать белый фон, который никак не мешает читаемости и навигационной функции, в то же время оставить синий цвет. Так в дизайне табличек появился синий объём — буквы из акрила.

Источник: Адресные таблички/аншлаги для Белгорода | Дизайн-студия M207

А чтобы акрил не бликовал и буквы лучше читались, мы сделали их матовыми.

О тестировании табличек и внедрении

До внедрения табличек мы провели массу тестов. Нужно было постоянно искать идеальный вариант итоговой работы. Александра Королькова, создавая свои работы, заклеивала ими холодильник. У нас была завешена вся стена в офисе. Всё печаталось в разных размерах и потом примерялось на улице — мы учитывали высоту, расстояние до дома. В итоге баланс удобства и красоты удалось соблюсти.

Источник: Адресные таблички/аншлаги для Белгорода | Дизайн-студия M207

Насколько удобнее ориентироваться в городе, мне сложно сказать. В целом фидбэк положительный — люди отмечают, что стало классно, красиво. Даже систематизация табличек — это великое дело, а у наших табличек появился и единый стиль — это радует глаз.

Источник: Мэрия Белгорода

Алексей Радченко

Урбанист, журналист, автор проектов «Карта ДТП» и «Трансметрика», специалист по городскому и транспортному планированию. Ведёт лекции и семинары


Поговорили с Алексеем о навигации МЦК от Студии Лебедева, а также о том, на что нужно смотреть после внедрения навигации.


О навигации для туристов

Туристы ищут знакомые им обозначения. Если они не знают русского языка, то адаптация (перевод или транслитерация) играют ключевую роль. А узнаваемость графики и пиктограмм сильно упрощает этот процесс.

В навигации на МЦК Студии Лебедева используются все инструменты для этой группы пользователей: есть понятные и общепринятые пиктограммы, латинские буквы для названий и перевод основных объектов. Цветовые схемы и графика поддерживают уже знакомые туристам, используемые в других местах элементы. Думаю, с учётом их доли среди посетителей в текущем периоде, — всё сделано достаточно полно.

Изображение: дизайн Студии Артемия Лебедева

О тестировании

Подход к дизайну «от потребностей человека», который использует Лебедев, сейчас базовый для проектирования всего, тем более навигационных элементов. Вопросы, как, что и почему ищет человек, ― очень важны. Основные сложности могут быть с определением и проработкой сценариев, их числа и уровня детализации.

Когда система обрабатывается ― нельзя проверить все тысячи указателей на практике, ошибки точно будут. Основное, что тут можно делать лучше, — это давать больше времени на тестовый период, когда каждый элемент проверяют уже в реальных условиях и оперативно обновляют на основе обратной связи.

Изображение: дизайн Студии Артемия Лебедева

Хотя дизайнеры решили использовать в качестве ориентира по схеме МЦК дорожные магистрали, я не увидел, чтобы это было строгим правилом. В навигации используются основные ориентиры и места, куда идёт поток пассажиров. Вне исторического центра, особенно вокруг станций на окраинах или в промзоне, часто имя улицы — это единственное, что есть вокруг, отсюда такой перекос.

Изображение: дизайн Студии Артемия Лебедева

О сопровождении навигации после внедрения

Обычно ошибки в навигации возникают уже на этапе размещения и обслуживания указателей. Точки размещения, которые выделили дизайнеры, оказываются недоступны для размещения физически: в здании может быть сложно подвести электричество или сместить оборудование. После размещения часть указателей могут быть закрыты другими элементами ― например, обзор закроют камерой или рекламой.

Частая проблема и на МЦК — отсутствие места для остановки и возможность рассмотреть навигацию: залы узкие, а пассажиропоток большой. Кроме того, появляется новое оборудование, которое может мешать подходу и прямому считыванию ― например, рамки или новые ограждения.

Другая проблема — актуальность информации. Точки притяжения меняются, особенно вокруг новых станций. Строятся новые дома, офисы и общественные места, меняется расположение выходов — всё это сложно отслеживается и может измениться даже до открытия станции. Есть ошибки и в размерах указателей или текста на них ― не всегда учтено, с какого расстояния будут считывать информацию.

Вне крупных городов под навигацией часто подразумевают только туристическую и транспортную навигацию — схемы маршрутов, не более.

Дизайнеру важно понять и погрузиться не только и не столько в графическую часть, сколько в организационную: кому принадлежит территория, от кого требуется разрешение на размещение, кто будет мыть или менять элементы из-за вандализма и так далее.

Дизайнер должен помнить о таких нюансах:

  • как собственник будет обслуживать навигацию,
  • нет ли на территории пожарных или любых других ограничений на размещение элементов навигации,
  • если территория, на которой надо разместить один из элементов, находится у другого собственника, даст ли он разрешение на это.

Пример: столбы освещения могут находиться на балансе условного «горсвета» или любой другой организации вне нашего подчинения, разместить там элементы навигации не дадут.

Задача дизайнера придумать не только то, что красиво, но и то, что можно внедрять и эффективно использовать, — это тоже важнейшая часть проектирования. Иначе вся его работа пропадёт сразу или через несколько месяцев, не оставив следа.

Елена Якунина

Урбанист, архитектор, пространственный планировщик. Живёт и работает в Амстердаме


Поговорили с Еленой об адресных табличках для Киева и о том, как сделать навигацию понятной для туристов.


Instagram*

О важности фокус-групп

В туристических городах навигация должна быть удобна для туристов, что мы видим и в Киеве, — это желательно сразу вносить в техзадание на проектирование навигации.

Чтобы проверить эффективность сделанной навигации, нужно тестировать её именно на туристах — собирать фокус-группу и спрашивать, насколько им понятно. Без фокус-группы нельзя, потому что иначе это будут наши домыслы.

Желательно приглашать людей, которые не знают местность, и смотреть, насколько им помогает сориентироваться новая навигация, которую мы добавляем. Здорово, что перед внедрением табличек в Киеве разработчики тестировали их: давали людям конкретные задачи и наблюдали, как они ориентируются.

Фото: страница «Агенти змін» в Facebook*

В киевских табличках подсветка не предусмотрена. На мой взгляд — она и не нужна, если уличное освещение в городе организовано хорошо.

Подсветка поможет, если вечером и ночью света недостаточно или его нет в тех местах, где размещены указатели. Но для начала нужно попробовать модернизировать общее освещение улицы, чтобы такой необходимости не возникало.

Фото: страница «Агенти змін» в Facebook*

О лишней навигации и транслитерации

Основная ошибка, которую я вижу в любой навигации, — это лишняя навигация, замусоривание пространства лишними надписями. Также сбивают с толку таблички в разном стиле, разных цветов или когда они вообще выглядят как вывеска магазина или реклама.

С точки зрения урбанистики, хорошо организованное пространство не нуждается в дополнительном объяснении. Обязательны только номера домов и названия улиц. Любые дополнительные таблички — это вынужденная мера.

Чтобы бороться с этим, нужна централизованная установка табличек или дизайн-код, который должна внедрять и объяснять местная администрация. Если местные органы власти воспринимают это как свою задачу и работают с ней, обычно получается хорошо. От визуального шума помогает избавиться чёткое понимание конкретной цели и проектирование, хотя бы в масштабе одной улицы.

Если касаться дублирования названия улиц или мест на английском, то их важно делать транслитерацией, а не переводом на английский язык. Так туристу легче контактировать с жителями, даже если они совсем не владеют местным языком.

Изображение: дизайн организации «Агенти змін» / страница «Агенти змін» в Facebook*

При транслитерации важно понимать, с помощью чего туристы ориентируются в городе. Если они пользуются «Google Картами», то таблички нужно подписывать так, как они обозначены в «Google Картах» на английском языке.

Если туристы пользуются путеводителями, то нужно посмотреть, как там подаётся информация. Например, если в путеводителе слово «улица» меняется на street, то транслитерацию ulitsa использовать неуместно.

Конечно, очень сложно провести такой анализ, когда нет централизованных путеводителей и во всех них карты оформлены по-разному. Тогда я бы ориентировалась на «Google Карты» в англоязычной версии как на наиболее распространённый источник.

О том, как дизайнеру повлиять на навигацию

Повлиять на навигацию в своём городе дизайнер может наблюдением и фиксированием своих впечатлений, идей улучшения. Затем можно делиться этими соображениями в соцсетях. Если ваша работа понравится местным жителям, то отправить предложение от них в муниципалитет — не проблема.

Помешать внедрению новой навигации могут локальные нормативы и система госзаказов в этом секторе. Если у локальной администрации уже есть какая-то нормативная база для этого, то изменить её непросто — нужны очень веские причины и общественный запрос.

А система госзаказов может, например, работать как в России. Подряд отдают тому, кто предлагает наименьшую цену, а не лучший результат.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: Профессия UX/UI-дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована