8 неочевидных причин, по которым бросают асинхронное обучение
Эксперт в сфере e-learning объясняет, почему учащиеся сходят с дистанции и как мотивировать их продолжать учёбу.
Фото: antoniodiaz / Shutterstock
Около 90% слушателей крупных образовательных платформ, таких как Coursera и edX, не завершают своё обучение и бросают его на полпути. В корпоративном сегменте, где курсы обычно обязательны и нужны не для общего развития, а непосредственно для работы, показатели выглядят лучше. Но эта видимость обманчива: на деле даже то, что курс пройден на 100% и тест решён, ещё не означает, что слушатель был действительно включён в обучение, а не пробежал его формально.
Такое мнение высказала директор eLearning center и автор канала «Живое обучение» Елена Тихомирова на вебинаре eLearning center и Mozlab «Почему люди бросают обучение и как можно их вернуть?».
Причины низкой доходимости у корпоративного и открытого обучения во многом различаются, но и общее между ними есть. Эксперт рассказала, какими они могут быть и как можно предотвратить проблемы.
Проблема первая: импульсивное решение насчёт обучения
Слишком быстрое и необдуманное решение начать обучение Елена Тихомирова называет первой и ключевой причиной, по которой люди потом от этого обучения отказываются. Особенно это касается открытых онлайн-курсов.
Очное обучение предполагает, что человеку нужно совершить набор сложных действий — и он успевает неоднократно обдумать своё решение. А вот с онлайн-курсами этот выбор делается почти мгновенно: достаточно пары кликов для регистрации и оплаты. За счёт этого такие решения часто бывают импульсивными, отмечает эксперт.
Если слушатель сначала купил (или просто записался) и только потом задумался о том, что именно его ждёт, возникает сопротивление. Он осознаёт, что ему придётся прикладывать усилия, тратить время. В этот момент у него может возникнуть мысль: «А может, мне это на самом деле совсем неинтересно и это вообще не для меня?» Тогда человек откажется от обучения.
Но поскольку никому не хочется признаваться себе в нежелании или лени, психологически проще обвинить курс: якобы он слишком скучный, сложный, неудобный — и появляются соответствующие отзывы.
Решить проблему импульсивной покупки можно с помощью иных условий доступа к курсу, считает эксперт. Они должны настраивать на максимально взвешенное решение.
«Здесь очень близкая аналогия с тем, когда люди подают заявление в загс на вступление в брак. Им обычно время дают: ребят, подумайте, вы уверены, вы точно хотите это сделать? Это на самом деле справедливая история, потому что у них тоже dropout rate хороший, у них тоже доходимость не 100% в результате этого месячного перерыва. <…> Если человек подумал, он принял более осознанное решение», — подчёркивает эксперт.
Проблема вторая: отсутствие внутреннего ресурса
Обучение трудоёмко и энергозатратно само по себе, оно требует внутренних ресурсов — и если их нет, то человек просто не сможет учиться. В пример Елена Тихомирова приводит ситуацию в корпоративном обучении:
«Как минимум надо понимать, что когда у нас в компании идут какие-то большие перемены — какие-то слияния, поглощения, изменения или что‑то ещё, с большой вероятностью вы столкнётесь с отсутствием ресурса у людей, потому что у них голова занята не тем. Соответственно, у человека может не быть ресурса. Он начал учиться, он, может быть, даже хочет учиться, но у него <…> нет возможности эмоциональной, психоэмоциональной, когнитивной это сделать».
Разобраться с этой проблемой, по мнению эксперта, помогут несколько вещей:
- Учёт потребности в ресурсе и планирование.
Это касается в основном корпоративного сектора: не стоит назначать обучение на период, когда люди перегружены. А если оно всё же требуется именно в этот момент, надо максимально его облегчить — например, вместо длительного курса предложить что-то короткое и ёмкое.
- Помощь в поиске ресурса.
Учащимся нужны подсказки, где брать силы на учёбу, откуда черпать вдохновение. Например, взрослым можно дать очень простой совет — всего лишь выспаться. Если человек получит чуть больше сил, он сможет освоить чуть больше новой информации.
Хотя это и кажется очевидным, на деле культура здорового сна пока развита плохо, а в некоторых случаях люди могут даже гордиться тем, что мало спят, считает спикер.
Проблема третья: отсутствие времени
«Нет времени» — это одна из самых распространённых и формальных причин для отказа от учёбы. Иногда это просто отговорки, и создателям обучения, конечно, стоит выяснить реальные поводы. Но иногда неумение обращаться со временем действительно может привести к низкой доходимости до конца курса, просто потому, что люди задумываются о том, как они будут встраивать обучение в своё обычное расписание, не заранее, а уже в процессе.
Даже если свободного времени у слушателя достаточно, для качественного обучения в любом случае нужно придерживаться графика и поменять некоторые привычки. То есть требуется самодисциплина. Иначе человек начнёт пропускать занятия, а это приведёт к полному отказу от учёбы.
Поэтому надо помочь учащимся спланировать учебные процессы. Как минимум — заранее описать, сколько потребуется времени на занятия и практику, сколько в среднем потребуется «заходов», чтобы разобраться с темой. Особенно это важно, если программа обучения длительная. Если курс синхронный или в начале асинхронного курса есть общая встреча, можно предложить всем вместе составить расписание: «У вас есть календарь? Давайте откроем его и впишем время на обучение — на лекции и домашку».
Потому что само по себе время не найдётся, объясняет Елена Тихомирова.
Читайте также:
Проблема четвёртая: поиск серебряной пули или волшебной пилюли
Люди часто выбирают обучение, желая решить какую-то проблему — причём быстро. Это происходит как в открытых, так и в корпоративных курсах. Большинство образовательных продуктов в любой сфере так и подают аудитории, например: «Вы сможете освоить массу новых навыков и даже профессию всего за неделю». После слишком оптимистичных обещаний, не получив ожидаемого за пару модулей, слушатель быстро разочаровывается.
«„Пройдя курс по управлению временем, у вас не будет проблем с управлением временем, у вас на всё будет время, вы будете суперорганизованны“. Честно, правда? Нет. Давайте положим руку на сердце, честное обещание: „Пройдя курс по управлению временем, вы, возможно, узнаете несколько методик, которые, возможно, вы будете применять“. Слово „возможно“ — ключевое. <…> Из-за того, что мы даём эти ложные обещания, люди потом бросают обучение, и наша задача — подтолкнуть [их] в другую сторону», — объясняет Елена Тихомирова.
Не надо настраивать пользователей на чрезмерные ожидания, считает эксперт. Лучше недодать ожиданий от курса, чем переборщить с ними. Ещё лучше — рассказать, что человек реально сможет выполнить после прохождения обучения.
Проблема пятая: неоправданные представления об учёбе
Ложные обещания могут сопровождаться и ошибочным восприятием процесса: люди просто не готовы к тому, что обучение — на самом деле тяжёлый труд. Ещё больше иллюзий связано с онлайном: например, человек предполагает, что сможет спокойно совместить учёбу с другими делами, только потому, что она проходит онлайн. Он готов послушать лекцию или вебинар, пока готовит еду или убирает дом, но не готов сосредоточиться и погрузиться в тему. Поэтому важно сразу настраивать на то, что занятия потребуют значительных когнитивных и физических усилий, считает эксперт:
«Наша задача [в том, чтобы] говорить, что обучение — это труд и работа. И ни в коем случае не упрощать и не приукрашивать, потому что как только мы начинаем говорить, что это easy, это просто, „вы сейчас быстренько тут [что-то узнаете], вообще всё будет классно“ — нет, так не будет, потому что потом в процессе всё равно придётся что-то делать. Либо мы скажем, что и в процессе ничего не надо делать, но тогда давайте зададимся вопросом: а какое качество будет у этого обучения, какая эффективность?»
По словам Елены Тихомировой, она и сама начала применять такую технику восемь лет назад: в начале каждого курса сообщает слушателям, что им придётся нелегко, но зато в конце они получат конкретный результат от обучения.
«Да, некоторые говорят: „Нам такое не надо“. Ну да, так бывает. Но когда люди понимают, что это сложно, у них ожидания правильно калибруются, у них нет ощущения, что сейчас это будет „раз-два“ — лекарство от всех болезней, серебряная пуля и всё остальное», — считает эксперт.
Словом, реальные ожидания формируют реалистичный настрой и ещё на старте отсеивают тех, кто в любом случае не дошёл бы до конца курса.
Проблема шестая: одиночество
Это серьёзная проблема для асинхронных форматов, когда учащийся находится один на один с материалом. Даже если тема не такая уж сложная, но по ней возникает мелкий вопрос, в синхронном формате можно сразу же по ходу лекции задать его преподавателю или хотя бы соседу по парте. В асинхроне так не получится.
«Если вы посмотрите опросы американских онлайн-вузов [о трудностях онлайн-обучения], то пункт, который стоит на первом месте, — „Мне одиноко“. Обучение в изоляции — это сложно и это неестественно, потому что обучение имеет очень сильный социальный фактор», — поясняет спикер.
Единственный способ развеять это чувство одиночества — работа в группах. Это может быть проектная деятельность, неформальное общение в чате, взаимодействие на вебинарах — и объём «синхронных» элементов обучения должен составлять хотя бы 2% от общего объёма курса.
Читайте также:
Проблема седьмая: отсутствие правильной структуры обучения
Без хорошей структуры учиться сложно, а тем более новичкам — у них просто нет схемы, в которую «складывается» новый материал, а значит, они должны выстроить её самостоятельно. В результате возрастает когнитивная нагрузка, и у человека появляется ощущение, что он элементарно не справляется с освоением новых знаний. Предсказуемый результат — учащийся уходит.
«Поэтому структура — это, наверное, один из самых важных факторов. Структура [должна соответствовать уровню знаний] аудитории: новичкам — одна структура, середнячкам — другая, экспертам — третья», — подчёркивает Елена Тихомирова.
Она приводит два основных правила для построения структуры:
- Давать учебные материалы по принципу «от простого к сложному» — тогда возникает «взлётная полоса»: человек учится взаимодействовать с новой информацией, вовлекается в обучение.
- Сопровождать контролем переход учащегося по структуре обучения, чтобы он поднимался на новый уровень, только когда он освоил предыдущий и готов к переходу. Однако контроль этот должен быть исключительно методическим, он не предполагает полностью закрытую навигацию.
Проблема восьмая: отсутствие практики
«Практика заставляет мозг работать, практика даёт физиологическое вовлечение в материал, то есть <…> возможность отключиться от происходящего за пределами обучения и включиться в обучение», — отмечает спикер.
Большие объёмы теории приводят к потере фокуса и растерянности — учащийся просто не понимает, что ему делать с таким объёмом знаний. Поэтому чем больше практических заданий, возможности применить новую информацию, тем больше человек мотивирован продолжать обучение.
В том, что люди бросают учёбу, нет ничего необычного. Однако создателям образовательных программ важно постоянно проверять, почему люди уходят, — вне зависимости от количества таких случаев.
«Неважно, много ушло, мало ушло, — проверяйте, потому что очень часто в понимании этих причин лежат очень важные вещи, которые впоследствии можно применять, — и делать обучение намного более эффективным по всем параметрам», — заключает Елена Тихомирова.
Кейс «Газпрома»: как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников
(Спойлер: компания организовала розыгрыш обучения!)
В результате:
- оптимизированы расходы на обучение;
- сформирован кадровый резерв;
- усилен HR-бренд;
- ускорились рабочие процессы.