6 советов, как нематериально мотивировать сотрудника учить коллег
Пара советов от руководителей крупных корпоративных университетов и отдельный бонус для тех, кто работает с айтишниками.
Фото: skynesher / Getty Images
Эксперты по корпоративному обучению всё чаще призывают компании активно внедрять P2P-обучение. Конечно, возможно это только в тех случаях, когда сотрудники мотивированы делиться своими знаниями с коллегами. А как эту мотивацию создать?
Своим опытом поделились директор Корпоративной академии розничной сети магазинов «Магнит» Елена Фабер и руководитель корпоративного университета Х5 (X5 Group) Светлана Тесёлкина на конференции «Главные итоги 2022 года для EdTech и всей сферы образования», организованной сообществом Digital Learning.
Как мотивируют внутренних экспертов в крупных компаниях
Елена Фабер объяснила, что экспертами, обучающими сотрудников, в академии «Магнита» выступают в основном руководители, и привела в пример несколько инструментов нематериальной мотивации:
- Специальные клубы, где учатся выступать на публике и учить других. «…Это очень нравится нашим руководителям, потому что они развивают свои внутренние компетенции», — рассказала спикер.
- Дополнительное обучение после завершения той или иной программы. «Мы всегда даём что-то очень интересное. То есть какой-то курс, либо на какую-то программу их записываем. И это очень сильно стимулирует, потому что, как правило, именно такие люди заточены на своё развитие. И для них это прямо прекрасный такой стимул, чтобы дальше продолжать», — заключила Елена.
- Широкое признание. «Мы выносим наших экспертов на всеобщее обозрение, тем самым давая возможность им показать себя внутри нашей огромной компании», — объяснила Елена.
Светлана Тесёлкина согласилась с последним тезисом и отметила, что мотивацией может служить признание не только внутри компании, но и за её пределами.
Кроме того, она назвала ещё один мотиватор, который может стимулировать сотрудников обучать других. Это желание решить некую проблему в том бизнес-процессе, которым он управляет: объяснить в формате учебного продукта что-то сложное, с чем у многих сотрудников возникают трудности.
Подробно об опыте развития сотрудников Корпуниверситетом X5 и их лайфхаках можно почитать здесь.
Что, если сотрудники экспертами быть не хотят
Конечно, здорово, если людей мотивируют возможности для саморазвития, но немало примеров, где ситуация противоположная. Об одном из них рассказала на конференции тьютор Центра экспертизы «СИБУР Диджитал» Татьяна Ерёмина.
Экспертами и преподавателями этого центра выступают айтишники — сотрудники компании. Хотя часто такие специалисты придерживаются идеи о необходимости делиться своими знаниями и находками, они не очень любят общение и взаимодействие с другими людьми. Единственный выход в такой ситуации, считает Татьяна, — найти человека, который будет с такими «сложными» экспертами договариваться, вести их через весь процесс и налаживать коммуникацию.
Но есть и ещё один дополнительный ключик (кстати, возможно, он будет работать не только с айтишниками) — мотивировать можно потенциальной передачей рутинных задач, от которых сотрудник-эксперт будет рад избавиться. Такие есть у всех, и если научить кого-то выполнять их вместо себя, то их можно делегировать.