Корп. обучение EdTech
#статьи

Как нейросети могут упростить работу L&D

Чат-бот ChatGPT взбудоражил мир университетов. А как подобные технологии могут повлиять на корпоративное обучение?

Иллюстрация: Rick59 / pexels / Colowgee для Skillbox Media

Появление ChatGPT (чат-бота, способного генерировать осмысленный текст и «общаться» с людьми) уже потрясло всю сферу образования. Однако то, что для академического мира стало кошмаром и чередой неудобных вопросов, для мира корпоративного обучения и ДПО кажется отличной находкой. Нейросети могут стать помощниками для тех, кто проектирует обучение. С помощью ChatGPT уже создают онлайн-курсы, нейросети предлагают использовать для отбора экспертов по профессиональным темам — в общем, поле для экспериментов широкое.

Совершат ли нейросети реальную революцию в отрасли? Мы изучили, что думают по этому поводу зарубежные специалисты, где хайп вокруг применения ChatGPT в системах обучения начался раньше, чем в России.

Мнение: совсем скоро работа L&D может начать выглядеть иначе

Появление алгоритмов обработки естественного языка и технологий на их основе приведёт к кардинальным изменениям процесса работы L&D, уверяет в своей статье «Три тренда, которые открывают потенциал ИИ для L&D в 2023 году» старший менеджер по корпоративному обучению в Rogers Communication Хуан Нараньо.

Искусственный интеллект уже способен производить оригинальный контент, как текстовый, так и визуальный. Поэтому с развитием технологий специалисты по обучению будут тратить значительно меньше времени на создание контента и сосредоточатся на его курировании, считает эксперт.

Как это может выглядеть на практике? Например, почерпнуть идею для курса и создать черновик контента для него можно будет с помощью бота, затем через другую программу, такую как DALL-E 2, быстро дополнить свою программу визуалом и подходящими иллюстрациями. Даже на создание видео не уйдёт много сил или времени: программы в духе генератора видеоконтента Lumen5 уже позволяют быстро адаптировать готовую запись или создать собственную с нуля, просто загрузив нужный текст. Впрочем, подбором образовательных ресурсов для сотрудников и подготовкой их учебных планов потенциально также займётся ИИ.

Как только все эти функции можно будет объединить во внутреннюю систему с библиотеками контента, разработка учебных материалов станет автоматизированной, считает эксперт.

«Как только эти типы инструментов будут полностью способны подключаться к внутренним хранилищам информации и библиотекам компаний, разработка учебных материалов займёт в несколько раз меньше времени, чем сегодня», — уверен Нараньо.

Другое мнение: скорых перемен ждать не стоит

Конечно, изменения, описанные выше, соблазнительны и вполне возможны в будущем, но — в далёком, а не близком, считают главный евангелист компании Obrizum Маркус Бернхардт и доктор философии, исполнительный директор в компании Quinnovation Кларк Куинн. Они написали об этом статью «Как ChatGPT3 влияет на будущее L&D в мире искусственного интеллекта».

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

Дело в том, что чат-боты на основе ИИ, подобные ChatGPT, работают как зеркала, объясняют эксперты: они не производят новый контент или новые знания, а всего лишь отражают загруженную в них информацию. Соответственно, их способность выдавать её, пусть и в разных стилях, ограничена тем, что вы можете в них загрузить.

«Проблема заключается в том, что эти зеркала могут лишь отражать то, что мы им показали, — включая факты, а также все мнения с предрассудками, которые мы им предложили», — пишут авторы статьи.

Эксперты приводят пример: если бы нейросеть учили только на романе «Автостопом по галактике», чат-бот воспринимал бы его мир как единственно верную и существующую реальность и отвечал людям, основываясь на этом представлении. Поэтому пока что до конца положиться на чат-боты невозможно.

«Последствия для любой формы „научения“ с использованием этой технологии вполне прямые: если мы хотим избежать вогонов (пришельцев, уничтоживших Землю в романе „Автостопом по галактике“. — Ред.) на нашем образовательном пути, мы должны убедиться, что вклад в любой ИИ, который мы используем, тщательно создан и проконтролирован», — отмечают Бернхардт и Куинн.

Даже если бы такой проблемы не было, у бота есть и другое ограничение — в нём заложен лишь базовый контент. Скажем, для школьных сочинений и письменных дипломных работ на троечку этого достаточно, а вот для профессионального обучения узкоспециализированным темам, конечно, нет — тут нужны глубокие и редкие знания, понимание особенностей конкретного продукта, сервиса или клиентов. Это означает, что пока нейросети для L&D ничего не меняют: высококачественный учебный контент по-прежнему нужно кропотливо создавать вручную и курировать его.

Впрочем, дело не только в контенте: ChatGPT не может обеспечить качественного учебного процесса — чередования текстовой и визуальной информации, практики, повторения пройденного или рефлексии для дальнейшего применения.

Как ChatGPT повлияет на будущее L&D и что можно сделать сейчас

Конечно, у ChatGPT есть возможности, которые можно использовать уже сейчас. Например, он отлично справляется с ответами на несложные вопросы, составлением выжимок из больших объёмов текста, да и интерфейс у него «дружелюбный». Так что он вполне может решать ряд простых задач для L&D: например, обрабатывать и проверять готовые материалы на несложные темы, искать и устранять в них пробелы.

Но ждать чудес от чат-бота и подобных ему технологий в ближайшее время не стоит, уверены Маркус Бернхардт и Кларк Куинн. «Хотя искусственный интеллект может избавить от некоторой монотонности, ему всё ещё требуются талантливые люди, чтобы создавать и курировать контент, проверять результат, производить значимую практику и соединять всё это в учебный опыт. Скорее всего, так оно и останется на ближайшее время, несмотря на заигрывание, — и нам кажется, что это хорошо. Лучшими решениями будут те, что произведены в партнёрстве человека и технологии, независимо от того, какая она, в том числе и ИИ», — резюмируют эксперты.

Зачем разыгрывать корпоративное обучение?
Кейс «Газпромбанка»

Нестандартная механика, которая помогает:

  • обучать 1500 человек ежегодно;
  • повышать вовлечённость;
  • оптимизировать расходы на обучение.

Дарим кейс с механикой и подробностями.

Скачать бесплатно

Кейс «Гринатома»

Как привлекать молодёжь и как развивать её в компании

  • 📝 Как закрывать стажёрами 500 вакансий в год
  • 📝 Как мотивировать руководителей на работу с джунами
  • 📝 Как за 1,5 года сделать из стажёра ценного сотрудника
Смотреть кейс
Гайд по нейросетям для HR и T&D. Забирайте бесплатно >>
📌 5 инструкций по использованию ИИ в работе
📌 Список задач, которые можно делегировать ИИ
📌 Советы и лайфхаки по работе с нейросетями
Cкачать гайд
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована