Как обучить студентов и молодых сотрудников командным навыкам
Сейчас в фокусе внимания T&D — развитие не отдельных сотрудников, а целых команд. Это меняет подходы к обучению и в корпорациях, и в вузах.
Анастасия Телесницкая для Skillbox
Почему важно сфокусироваться на обучении команд и развитии у людей командных навыков, какие проблемы и тренды заметны в этой области, обсудили 7 июня представители бизнеса и вузов на конференции «Мы в будущем», организованной компанией «Газпром нефть».
Предпосылки: что изменилось в командной работе
Открывая одну из панелей дискуссии, модератор Евгения Скиба, руководитель агентства «Хорошая редакция», задала вопрос: какие новые смыслы появились в создании и развитии команд, почему эта тема вдруг стала такой важной, если она, откровенно говоря, совсем не нова? Обобщая мнения участников обсуждения на этот счёт, можно выделить несколько основных трендов:
- Культура взаимодействия в рабочих командах трансформируется. Участники становятся более равноправными, от них ждут большей решительности (в тени уже не отсидишься, нужна активность), но в то же время готовности слушать и умения слышать других. И лидер уже не может просто авторитарно диктовать свои условия, как вождь, а должен создавать среду, в которой раскроется каждый.
- Команды стали кросс-функциональными. Поэтому появилось больше плотного рабочего общения с людьми не только других специальностей, но и с фундаментально другой базой, другим взглядом — технарей и гуманитариев, креаторов и финансистов.
- Бизнес высоко оценил командную работу и сделал на неё ставку. Уже очевидно, что командная работа позволяет создавать более удачные и эффективные рабочие решения и продукты.
- Командная работа развивает каждого участника. Она позволяет раскрыть таланты, выявить скрытых лидеров, да и новые компетенции лучше развиваются не индивидуально, а в команде профессионалов.
Всё это прекрасно, но есть проблема: в вузах командному взаимодействию, как правило, целенаправленно не учат. И вчерашний студент, приходя на работу в современную бизнес-среду, оказывается не готов к ней, его приходится долго адаптировать. Как сделать так, чтобы молодые специалисты ещё во время учёбы были ориентированы на командную работу?
Совместные образовательные программы
Коллаборации бизнеса и вузов через создание базовых кафедр, индустриальные партнёрства, стажировки — давно не новая практика, новым в ней стал акцент именно на командную работу. Обучение можно организовать так, что компания в результате получит в свои ряды не просто отдельных способных выпускников, а готовые сформированные рабочие команды.
Вот какими наработками поделились на конференции представители бизнеса.
Опыт «Мегафона»
Компания «Мегафон» в сотрудничестве с Высшей школой менеджмента СПбГУ запустила образовательные модули — 5G-лабораторию (проект называется 5G Dream Lab). В ней могут принять участие студенты 3–4 курсов, магистранты и недавние выпускники СПбГУ, которые интересуются технологиями и созданием цифровых продуктов.
«Этот проект включает в себя академическую часть, когда профессорский состав Высшей школой менеджмента обучает студентов, и практическую часть, когда студенты объединяются в команды, и уже дальше эксперты „Мегафона“ сопровождают эти команды в их проектной работе», — рассказала Валентина Ватрак, директор по корпоративному развитию и управлению персоналом «Мегафона».
Проектные работы команд посвящены реальным технологическим идеям, лучшие из которых оператор помогает воплотить в жизнь.
Причём проект изначально задумывался для стандартного рекрутинга — отбора самых сильных стажёров, но в процессе, по словам Валентины, оказалось, что самый ценный результат — это получение интересных технических идей и набор готовых команд с реальными рабочими проектами, которые вырастают из этих идей.
«Мы по результатам первого года взяли на стажировку целую команду, которая продолжила исследовать гипотезу, возникшую в рамках проекта, и создавать элементы технологий. Если в первый год до конца дошли пять команд, то в конце второго года — уже девять, и у шести из них были готовые технологии. Мы взяли на стажировку две команды, которые продолжают реализовывать эти проекты в рамках „Мегафона“», — говорит она.
Опыт «Газпром нефти»
Университет ИТМО и «Газпром нефть» создали магистерскую программу, которая готовит разработчиков и специалистов по эксплуатации беспилотного транспорта в нефтегазовой отрасли. По словам куратора этой программы Полины Шиманчук, там не только стараются внедрять командную работу среди студентов, но и как можно раньше включают их в настоящие рабочие команды компании, которые решают текущие задачи.
Особая история — кросс-функциональные команды. Их главная «боль» — то, что люди могут не очень хорошо понимать особенности работы друг друга. Как рассказал Павел Сорокин, руководитель программ по взаимодействию с инновационным окружением и молодёжной политике блока разведки и добычи «Газпром нефти», похожие сложности раньше возникали в компании между представителями инжиниринговой и строительной функций, когда одни готовили данные, а другие потом использовали эти данные для создания строительных стратегий. Опираясь на этот опыт, Научно-технический центр «Газпром нефти» совместно с вузами Тюмени запустил образовательный проект — «INкорпорация». Работу построили так, чтобы представители разных функций учились на реальных бизнес-процессах и погружались в работу друг друга и таким образом получали представление обо всех этапах создания и развития продукта.
По словам Павла, благодаря тому, что этот кейс перенесли в образовательную плоскость, в компанию приходят ребята, которые понимают всю цепочку бизнес-процессов: от создания данных до их обработки и имеют опыт общения с «внутренним заказчиком» данных — тем, кто будет их применять.
В традиционных образовательных подходах не хватает возможности получения практического опыта работы с реальным заказчиком, поскольку основным «заказчиком» и рецензентом студенческих работ является преподаватель. «Для выпускника, приходящего на работу в компанию, очень важно знать, какое прикладное применение будут иметь теоретические знания, полученные в вузе. Проект „INкорпорация“ позволяет на этапе обучения „включиться“ в бизнес-процессы компании и избежать стресса от адаптации в самом начале работы в качестве молодого специалиста», — отметил эксперт.
Командные практики в вузе
Старший преподаватель НИУ ВШЭ Светлана Богуславская рассказала о проектном семинаре BarCamp для магистрантов вуза. В рамках площадки небольшие студенческие команды помогают российским и иностранным партнёрам университета решить реальные рабочие задачи. Спикер отметила, что для подобных проектов идеально подходят кросс-функциональные команды.
«Это совершенно замечательно, когда в команде студенты разных специальностей. Это позволяет максимально широко осветить тему со всех сторон. Если мы соберём одних экономистов — мы получим экономический взгляд на вещи, если у меня в команде есть экономисты, менеджеры, филологи, логисты — они могут осветить любой вопрос полностью со всёх сторон», — пояснила Богуславская.
Кроме того, она поделилась опытом проведения студенческих экспедиций «Открываем Россию заново». Такие экспедиции могут быть связаны с совершенно разными тематиками, студенты с руководителем группы уезжают в них на несколько дней и оказываются как раз в условиях командной работы: какая подобралась компания, в такой тебе и работать. Это позволяет не только обучиться исследовательским методам по теме экспедиции, но и попрактиковать взаимодействие — особенно если передать бразды правления самим участникам-студентам (тогда в команде естественным образом определятся лидеры). Разумеется, при этом нужно задать определённые правила.
«Мы приезжаем и сразу договариваемся о правилах, которым надо следовать, и форматах работы», — говорит эксперт.
Кстати, по её словам, формирование команд и слаженная работа получаются особенно удачными, когда в выездных мероприятиях есть общий быт. Это помогает установить взаимодействие и доверие.
Особые форматы: чемпионаты, конкурсы, хакатоны
Ещё один пример взаимодействия образования и бизнеса с использованием командного формата — международный инженерный чемпионат CASE-IN. Принять участие в нём могут и школьники, и студенты, и молодые специалисты, причём непременно — в командах.
Команды решают инженерные кейсы из промышленной сферы, а результаты этой работы оценивают представители бизнеса — крупнейшие игроки отрасли. Победители получают стажировки в этих компаниях, возможность поступления в магистратуру или аспирантуру без вступительных испытаний — не говоря уже о ценном опыте командной работы на реальных кейсах.
Артём Королёв, основатель этого чемпионата и директор благотворительного фонда «Надёжная смена», считает, что такие проекты стали возможны благодаря трём условиям:
- Доступность и системность. Ещё каких-то десять лет назад мало кто представлял, что значит слово «кейс», особенно в академической среде, — мероприятия по решению бизнес-задач проводились точечно. Сегодня это широко развитое системное направление.
- Реальные задачи. Если сегодня студентов учат на основе реальных практических кейсов и актуальных рабочих задач, то раньше «реального материала» для образовательных целей приходилось добиваться с большим трудом. Компании не были настроены делиться историями из внутренней «кухни».
- Обратная связь. Кейс-чемпионаты, хакатоны не должны проводиться просто ради победы, как в спорте, считает основатель CASE-IN. У них обязательно должна быть обратная связь для участников от экспертов и наставников. Важно, чтобы они поясняли причины проигрыша — тогда у человека будет стимул подучиться и попробовать ещё раз.
Соблюдение этих условий даёт двойной эффект: для компании — появление реального продукта и способных стажёров, а для участников — первый практический опыт.
Корпоративное обучение
Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев
Узнать подробнее