Как обучить сразу несколько тысяч людей и получить «Оскар»: кейс «Северстали»
За этот проект, связанный с корпоративным онлайн-обучением, команда компании получила первое место в одной из номинаций в престижном HR-конкурсе.
 
 
В 2017 году в металлургической компании «Северсталь» было решено провести цифровую трансформацию производственных и бизнес-процессов. Машинное обучение, искусственный интеллект, технология компьютерного зрения, 3D-печать, AR и VR — все эти новейшие технологии входили в рабочие будни. Словом, компания становилась цифровой.
Такая задача, само собой, предполагала обучение персонала цифровой грамотности и цифровой культуре. Причём всех — от рабочих до топ-менеджмента. А это ни много ни мало 50 тысяч человек.
Зачем рядовым рабочим диджитал-навыки, ведь не все же поголовно уже перешли на «умное» цифровое оборудование? В компании считают, что это необходимо для будущего, о котором нужно думать уже сейчас. Невозможно будет научить людей более сложным навыкам, если они сейчас не владеют азами.
						
					
«Мы переходим на территорию новых профессий. Мир ускорился, всё меняется: не исключено, что уже в ближайшем будущем без определённых цифровых компетенций невозможно будет работать на производстве. Да и как минимум надо уметь, к примеру, зарегистрироваться в корпоративном приложении», — объясняет Мария Лорман, руководитель управления «Цифровое взаимодействие и управление данными» в «Северстали».
В той или иной степени с цифровыми инструментами сталкиваются все, а это значит, что порой случаются:
- угрозы информационной безопасности данных и IT-систем;
- трудности в цифровом взаимодействии между командами и внутри команд;
- сложности в использовании корпоративных цифровых инструментов.
Мария Лорман рассказывает, что всё это выражалось в типичных проблемах, знакомых, пожалуй, любой компании — например, многие сотрудники не умели вычислять фишинговые письма в электронной переписке и опасные запросы на установку приложений, которые несут риски для баз данных. У кого-то уровень владения базовыми программами вроде Excel недотягивал, а кто-то вообще не умел пользоваться ими самостоятельно. С цифровыми подрядчиками сотрудники-заказчики зачастую говорили вообще на разных языках.
Как организовать массовое обучение и не сойти с ума
В компании разработали обучающую онлайн-программу, которая за год помогла более 16 000 сотрудников овладеть цифровыми навыками, а к 2023 году должна охватить всех. Она направлена на развитие четырёх компетенций:
- Цифровое взаимодействие. Включает в себя владение диджитал-инструментами — корпоративными порталами и мессенджерами, системами обмена знаниями и так далее.
- Работа с данными. Умение пользоваться программами для работы с данными, такими как Excel, BI-системы и прочие.
- Цифровизация процессов. Знание последних трендов в технологиях, которые применяются в деятельности компании.
- Кибербезопасность. Понимание основных типов информационных угроз и правил их предотвращения.
Конечно, сотрудникам с разными рабочими функциями нужна своя глубина цифровой «прокачанности». Поэтому установили четыре цифровых уровня, которых нужно достичь в результате обучения:
- Базовый. Он должен быть у всех 50 тысяч сотрудников. Длительность курса — 20 часов.
- Средний. Этот уровень нужен сотрудникам, которые активно пользуются цифровыми инструментами, заказчикам и руководителям проектов. Это порядка 4 тысяч человек в «Северстали». Длительность курса — 60 часов.
- Продвинутый. Такой уровень необходим руководителям подразделений (около 500 человек). Они должны владеть одной из перечисленных компетенций на продвинутом уровне, а также быть готовыми к получению аккредитации в IT. Длительность курса — 500 часов.
- Экспертный. IT- и digital-специалисты, которые ставят себе целью постоянное до- и переобучение и саморазвитие (около 1 300 человек).
Обучение на экспертном уровне самое сложное в реализации и проходит пока в тестовом режиме.
						
					
«Мы видим дефицит экспертных позиций на рынке, поэтому хотим растить людей внутри компании. В нашем понимании эксперты в цифровых компетенциях — это люди, которые достигли профессиональных достижений в IT, но хотели бы попробовать свои силы и в бизнес-функциях. Главное требование к учащимся на этом уровне — чтобы они были предрасположены к постоянному обучению и могли одновременно поддерживать владение несколькими компетенциями. На данный момент нам приходится договариваться с лояльными подразделениями, чтобы нам выделили для этого людей», — объясняет Мария.
Разработка программы обучения и обучающего приложения заняла чуть меньше года. Всего в процессе участвовали около ста человек: проектная команда, разработчики и методисты.
Программа представляет собой видеолекции и тесты. Большинство спикеров, которые помогали записывать курс, — это сотрудники компании (руководители проектов и департаментов), вся предоставляемая информация базируется на кейсах «Северстали».
Как сделать обучение не для «галочки»
Любой, кто занимался корпоративным обучением, знает, что разработать хорошую программу — это полдела. Надо ещё сделать так, чтобы люди её прошли. А для этого учиться должно быть интересно. Если нужно сделать так, чтобы одинаково интересно было очень разным сегментам аудитории, то задача сильно усложняется. Случай «Северстали» — именно такой.
						
					
«Нам требовалась уникальная платформа, через которую можно говорить на одном языке и с топ-менеджерами, и с шахтёрами», — рассказывает Мария.
Игра — это то, что способно одинаково увлечь всех, независимо от бэкграунда. Технически онлайн-приложение, в которое удобно войти и с компьютера, и с мобильного телефона, разработали с помощью создателей умной викторины Castle Quiz, а элементами геймификации процесса стали:
- баллы, начисляемые за успешное прохождение уроков и тестов программы;
- «дуэли» и командные бои учащихся на знание пройденного урока (естественно, тоже с начислением баллов за победу);
- суммирование баллов в рейтинг, который не только отображается на общей доске в приложении, но и дублируется на корпоративный портал компании — чтобы «страна знала своих героев».
						
					
«С накоплением баллов каждый участник повышает свой игровой статус в программе. Например, я сейчас на 12-м уровне и считаюсь „Адмиралом инженерного флота“. Каждый уровень визуализирован. Ещё есть набор особых достижений, который отражается в профиле значком с аурой», — рассказывает Мария Лорман.
 
 
 
 
Сейчас всё строится на чистом азарте, но в будущем команда проекта планирует ввести подарки и бонусы за достижение высоких результатов. Ожидается, что это послужит дополнительной мотивацией для прохождения заданий.
«Какой такой „диджитал“? Мне не надо, отстаньте!»
Геймифицировать процесс корпоративного обучения — тоже мало. В него надо ещё как-то заманить, иначе никто так и не узнает, какой он классный.
Конечно, в «Северстали» не обошлось без сопротивления некоторых сотрудников, которые не понимали, зачем им учиться. Предвидя это, проектная команда организовала ряд вовлекающих мероприятий:
- Промокоммуникации во внутренних каналах: в корпоративной социальной сети, в интранете, в рассылках и по другим каналам. Использовали разные форматы. Например, во внутренней корпоративной соцсети создали группу, в которой регулярно публикуют статьи и новости про цифровизацию. Здесь же консультируют участников программы и оказывают им техподдержку.
- Сняли и распространили мотивационные видеоролики про новые возможности специалистов с освоением цифровых навыков (короткая версия видеоролика в открытом доступе).
- Онлайн-турниры по материалам программы и конкурсы по цифровым знаниям, по итогам которых определялись победители с последующим награждением.
Сейчас проект пора масштабировать, и проектная команда продолжает работать над новыми идеями вовлечения, включая использование соцсетей.
Так, и что в результате?
По словам Марии Лорман, сейчас базовый уровень программы обучения прошли 16 тысяч человек, причем 80% из них — из «топ-4000» (руководители разного уровня). И 5 тысяч сотрудников прошли средний уровень. Фактически это был пилотный режим перед тем, как распространить обучение на всех.
Любопытная деталь: во время прохождения базового уровня индекс лояльности участников (Net Promoter Score — NPS) в среднем составлял 80%, а когда стартовала программа среднего уровня, показатель упал до 50%. Однако Мария считает, что это не страшно, потому что организаторы собрали обратную связь, которая помогает лучше понять потребности аудитории и вносить улучшения в контент. Словом, важно не бояться на первых шагах в чём-то потерять (всё новое всегда сначала встречает сопротивление), чтобы в перспективе выиграть в чём-то большом и долгосрочном.
Главное — обучение уже приносит плоды. За время действия программы в компании уменьшился процент фишинговых атак с 24% до 8%. То, что во время пандемии более 10 тысяч человек легко перешли на удалённый формат работы, в компании тоже считают во многом заслугой программы.
Команда проекта (который, кстати, назвали «Цифровой сталью») получила за него награду первой степени в номинации «Федерация» премии «HR-бренд».
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                     
			 
		 
                     
                                     
                                     
                                     
                                    