Корп. обучение
#статьи

Что нужно уметь L&D-специалисту, кроме проектирования обучения

Трудно найти столь же разностороннюю и многозадачную сферу деятельности, поэтому неудивительно, что и навыки тут нужны из разных профессий сразу.

Иллюстрация: pressfoto / katemangostar / freepik / Freepik / Pew Nguyen / Stephanie Klepacki / Madalena Veloso / Ricardo Gomez / Unsplash / OpenAi / Дима Руденок для Skillbox Media

L&D-специалист занимается развитием и обучением сотрудников в компании — вроде бы вполне конкретная область обязанностей. Однако на деле это профессия из разряда «и швец, и жнец, и на дуде игрец», включающая в себя выполнение самых разнообразных задач. Продумать формат для нового курса, договориться с экспертом о выступлении на корпоративном мероприятии и сверстать для него лендинг, проанализировать метрики эффективности обучения и написать вовлекающий текст для рассылки, чтобы «продать» эту программу сотрудникам — и всё это за один типичный рабочий день.

Закономерно, что такой разноплановый набор обязанностей требует от профессионала навыков и знаний из разных сфер деятельности. О том, что это за сферы, мы спросили у руководителей и менеджеров L&D-подразделений российских компаний.

Маркетинг

Первая область, на которую указала менеджер по корпоративному обучению в компании «КРОК» Ольга Ефанова, — это маркетинг. L&D-специалист должен уметь привлекательно «упаковать» любое обучение. А также — грамотно составить коммуникационный план, распространить информацию по каналам продвижения, проанализировать эффективность разных маркетинговых мероприятий.

Вообще-то маркетинг — такая же разносторонная область, и немалое значение здесь имеют навыки копирайтинга, а также дизайна. Написать текст, сделать баннер, оформить страницу — тоже часть негласных обязанностей менеджера по обучению, как и многих маркетологов. Конечно, если позволяют бюджет и время, специалист может обратиться с такими задачами к подрядчикам или коллегам — дизайнерам и редакторам. Но это не всегда доступный вариант, особенно в небольших компаниях. А вот владение подобными компетенциями хотя бы на базовом уровне позволит быть автономным и разносторонним T-shaped-сотрудником, за которыми гоняются работодатели.

Ещё один важный навык из маркетинга называет Павел Галатенко, руководитель отдела обучения в «Колесо.ру», — умение говорить с аудиторией на одном языке и упрощать информацию.

«L&D всегда должен стремиться к максимальной применимости знаний, заложенных в курсе», — считает Павел. В противном случае учебный материал становится лишь полезным чтением, а не тем, что решает конкретную задачу сотрудника и бизнеса.

Менеджер по корпоративному обучению в «КРОК» Арина Гройсман тоже подчёркивает, что образовательный материал должен быть близок аудитории. Для этого полезно разбираться в трендах и мемах, близких целевой аудитории, для которой делается проект. Это позволяет говорить с участниками на одном языке, а положительные эмоции облегчают восприятие серьёзного контента и идут на пользу учебной вовлечённости.

Коммуникация и продажи

Навык коммуникации часто остаётся недооценённым, когда речь идёт об L&D-специалистах. По словам Арины Гройсман, такое требование к менеджерам по обучению редко встречается и в вакансиях. Однако само умение вести диалог и строить долгосрочные социальные связи важно для выполнения многих обязанностей специалиста. Пообщаться с коллегами, чтобы лучше понимать их ожидания от обучения, найти общий язык с подрядчиком, чтобы работать на лучших условиях, договориться о сотрудничестве со «звёздными» экспертами — без коммуникации не обойтись.

Вместе с тем, мало просто уметь общаться с людьми. Чтобы «продавать» обучение целевой аудитории, важно уметь оказывать влияние на людей, и в этом L&D-специалисту поможет владение техниками продаж. Арина Гройсман назвала те из них, которые больше всего пригодились ей в работе. В первую очередь это solution selling (буквально переводится как «продажа решения») — методология, которая позволяет определить боли аудитории и способы воздействия на них. В контексте корпоративного обучения это поможет выявить истинные потребности сотрудников и создать обучение, которые решит конкретные, актуальные для них проблемы.

Другая техника, которую упомянула Арина Гройсман, — customer success (можно перевести как «клиентский успех» или «успех клиента»). Суть её в выстраивании долгосрочных отношений с клиентом, улучшая его опыт и помогая ему достигать своих целей. Эта методология будет полезна и при регулярной работе с командой сотрудников: если, например, они потеряли мотивацию учиться, customer success поможет выяснить, чего именно хотят сотрудники и как можно удовлетворить их запросы.

Цифровые навыки

L&D-менеджеру нужно уверенно владеть цифровыми инструментами для выполнения рабочих задач — например, уметь работать с данными в Excel, делать презентации в PowerPoint, верстать картинки в Figma или обновлять материалы курсов, допустим, в iSpring.

Чтобы подбирать оптимальные инструменты и эффективно ими пользоваться, любому специалисту важен развитый цифровой интеллект (англ. digital quotient, или DQ) — то есть набор компетенций, позволяющих адаптироваться к миру цифровых технологий и взаимодействовать с ним. По словам Ольги Ефановой, это опять же вопрос автономности специалиста: «Даже если вы заказываете дизайн у профессионального дизайнера, вдруг вам захочется что-то поправить? Владея Figma хотя бы на базовом уровне, вы сможете это сделать сами, не дожидаясь правок неделями».

В числе цифровых навыков самый ультрапопулярный сейчас — это, конечно, умение применять генеративные нейросети. Ольга Ефанова считает, что если L&D-менеджер не оптимизирует свою работу с помощью нейросетей, он проигрывает тем, кто активно использует их возможности.

Чем же может ИИ помочь специалисту? Прежде всего генерацией контента: скажем, собрать текст для анонса нового курса или картинки для соцсетей. Главное — грамотно составлять запросы и не забывать о конфиденциальности корпоративной информации. Также нейросеть будет полезна для обработки и структурирования большого объёма данных. К примеру, директор по персоналу в Directum Евгения Венина предлагает использовать ИИ для разработки матрицы компетенций — как хард-скиллов, так и софт-скиллов.

Существуют, кстати, готовые курсы по нейросетям для L&D-менеджеров. Ольга Ефанова поделилась, что проходила такой, но чего-то нового для себя не вынесла — хотя курс помог сформировать привычку пользоваться ИИ в работе.

Управление проектами

Организация или разработка любого обучения, будь то тренинг, онлайн-курс или материал для корпоративной базы знаний — это своего рода проект, за который L&D-менеджер несёт ответственность. Особенно если обучением в компании занимается он один или всего пара-тройка человек. Поэтому управление проектами, или проектный менеджмент, — крайне важный пункт в списке навыков специалиста по обучению.

«Компетенции менеджера по обучению в последние годы трансформировались. Если в начале пути это было больше про коммуникацию и знания, как учить, то сейчас это всё больше про проектный менеджмент», — считает Евгения Венина.

Как отмечает руководитель отдела обучения и развития Lamoda Юлия Логвиненко, навык управления проектами поможет правильно настроить учебный процесс и вовлечь в него необходимых стейкхолдеров и коллег из других подразделений.

Аналитика

У каждого образовательного мероприятия или продукта есть метрики, с помощью которых можно оценить его эффективность — окупает ли полученный результат вложенные в него ресурсы. Соответственно, L&D-менеджеру следует разбираться в аналитических системах, уметь анализировать данные и считать юнит-экономику. При этом Евгения Венина подмечает, что оценить эффективность обучения бывает непросто:

«Метрики в образовании в большей степени косвенные. Поэтому специалист должен не просто понимать, как „соединить цифры“, но и обладать аналитическим мышлением. То есть L&D должен увидеть цифры там, где, казалось бы, их нет».

Также аналитические навыки помогут L&D-специалисту глубоко разбираться в том, что происходит в компании в целом и её подразделениях, получать инсайты и делать выводы. По мнению Арины Гройсман, благодаря этому специалист развивает профессиональное чутьё: «Ты начинаешь лучше слышать „клиента“, ясно видеть, чего ему не хватает, и прогнозировать его будущее обучение».

Фасилитация

Каждый менеджер по обучению в какой-то степени выполняет роль коуча. Например, специалисты нередко модерируют мероприятия: «Мы участвуем в вебинарах, конференциях, круглых столах, где тебе надо выстроить беседу участников», — рассказывает Арина Гройсман. Без навыков фасилитации менеджеру сложно качественно провести подобное событие. Поэтому специалиста для этих задач нередко приходится нанимать «на стороне», причём за большие деньги. Арина по собственной инициативе прошла курсы по подготовке к публичным выступлениям, чтобы самостоятельно проводить мероприятия, а ещё готовить к выступлениям своих коллег. И советует пройти такое обучение другим L&D-специалистам.

Ольга Ефанова также поделилась своим опытом — не так давно она прошла курсы комедийной импровизации. По её мнению, это тоже хороший способ научиться вести себя на публике: «Это и про память, и про сообразительность, и про навык публичного выступления, и про навык взаимодействия».

Корпоративное обучение

Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев

Узнать подробнее

Кейс «Гринатома»

Как привлекать молодёжь и как развивать её в компании

  • 📝 Как закрывать стажёрами 500 вакансий в год
  • 📝 Как мотивировать руководителей на работу с джунами
  • 📝 Как за 1,5 года сделать из стажёра ценного сотрудника
Смотреть кейс
HR и T&D уже используют нейросети! Забирайте бесплатный гайд >>
📌 5 инструкций по использованию ИИ в работе
📌 Список задач, которые можно делегировать ИИ
📌 Советы и лайфхаки по работе с нейросетями
Cкачать гайд
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована