Что такое L&D-бренд и как его создать
У нас ещё не везде привыкли к понятию HR-бренда, а зарубежные специалисты настаивают, что компаниям пора развивать и L&D-бренд.
Иллюстрация: kues / pch.vector / Freepik / studio media / Stephen Pedersen / Nicolas Hippert / Brett Jordan / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media
Из недавней аналитики британских исследователей следует, что у L&D-функций компаний есть большие трудности с обоснованием своей значимости в глазах руководителей бизнеса — те зачастую просто не понимают, в чём ценность этих отделов. Как же показать эффективность и важность работы L&D в собственной компании? В этом поможет успешный брендинг, уверены зарубежные эксперты. Мы собрали ряд полезных советов о том, как подойти к созданию внутреннего бренда команды отдела обучения.
Что означает брендинг в L&D и какой бренд считать хорошим
Брендинг — это процесс формирования у целевой аудитории определённого впечатления о продукте или о компании (например, как о работодателе — и тогда это называется HR-брендом).
Почему бы не подумать и о бренде L&D-команды — предлагает Росс Стивенсон, специалист по стратегии обучения и перформанса Filtered. При этом бренд команды — это не только слоган для корпоративного обучения или, например, фирменный стиль оформления курсов. Это то, что сотрудники компании на самом деле думают о корпоративном обучении и какие эмоции они испытывают по его поводу, подчёркивает менеджер по коммуникациям и вовлечению в Redware Кесси Ливси в своей статье для Training Zone.
Признаки любого хорошего бренда: он несёт целевой аудитории отчётливую, понятную и ясную ценность, предлагает постоянство и задаёт определённый стандарт, объясняет Нэтали Энн Холбороу, специалист из компании Thinqi.
«Помните, что вы должны сменить нарратив со „что мы делаем“ на „что мы предлагаем“ и мотивировать других погромче говорить об успехах. С помощью сильного L&D-бренда вы не только повысите осведомлённость [сотрудников] о возможностях для обучения, но и создадите культуру, в которой шанс никогда не переставать учиться очень ценен», — объясняет специалист.
Эту мысль повторяет и Кесси Ливси: «Сильный бренд способен налаживать связь с разными аудиториями, отвечать на вопрос: „А что в этом для меня?“ вне зависимости от того, кто его задаёт».
Как построить бренд L&D-отдела
Создание собственного бренда команды отдела обучения — процесс небыстрый. Росс Стивенсон выделяет несколько важных шагов на этом пути.
Шаг 1
Обозначьте свои цели
Прежде чем думать о своём позиционировании, стоит ответить на два вопроса: какие цели у вашей команды и как именно они соотносятся с бизнес-целями компании в целом?
«Как только вы определитесь с целями, вы можете создать целевой месседж, который подсвечивает их вклад. Это те вещи, которыми вы захотите поделиться со всеми департаментами и высшим руководством. Конечно, не в самом очевидном ключе», — подчёркивает Росс Стивенсон.
Шаг 2
Развивайте свою идентичность
Если люди не в курсе, что в компании есть отдел обучения, то логично, что они не узнают об образовательных возможностях компании. Росс Стивенсон предлагает проанализировать, как коллеги из разных подразделений видят ваш отдел. Он также рекомендует сформулировать краткую концепцию бренда — так называемый «питч в лифте». Представьте, что у вас есть 60 секунд, пока лифт движется между этажами, чтобы «продать» идею сотрудникам или руководству и получить одобрение — как вы сформулируете ключевую идею своего отдела?
Ответы на эти вопросы помогут сформировать образ команды — то, как другие её видят и воспринимают. «Мудрым решением будет потратить время на ваш посыл, то есть точное определение того, что компания должна о вас знать. Придерживайтесь этого посыла, тогда вы вскоре будете обладать уверенной идентичностью», — утверждает эксперт.
Шаг 3
Воспользуйтесь готовыми каналами
Корпоративные платформы можно использовать как рекламную площадку для своего бренда. Росс Стивенсон рекомендует не стесняться и почаще рассказывать о проектах, успехах и прочих новостях L&D-отдела.
Есть и ещё одна форма, которой можно воспользоваться, — рассылка. Но помните, что людям ежедневно приходят десятки писем, которые воспринимают как спам и не читают. Эксперт предлагает сузить круг получателей рассылки, делать её каждый раз адресной, то есть отфильтровывать письма и отправлять только тем, для кого конкретная новость будет действительно полезной, и тем, кому очень важно увидеть ваш успех.
«Тщательно продуманное письмо двадцати правильным людям значительно перевешивает не ахти какое, отправленное двум тысячам», — подчёркивает специалист.
Конечно, каналы коммуникации можно использовать не только для важных новостей, но и для интересных проектов. Так, Нэтали Энн Холбороу приводит в пример финансовую компанию Citi: там корпоративные мессенджеры использовали, чтобы показывать истории успеха в рамках учебной кампании «Будь больше» и таким образом мотивировать сотрудников ежедневно учиться. На самом деле таких примеров уже немало, в том числе в российской практике.
Шаг 4
Наладьте связи с коллегами — но в верном ключе
Чтобы создать в глазах коллег позитивный образ вашего отдела, хорошо бы как минимум познакомиться с лидерами других отделов и департаментов. Но имеются в виду не дежурные приветствия у кофейного автомата или дружеские сообщения (этого мало).
Росс Стивенсон рекомендует для начала изучить, что требуется тому или иному департаменту, с какими препятствиями они сталкиваются, — и сразу же предложить адресную поддержку и помощь посредством обучения.
Эксперт приводит в пример структуру, которую и сам использовал. Сначала он представлялся коллегам из других департаментов и сообщал, что работает в отделе обучения, поэтому старается узнать компанию получше. А затем аккуратно отмечал, что из общения с руководителями организации ему известно о препятствиях, с которыми сталкивается отдел, — и предлагал ресурсы, которые помогут их преодолеть.
«Это работает, потому что это больше, чем интро. Я рассказываю получателю, кто я, что я делаю, и сразу же показываю, как я могу добавить ценность. Мы помним о тех, кто больше всего помогает. Я не знаю лучшего пути, чтобы начать отношения», — отмечает эксперт.
Он добавляет: отношения с коллегами можно и нужно углублять. Для этого вполне подойдут совместные проекты, которые станут удачными кейсами.
Шаг 5
Замеряйте успех в понятных бизнесу метриках
Это, вероятно, крайне актуальный совет и для зарубежных, и российских специалистов. Иностранные исследования демонстрируют, что отделы обучения и бизнес часто говорят на разных языках, когда речь идёт об эффективности. В России проведённые опросы тоже показывают, что специалисты по корпоративному обучению концентрируются на не слишком интересных руководству метриках вроде впечатлений сотрудников от обучения, тогда как топ-менеджеров интересует польза обучения для бизнеса.
Росс Стивенсон советует демонстрировать данные о влиянии на вовлечённость, производительность и текучку кадров в компании — именно они будут важны для руководства. Получить их иногда не так просто, но тем не менее можно.
Читайте также:
Шаг 6
Оставайтесь в тренде
На позитивный бренд отдела обучения повлияют не только внутренние связи, но и внешние — постоянное общение с коллегами по цеху и актуализация знаний. Роб Стивенс советует почаще посещать профильные конференции, следить за блогами экспертов, общаться в специализированных группах в социальных сетях. А ещё — конечно же, и самим учиться и регулярно обмениваться идеями с членами своей команды.
Корпоративное обучение
Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев
Узнать подробнее