Корп. обучение
#статьи

Как определить: нужен полноценный курс или достаточно раздела в базе знаний?

Предлагаем чек-лист, который поможет выбрать формат упаковки знаний для ваших задач.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Когда возникает задача сделать для сотрудников обучение по какой-то теме, первый вопрос, который встаёт перед разработчиком, — о масштабе. Нужна ли данной задаче полноценная учебная программа (курс) или достаточно написать для сотрудников подробную статью-инструкцию, снять видеоинструкцию, собрать интерактивную схему действий или сделать иной полезный контент, с которым им нужно будет просто ознакомиться в корпоративной базе знаний?

Специалист по корпоративному обучению с сорокалетним опытом, а ныне редактор компании Learning Solutions Билл Брендон в своей колонке для издания The Learning Guild попробовал ответить на все эти вопросы. Кратко пересказываем его советы.

В чём разница между собственно курсом и полезным (учебным) контентом

Билл Брендон разграничивает эти понятия так:

  • Курс — это комплексная программа, созданная с помощью методов педагогического дизайна для достижения определённых результатов. У курса есть начало, середина и конец, а его содержание разделено на блоки — например, модули или разделы. В курс, кроме контентного содержания, закладывают различные учебные активности, стратегии, способы оценивания результатов. Всё это последовательно проводит учащегося по содержанию материала.
  • Учебный контент — это информация, которая может быть подана в различных форматах, например в виде статьи, видео, инфографики, интерактивных элементов. Контент может быть автономным (например, как ролик по технике безопасности), а может быть частью учебного курса. При этом контент, в отличие от целого курса, быстрее и легче актуализировать и адаптировать под различные потребности. Высококачественный учебный контент может быть мультимедийным и интерактивным, включать симуляции, тесты и другие компоненты, позволяющие сделать обучение более динамичным и интересным.

Билл Брендон относит к учебному контенту не только то, что лишь передаёт информацию, но и то, что учит одному определённому навыку. Так что простые онлайн-тренажёры с точки зрения этой логики относятся к учебному контенту, а не к курсам. И в то же время видеолекции с самыми простыми тестами в конце тоже могут представлять собой всего лишь учебный контент, а не полноценный курс.

Во многом цели курса и контента совпадают — их создают, чтобы чему-то научить и передать знания или навыки. Однако курс подразумевает комплексную разработку учебного опыта, тогда как контент — это лишь некая информация и набор действий, которые можно использовать сами по себе, вне процесса обучения.

Если коротко: курсы обеспечивают связный процесс обучения с чёткими целями и результатами, а учебный контент предлагает конкретную информацию и комплекс действий, необходимые для достижения этих результатов.

Словом, учебный контент, даже интерактивный и сопровождённый проверочными тестами, — это ещё не курс. А курс — это нечто большее, чем просто учебный контент.

Но это не значит, что контент без курса — что-то примитивное и слабое. Качественный контент тоже требует тщательного планирования, и он полезен. В некоторых случаях его вполне достаточно самого по себе.

В каких случаях нужен именно курс, а в каких достаточно контента

Билл Брендон даёт несколько подсказок по выбору формы. Создавать курс он рекомендует в случаях, если требуется:

  • Глубокое погружение в учебный материал или структурированный опыт обучения — то есть важно буквально «вести» учащихся по какой-то трудной теме.
  • Последовательный путь обучения — тема требует плавного перехода от простого к сложному, задействует предыдущий опыт и знания учащихся, которые нужно «прокачать» до более высокого уровня.
  • Длительное вовлечение и поддержка мотивации — объёмная тема потребует сопровождения учащихся и дополнительных ресурсов.
  • Подтверждение того, что сотрудники поняли и научились применять полученную информацию (тесты, задания и экзамены, комплексная оценка).

В свою очередь, достаточно учебного контента, если требуется:

  • Обучить конкретному навыку или передать целевую информацию — например, о неких новых функциях привычного программного обеспечения.
  • Доступность и гибкость — чтобы сотрудник мог в любой удобный ему момент обратиться к нужному ресурсу (микрообучение и обучение в процессе работы, с точки зрения логики Брендона, относятся скорее к учебному контенту, чем к курсу).
  • Добавить курсу дополнительную ценность, которая позволит ещё больше углубиться в тему. Это можно сделать как раз в виде учебного контента.
  • Постоянные обновления (например, тема обучения касается сферы, в которой всё время что-то меняется). Обновить небольшой по объёму фрагмент информации легче, чем полноценный курс.

Автор статьи отмечает, что начинать стоит с меньшего масштаба, если это возможно, чтобы достичь желаемого результата. «Понимание разницы между созданием курсов и созданием учебного контента имеет важное значение для разработки эффективных, увлекательных и адаптивных образовательных программ. Уменьшение объёма помогает в планировании, распределении ресурсов, настройке, оценке и стратегическом развитии, что в итоге приводит к улучшению учебного опыта», — резюмирует эксперт.

Кейс «Газпрома»: как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников

(Спойлер: компания организовала розыгрыш обучения!)

В результате:

  • оптимизированы расходы на обучение;
  • сформирован кадровый резерв;
  • усилен HR-бренд;
  • ускорились рабочие процессы.

Скачать кейс

Кейс «Гринатома»

Как привлекать молодёжь и как развивать её в компании

  • 📝 Закрываем стажёрами 500 вакансий в год
  • 📝 За 1,5 года делаем из стажёра ценного сотрудника
Смотреть кейс
HR и T&D уже используют нейросети! Забирайте бесплатный гайд >>
📌 5 инструкций по использованию ИИ в работе
📌 Список задач, которые можно делегировать ИИ
📌 Советы и лайфхаки по работе с нейросетями
Cкачать гайд
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована