В апреле 2023 американский сервис Resume Builder (специализируется на помощи в создании резюме) провёл опрос среди 1344 менеджеров и бизнес-лидеров. Он показал: 74% респондентов считают, что с поколением Z, или так называемыми зумерами (теми, кто родился в 2000 году и позже), тяжело работать. Тогда в компании решили выяснить, почему этот показатель так велик, и опросили о причинах такого отношения тех, кто не был доволен работой молодых сотрудников.
Почему с зумерами трудно работать
Основных трудностей семь. Главная из них — дефицит у зумеров «технологических» навыков. Кроме того, им не хватает желания трудиться, мотивации и продуктивности.
Больше трети опрошенных также указали, что такие сотрудники легко отвлекаются от рабочих задач, а ещё не умеют взаимодействовать с коллегами.
В группе респондентов, признавшихся, что работать с зумерами им тяжело, 59% сообщили, что в итоге уволили таких сотрудников. Причём 20% расстались с ними в течение недели, а 27% — в течение месяца.
Правда, в таком положении дел зумеров всё же не особенно винят. Resume Builder приводит частные мнения ряда респондентов, которые считают, что всё дело в пандемии. Вероятно, многие из начинающих сейчас работать зумеров учились в 2020–2021 годах дистанционно. А во время дистанционных занятий тяжело развивать нужные для будущей работы гибкие навыки, в частности коммуникативные.
Что это значит для международного и российского рынка
Некоторые опрошенные Resume Builder эксперты уверены: зумеров придётся учить больше, чем их коллег постарше, то есть представителей поколения миллениалов. Причём актуально это не только для США, но и для России, где, судя по всему, проблемы с зумерами схожие.
Например, российской молодёжи тоже не хватает технологических, а именно цифровых, навыков. Хотя про зумеров и говорят, что цифровой мир — их естественная среда обитания, даже простейшими инструментами, необходимыми для работы, многие из них пользоваться не умеют. Отчёт НИУ ВШЭ из серии «Индикаторы образования» показал, что только 58% студентов в 2021 году умели работать с электронной почтой, 51% — с электронными таблицами, 34% — с программами для создания презентаций. Даже с поиском работы у них были трудности: так, только 6% студентов, получающих СПО, и 12% студентов вузов могли искать работу через специализированные сервисы.
Впрочем, с гибкими навыками у российских зумеров тоже не очень: например, 61% магистров, опрошенных «Сколково» в 2021 году, сообщили, что им тяжело адаптироваться к работе в команде.
Для работодателей всё это может стать значительным вызовом. Похоже, начинающих специалистов придётся учить даже простейшим навыкам. При этом, по данным Росстата за 2022 год, число молодых работников год от года снижается (последствия демографической ямы), а вот пожилых — растёт. А обучению последних, вероятно, тоже придётся уделить не меньше внимания, чем программам для молодого поколения.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников?
А ещё:
- оптимизировать расходы на обучение;
- сформировать внутренний кадровый резерв;
- усилить HR-бренд и ускорить рабочие процессы.
Нестандартный кейс «Газпромбанка» по мотивации и вовлечению. Механика, цифры и подробности — в бесплатном гайде.
Скачать кейс