Корпоративное обучение: чем запомнился 2024-й и чего ждать в 2025-м
Эксперты рассказали, на что стоит обратить внимание специалистам по обучению и развитию персонала.
Иллюстрация: senivpetro / garetsvisual / Freepik / Jacek Dylag / Guilherme Cunha / Cj Dayrit / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media
На вебинаре сообщества Digital Learning «Главные итоги года и тренды на 2025-й» в декабре традиционно обсудили ключевые тренды. Мы записали прозвучавшие выводы и прогнозы — это мнения и наблюдения провайдеров обучения, которые знакомы с практиками разных компаний. Все они (пожалуй, за исключением того, что связано с генеративным ИИ) не что-то новенькое, а скорее ключевые направления, переходящие из года в год. Так что в каком-то смысле их можно назвать стабильными.
Чем запомнится 2024-й: наставничество, работа с молодёжью и, конечно, ИИ
Эксперты выделяют несколько трендов и направлений, которые активно развивались в 2024 году — и, вероятно, продолжат развиваться в 2025-м.
Первый тренд — осознание бизнесом ценности корпоративного обучения. Возможно, не все с этим согласятся, но директор Академии iSpring Татьяна Галкина считает, что стейкхолдеры сейчас понимают: обучение — главный бизнес-процесс, и на него готовы выделять ресурсы. «Рост заметен, тенденцию мы наблюдаем из года в год», — говорит она и добавляет, что всё больше растёт спрос на внутренние «академии» (или корпоративные университеты) и базы знаний.
«Пять-десять лет назад мы говорили о том, что корпоративный университет — это удел больших корпораций. Сейчас даже в маленьком бизнесе люди довольно часто задумываются о том, что наличие единых стандартов, базы знаний, подходов к выполнению работы, к обучению — это очень важно, и всё чаще появляется запрос на построение внутренней академии», — комментирует она.
Второй тренд — продуктовый подход. Татьяна Галкина отмечает: всё больше компаний стали стремиться к созданию курсов не для галочки и не по случайным запросам, а ради реальной пользы. С этой точкой зрения согласен и лидер сообщества Digital Learning Павел Безяев. По его наблюдениям, в последний год российские специалисты по корпоративному обучению стали чаще использовать бизнес-метрики и оценивать эффективность программ.
Третий тренд — планомерная работа с молодёжью и карьерное консультирование (хотя нельзя сказать, что то и другое — что-то новенькое). Привлекая потенциальных сотрудников ещё со школы, колледжей и вузов, российский бизнес пытается справиться с кадровым голодом. CEO компании «Лабмедиа» Валерий Леонтьев делится, что такие программы в его практике в основном — профориентационные.
Карьерное консультирование в рамках программ внутренней мобильности — то есть тех, кто уже работает в компании и хочет роста или развития, — тоже продолжило набирать популярность в 2024-м.
Четвёртый тренд — наставничество. «Мы говорим об этом, кажется, с 2021 года, но накал, интерес не снижается, а всё больше растёт. Очень много обучающих проектов запускают именно через призму создания школы наставничества. Это тоже драйвер роста ценности обучения», — прокомментировала Татьяна Галкина. Вероятно, в грядущем году у сотрудников появится дополнительная мотивация становиться наставниками и менторами: с 1 марта 2025 года вступят в силу поправки к Трудовому кодексу, которые обяжут компании оплачивать такой труд. Впрочем, сотрудники российских компаний и сами не прочь поделиться опытом — это показывает исследование сообщества предпринимателей Club 500 и российской платформы онлайн-рекрутинга hh.ru.
Пятый тренд — внедрение ИИ. Валерий Леонтьев отмечает, что ИИ-инструменты достаточно активно используют в обучении в качестве «вторых пилотов», или ассистентов. Действительно, совместное исследование Digital Learning и «Эквио» 2024 года показало, что 39% российских компаний экспериментируют с генеративным ИИ, а 2% уже встроили его в рабочие процессы. Павел Безяев отмечает: скорее всего, те, кто пока экспериментируют, в 2025 году станут использовать генеративные нейросети на постоянной основе, да и переход большинства компаний на работу с таким инструментом в принципе неизбежен.
Активно развивают сервисы с нейросетями и провайдеры (в основном крупные). «Я думаю, что мы, как пользователи, будем получать новые инструменты, и пока по хорошим ценам. Потому что, конечно, использование в большинстве проектов ChatGPT по тем или иным причинам становится невозможным или затруднительным», — считает Валерий Леонтьев.
В связи с развитием ИИ спикер выделяет два дополнительных тренда. Во-первых, это локализация больших языковых моделей, причём даже не на уровне страны, а на уровне отдельных компаний. А во-вторых, бизнесу требуются курсы по обучению работе с ИИ — ведь чтобы получить качественный результат, необходимо сформулировать качественный запрос. Так что можно ожидать широкого распространения таких программ.
Что ждать в 2025-м: рескиллинг и ещё больше ИИ
Татьяна Галкина выделяет несколько направлений, за которыми, по её мнению, стоит следить в наступающем году:
- Рескиллинг (переквалификация).
Этот тренд связан с дефицитом кадров и трудностями найма: бизнес, по мнению спикера, ещё больше сфокусируется на развитии программ внутренней мобильности и развитии нынешних сотрудников. Это потребует выстраивания траектории непрерывного обучения и развития — от гибких навыков до профессиональных компетенций. Рескиллинг позволит не допустить текучести кадров. В связи с этим персонализация — индивидуальные траектории развития — по мнению спикера, обретут ещё большую важность.
- Смешанное обучение.
Эксперты отмечают рост числа корпоративных программ в смешанном формате в 2024 году. В течение года формату уже прочили популярность, так что, вероятно, в грядущем году она будет только расти. Причём, по мнению Татьяны Галкиной, в проектировании будет всё чаще преобладать проблемно-ориентированный подход, в частности по модели 4С/ID. Впрочем, Валерий Леонтьев считает, что здесь компаниям есть куда расти — качество большинства курсов (например, из тех, что участвовали в премии Digital Learning в этом году) эксперт оценивает как среднее.
- Больше ИИ — и больше вопросов к его использованию.
В 2025 году сообществу создателей корпоративного обучения придётся разобраться с вызовами, связанными с генеративным ИИ. Например, как ускорить создание контента, но не потерять в качестве? «Наша с вами главная задача — всё-таки работать над качеством созданных курсов. Даже если мы используем нейросеть, нужно управлять результатом, чтобы качество курсов не падало», — подчёркивает Татьяна Галкина.
Конечно, вопрос качества — не единственный. Методистам и разработчикам придётся столкнуться с рядом рисков, в том числе риском недоверия к созданному ГИИ контенту.
Что ждёт провайдеров корпоративного обучения в 2025-м
Валерий Леонтьев отдельно перечислил несколько вызовов, которые касаются не столько самих отделов обучения, сколько внешних провайдеров. Эксперт уверен, что в 2025 году стоит ждать появления на внешнем рынке «мегаплатформ» от крупных разработчиков вроде «Сбера» и «Яндекса» — в том числе HR-платформ и LMS. «Нам, как провайдерам, придётся с этим жить, придётся как-то отстраиваться», — отмечает спикер.
Ещё один вызов — необходимость поддерживать единые стандарты курсов. Эксперт поясняет: постепенно начинает распространяться точка зрения, что если крупный разработчик вроде «Сбера» создал собственную платформу для обучения и курсы на ней открываются — то никакого единого стандарта для них не требуется. Однако, как выразился Валерий Леонтьев, «не нужно чинить то, что не ломалось»: отказ от единых стандартов, вроде SCORM, не приведёт ни к чему хорошему:
«Понятно, что ничто не вечно. Но сейчас у нас такая ситуация, что мы вынуждены и хотим предлагать российское программное обеспечение. Но мы не изолированы от мирового сообщества, а оно в какой-то момент договорилось о SCORM-е. Этот стандарт неплохо бы поддерживать в любом случае и не пытаться что-то „чинить“. Оно не сломалось. И мы прекрасно делаем курсы, которые упаковываем в SCORM, и голова не болит, где они потом откроются. Тему с интероперабельностью курсов, мне кажется, не нужно улучшать глобально».
Павел Безяев добавил, что и сейчас это значительная проблема: для обучения необходимо множество разных сервисов, которые часто не интегрированы в экосистему. А это значит, что вытащить и объединить данные из них крайне трудно. «Это будет вызовом следующего года», — считает Павел. Впрочем, как и прошлых лет.
А третий вызов связан с необходимостью поддерживать стандарты качества сторонних библиотек. EdTech-сообщество уже несколько лет пытается выйти на B2B-рынок с помощью маркетплейсов для обучения, однако пока к этим сервисам возникают вопросы.
«Всё больше запросов о том, что есть много курсов на маркетплейсах, сотрудники их проходят, но результата нет или он минимальный. Мне кажется, с этим нам, как сообществу, тоже предстоит работать», — считает Валерий.
Он добавляет, что всё больше внимания здесь нужно уделять качеству курсов — в противном случае произойдёт дискредитация диджитал-обучения. Отметим, по мнению ряда экспертов, вопрос качества зависит не только от провайдера, но и от заказчика — а они на российском рынке пока не отличаются требовательностью. Впрочем, и конкуренции особенной нет. Так, Павел Безяев добавляет: крупные игроки рынка EdTech (такие, например, как Skillbox или «Нетология») уже прошли серьёзный путь в создании хороших продуктов для корпоративного обучения, однако пока спрос на них не так уж высок, как мог бы быть.
Зачем разыгрывать корпоративное обучение?
Кейс «Газпромбанка»
Нестандартная механика, которая помогает:
- обучать 1500 человек ежегодно;
- повышать вовлечённость;
- оптимизировать расходы на обучение.
Дарим кейс с механикой и подробностями.
Скачать бесплатно