Корпоративное обучение — 2023: краткий обзор трендов из международных отчётов
Собрали для вас ключевые выводы из пяти больших аналитических исследований.
Иллюстрация: Cloudy3 / Shutterstock / Antony Williams / Unsplash / Wikimedia commons / Colowgee для Skillbox Media
Если последние пару лет L&D-специалисты обсуждали, как справляться с последствиями пандемии, то в 2023 году эти дискуссии, кажется, подошли к концу. Хотя гибридное и смешанное обучение остаётся в приоритете, фокус сменился на новые вызовы и кризисы. Именно им посвящены отчёты и прогнозы, которые традиционно выпускают крупные образовательные платформы и консалтинговые компании в первом квартале года.
Мы выбрали из пяти отчётов по зарубежным рынкам шесть значительных трендов, которые могут быть актуальны и в России.
Какие отчёты вошли в обзор
В наш обзор вошли отчёты крупных обучающих платформ и консалтинговых компаний:
- LinkedIn 2023 Workplace Learning Report — эта аналитика основана на опросах, проведённых сетью LinkedIn среди 1579 L&D- и HR-специалистов и 722 учащихся. В опросах участвовали представители 27 стран. В отчёте использованы данные пользователей как самой LinkedIn, так и сервиса YouGov. Основной объём данных был собран осенью 2022 года.
- Udemy for Business 2023 Workplace Learning Trends Report — этот отчёт основан на данных нескольких тысяч пользователей образовательного маркетплейса Udemy (точная цифра не указана), полученных в период с июля 2021-го по июль 2022 года.
- Gartner Leadership Vision for 2023 — обзор основан на различных опросах, проведённых американской исследовательской и консалтинговой компанией Gartner в 2021–2023 году. Так, в ключевом опросе L&D-лидеров приняли участие 109 человек.
- L&D Global Sentiment Survey — ежегодный опрос известного британского специалиста Дональда Тейлора. Участие в нём приняли 3996 человек из 100 стран. Хотя полная версия результатов опроса в открытом доступе не опубликована, Тейлор поделился ключевыми инсайтами.
- Skillsoft Lean Into Learning Report 2023 — отчёт составлен на основе данных пользователей образовательной платформы Skillsoft и опросе лидеров экспертного сообщества.
Во всех публикациях прослеживается несколько ключевых наблюдений о том, что происходит в мире корпоративного обучения и как L&D-специалистам на это реагировать. Перечислим основные тренды.
Тренд №1
Усиливается важность коммуникации L&D с бизнесом
Проблема взаимодействия внутренних отделов обучения с лидерами и топ-менеджерами компаний прослеживается во всех упомянутых публикациях — очевидно, что она стоит очень остро, поскольку бизнес по всему миру работает в ситуации нестабильности и неопределённости. Так, Дональд Тейлор отмечает, что L&D-функции нужно сосредоточиться на ценности для бизнеса.
«Я надеюсь, что практики из отделов обучения консультируются с бизнесом, прежде чем делать что-либо ещё, а затем поддерживают с ним регулярный контакт, чтобы показать ценность, которую они создают», — пишет Тейлор.
В исследовании LinkedIn соотнесение учебных программ с бизнес-целями занимает первую строчку в списке приоритетов для L&D в этом году.
При этом большинство отделов обучения пока не умеют договариваться с бизнесом. Так, в LinkedIn отмечают, что для оценки эффективности своей работы они в основном используют «метрики тщеславия», то есть показатели удовлетворённости сотрудников в том или ином виде, а вот бизнес-метрики на последних местах.
На то, что L&D-специалистам надо выстраивать коммуникации с бизнесом и учиться оценивать своё влияние на результаты работы компании, обратили внимание и авторы отчёта компании MindTools.
Читайте также:
Тренд №2
Рабочие навыки стремительно меняются
Приведём несколько интересных цифр, которые иллюстрируют, как быстро эволюционируют навыки, необходимые разным сотрудникам для работы:
- 25% профессиональных компетенций изменились с 2015 года. К 2027-му этот показатель вырастет до 50%, отмечают эксперты LinkedIn.
- 33% навыков, которые указывали в вакансиях в 2019 году, не потребуются уже в 2024-м, сообщает Gartner.
- Общее количество необходимых для конкретной работы навыков ежегодно возрастает на 5,4%.
Это означает, что L&D необходимо быть проактивными и быстро определяться не только с текущими, но и с будущими потребностями компании в тех или иных навыках сотрудников. С этим утверждением соглашаются 89% участников опроса LinkedIn — они считают, что такая позиция поможет лучше ориентироваться в постоянно меняющемся рынке труда.
Сегодня, по оценке LinkedIn за последние шесть месяцев, бизнес особенно остро нуждается в десяти ключевых компетенциях:
1) менеджмент,
2) коммуникация,
3) работа с клиентами,
4) лидерство,
5) продажи,
6) управление проектами,
7) исследование,
8) аналитические навыки,
9) маркетинг,
10) командная работа.
В отчёте Skillsoft особое внимание обращают на power skills — так называют лидерские качества, управление проектами, командный менеджмент, эффективную и в то же время эмпатичную коммуникацию, способность к адаптации. Проще говоря, в тренде развитие управленческих компетенций.
Кроме того, отчёт Skillsoft призывает уделить значительное внимание технологическим (цифровым) навыкам. Если учесть, какой большой прорыв в технологиях искусственного интеллекта (ИИ) произошёл на наших глазах, это действительно важно. Так, Дональд Тейлор приводит данные из своего ежегодного опроса L&D-специалистов Global Sentiment Survey: видно, что актуальность ИИ возрастала с 2017 по 2019 год, в 2021-м интерес к этой теме резко упал (вероятно, потому что на фоне пандемии у отделов обучения были другие приоритеты), но в 2023‑м снова вырос. Сегодня ИИ занимает вторую строчку среди всех тем, интересующих L&D-специалистов. Тейлор отмечает, что за всё время проведения опросов такой подъём происходит впервые и, вероятнее всего, связан он с появлением СhatGPT.
Читайте также:
Тренд №3
Сотрудники хотят возможностей для роста
Хорошего финансового вознаграждения сотрудникам уже недостаточно — они ищут работодателей, которые позволят им развиваться и прокачивать свои компетенции, в том числе гибкие, технические и управленческие. Эта мысль прослеживается во всех упомянутых отчётах.
Авторы отчёта Skillsoft отмечают: потенциальные сотрудники выбирают компании по их позиции, миссии, социальной ответственности и, конечно, возможностям для роста. Например, ключевым фактором при выборе работы 29% респондентов LinkedIn назвали возможность «подрасти» внутри компании, столько же — возможность учиться и получать новые навыки.
При этом конкуренция за таланты будет расти: 50% опрошенных Gartner руководителей HR-функции ожидают её усиления в ближайшие шесть месяцев. А значит, нужно отвечать ожиданиям сотрудников.
Всё это означает возрастающую ценность обучения. Вот что мотивирует сотрудников учиться, по версии отчёта LinkedIn:
- прогресс на пути к карьерным целям;
- актуализация профессиональных знаний;
- наличие времени для обучения;
- персонализация обучения под их интересы и карьерные цели.
Примечательно, что в реальности работодатели не так уж часто мотивируют сотрудников учиться: только 26% опрошенных LinkedIn респондентов отметили, что в их компаниях постоянно настаивают на освоении новых навыков.
Чему хотят учиться сами сотрудники? Udemy составил список тем и навыков, потребность в которых будет расти в ближайшее время. В нём можно выделить две основных тенденции. С одной стороны, это желание развиваться и с этой позиции смотреть на развитие своей карьеры: например, в топе этого списка стоит осознанность, умение искать работу и учиться, а замыкает десятку навык мышления роста (growth mindset). Это ещё раз подтверждает, что люди, склонные к саморазвитию, рассматривают не только денежные аспекты своей работы, но и ценностные. С другой стороны, заметно стремление пользователей платформы активно выходить на международный рынок труда — большая часть списка посвящена изучению иностранных языков.
Тренд №4
Нужно развивать культуру обучения
Этот тренд в целом вытекает из предыдущих: для постоянного роста и развития как сотрудников, так и бизнеса необходимо создать культуру обучения в компании. На это указывают отчёты LinkedIn и MindTools.
«За последние 18 месяцев 94% руководителей L&D-функций были вынуждены изменить свою стратегию обучения и развития, а 60% увеличили свои расходы на технологии обучения. В то время как большинство руководителей L&D хотят «продуктивной» культуры обучения, большинство из них описывают её как «проставление галочек». В этом контексте перед L&D-функцией стоит задача поощрения культуры обучения, при которой сотрудники получают возможность и поддержку эффективно учиться таким образом, чтобы учёба совпадала и с их потребностями, и с меняющимися потребностями организации», — говорится в отчёте Gartner.
Тренд №5
У L&D-функции расширяется сфера деятельности
Эксперты Gartner считают, что полномочия L&D-специалистов продолжают расширяться: теперь во многих компаниях в их задачи входят, например, поддержка ценностного предложения работодателя и сокращение текучести кадров. Наиболее прогрессивные команды обучения не только помогают сотрудникам расти, но и вовлекают их в процесс создания возможностей для своего роста.
В целом эту точку зрения поддерживают и данные LinkedIn: 77% опрошенных ими L&D‑специалистов говорят, что их роль становится всё более кросс-функциональной.
Конечно, это означает постоянное развитие и для самих специалистов в сфере обучения. В LinkedIn собрали топ наиболее актуальных для L&D навыков:
- навыки презентации;
- аналитические навыки;
- умение работать с клиентским опытом;
- управленческие навыки;
- умение совершенствовать процессы работы.
В отчёте платформы также можно найти список приоритетных направлений для учебных программ в этом году. В первую пятёрку входят менторство, DE&I (разнообразие, справедливость и инклюзивность), широкомасштабное повышение или изменение квалификации, благополучие сотрудников и крупные программы развития карьеры.
Тренд №6
Надо ориентироваться на гибридную форму
Гибридный формат обучения и работы стал нормой для компаний по всему миру, поэтому немало внимания уделяется тому, как в таких условиях учить сотрудников. В отчёте Gartner отмечено, что гибридная среда для обучения должна быть справедливой, открытой, актуальной и безопасной. Только тогда она будет эффективной. А ещё обучение при этом становится более персонализированным.
К схожему выводу пришли и в отчёте Udemy. Там отмечают: сегодня недостаточно просто хорошо составить программу, необходимо спроектировать образовательный опыт, который объединит стратегию и культуру компании и будет учитывать гибридный формат работы.
Впрочем, гибрид заставил переосмыслить подход к обучению в целом, сделать его гибче. LinkedIn включил в отчёт мнение руководителя отдела глобального развития в компании Austin International: «Гибкость касается не только местоположения, но и того, как люди учатся и как лидеры способствуют обучению».
Кстати, тема гибридной и гибкой работы также вошла в топ-10 наиболее актуальных тем для программ внутреннего обучения в 2023 году по версии платформы.
Как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников?
А ещё:
- оптимизировать расходы на обучение;
- сформировать внутренний кадровый резерв;
- усилить HR-бренд и ускорить рабочие процессы.
Нестандартный кейс «Газпромбанка» по мотивации и вовлечению. Механика, цифры и подробности — в бесплатном гайде.
Скачать кейс