Корп. обучение
#статьи

4 способа использовать ИИ в корпоративном обучении уже сейчас

Искусственный интеллект может много чем помочь L&D-специалистам, и, кажется, умение им пользоваться складывается в новый тип навыков.

Иллюстрация: Brett Jordan / Aideal Hwa / Michael Dziedzic / Unsplash / Annie для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:


Говорят, что в будущем корпоративное обучение вполне буквально уместится в умные часы, а ИИ чуть ли не автоматизирует работу специалистов по корпоративному обучению. Хотя до этого пока дело всё же не дошло, реально упростить жизнь L&D нейросети уже могут.

На вебинаре «Искусственный интеллект для специалиста в онлайн-обучении. Практика применения в 2023», организованном компанией «e-Learning Мастер», эксперты рассказали, как уже сегодня используют ИИ в своей работе.

Чем поможет ИИ в корпоративном обучении

Конечно, всех проблем сегодня нейросети не решат, но несколько интересных опытов поставить уже можно. Вот какие решения предлагают эксперты.

Быстро оформить презентации

Product owner команды разработки платформы обучения в «Райффайзенбанке» Владимир Казаков показал результаты небольшого эксперимента: он попросил ChatGPT подготовить небольшой текст для его выступления на вебинаре. Затем загрузил этот текст в Slider — сервис на основе ИИ для создания презентаций в PowerPoint. Через несколько минут получилась полноценная презентация: нейросеть самостоятельно разбила загруженный текст на слайды, добавила заголовки, маркированные списки, картинки (найденные в интернете), а в некоторых случаях слегка переформулировала оригинальный текст.

Конечно, текстовой презентацией возможности ИИ не ограничиваются, объяснил Владимир: «Если сюда же попросить добавить тест, то останется буквально дообучить модель и объяснить, что когда она видит какую-то определённую вещь, то должна собрать из неё в нашем iSpring тестовую задачу с X вопросов, в каждом по Y ответов».

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

Сократить время на работу с экспертом

Текстовые чат-боты также помогут значительно упростить взаимодействие с экспертами, считает Владимир Казаков. Нейросеть может сгенерировать идеи для курса и задать нужную структуру, то есть выполнить то, что специалистам вне сферы обучения даётся подчас тяжело.

Эксперт поделился: если раньше на коммуникацию с экспертами уходили недели, теперь она занимает буквально один день — структура, уже готовая для редактуры и правок, даёт нужный толчок и упрощает жизнь. Но Владимир рекомендует не нервировать эксперта лишними подробностями и не делать упор на то, что подсказки сформировал ИИ.

Быстро сгруппировать обратную связь

Владимир Казаков привёл в пример ещё один опыт: он попросил встроенный в сервис Notion ИИ обработать полученные от сотрудников «Райффайзенбанка» отзывы по работе отдела. Нейросеть оценивает высказывания по заданным параметрам и может показать результаты в разном виде — например, по шкале от 1 до 5 или в виде характерных эмодзи. Если у человека на сортировку уйдут в лучшем случае часы, то ИИ справляется с этим за пару минут. 

Конечно, преимущество здесь не только в оценке обратной связи, ведь нейросеть может ещё и кластеризовать отзывы. Так, эксперт предложил ей проанализировать их, выделить основные проблемные и сильные стороны работы отдела, не учитывая при этом коротких комментариев (например, «Всё отлично, спасибо»).

В результате нейросеть, по словам Владимира, выделила несколько проблем: с навигацией и контентом в обязательных курсах. О проблемах этих было известно, но на составление отчёта вручную пришлось бы потратить очень много времени — нейросеть его сэкономила. «А теперь представьте: это были вопросы по отделам, а могли бы быть вопросы по курсу. Мы могли бы раз в неделю получать для экспертов и методологов отзывы, что „ребята, к вам есть претензии на такие-то темы“. И это будет не на 33 страницы, это будет конкретно», — объяснил Владимир.

Сгенерировать идеи для работы в группах

Искусственный интеллект может стать незаменимым помощником в генерации идей, считает ведущий российский эксперт в области управления изменениями, модератор по работе с большими группами и основатель сервиса Mozlab Олег Замышляев. Он рассказал, что использует такие инструменты, как ChatGPT, на стратегических командных сессиях, а в пример привёл встречу сообщества Digital Learning. Её участники пытались определить, по каким причинам сообщество может провалиться: за 40 минут группа сформировала 25 вариантов, а нейросеть за минуту — около 15. При этом около 60% были по сути близки к тому, что придумали люди.

«[Нейросеть] значительно сильнее и чётче акцентировала причину возможного провала сообщества, чем живая группа это сделала: акцентировала неправильную и недостаточную монетизацию. <…> То есть нейросеть способна додать два-три хороших ответа, но их нужно проверить», — объясняет спикер.

Олег Замышляев добавил: для генерации идей есть масса возможностей и без использования ИИ, но нейросети выполняют работу быстрее, а ещё могут конкретизировать её под нужный запрос.

Фото: NDAB Creativity / Shutterstock

«Ключевая история в работе с группой руководителей — это, конечно, работа с перечнем: идеи для развития бизнеса, риски, связанные с чем-то, угрозы, связанные с чем-то. Нейросеть восхитительно делает эту работу, специфицируя свои перечни под индустрию, фазу развития компании, рыночную ситуацию. Она позволяет добавить 3–4 параметра. Перед качеством [доработанного людьми] списка <…> снимают шляпу те, кто сами думали над этой темой», — рассказывает спикер.

Конечно, в работе с ИИ есть ряд ограничений:

  • Информацию, сгенерированную нейросетью, нужно перепроверять.

Эксперт привёл в пример необычную ситуацию: вместе с коллегами он проводил исследование «Типичные ошибки нового руководителя», которое планировал превратить в курс. Способ проведения исследования был вполне классическим, а у нейросети решили спросить дополнительную информацию. Чат-бот выдал интересную статистику якобы из исследования известной зарубежной школы, которая очень понравилась авторам. Когда они стали задавать дополнительные вопросы, бот предложил не только конкретный источник, но даже ссылку на него. Но ни такого исследования, ни ссылки не существовало.

  • Руководители испытывают «колоссальное недоверие и даже пренебрежение» к боту как источнику.

Этот барьер нужно учитывать и пробивать его. Ведь, по сути, новые технологии выполняют ту же работу, которую раньше делали другими способами, на этом можно акцентировать внимание. Проще говоря, это всего лишь новый инструмент.

  • Нейросеть не несёт ответственности за свои предложения.

Поэтому, считает Олег Замышляев, в группе (если речь идёт о групповой работе) должен быть человек, который возьмёт на себя ответственность за конкретную идею вместо ИИ. То есть он соглашается с ней и готов развивать её в дальнейшем.

Как работать с ИИ в обучении людей

Эксперты выделили несколько рекомендаций для тех, кто планирует поэкспериментировать с ИИ:

  • Потренируйтесь формулировать запросы (промты). «Нужно учиться общаться с ИИ — это не человек, не машина, это третий скилл, и навык общения с ними [нужно прокачивать] отдельно», — подчеркнул Владимир Казаков. Чем точнее сформулированы запросы, тем лучше.
  • Не ограничивайтесь одним запросом. Олег Замышляев подчеркнул, что за каждым промтом должен последовать новый: например, «Придумай 15 идей, по которым сообщество может провалиться», «Придумай ещё 15 нетривиальных идей, по которым сообщество может провалиться», «Кластеризуй идеи в подгруппы и дай названия кластерам», «Раскрой определённый кластер».
  • Самый простой способ попробовать возможности ИИ — не через ChatGPT, а с помощью сервиса Notion.

Напоследок приведём несколько сервисов, которые порекомендовали спикеры и участники дискуссии:

  • ChatGPT — чат-бот с искусственным интеллектом, работает в диалоговом формате, способен находить, генерировать и обрабатывать текст (и код).
  • Notion AI — ИИ, встроенный в сервис для продуктивности Notion.
  • Slider — сервис для создания слайдов и презентаций на основе ИИ.
  • You.com — поисковик со встроенным ИИ. Преимущество его заключается в том, что он выдаёт не только информацию, но и ссылки на источники.
  • Midjourney — генератор визуального контента на основе ИИ.
  • Stable Diffusion — генератор визуального контента на основе ИИ.

Зачем разыгрывать корпоративное обучение?
Кейс «Газпромбанка»

Нестандартная механика, которая помогает:

  • обучать 1500 человек ежегодно;
  • повышать вовлечённость;
  • оптимизировать расходы на обучение.

Дарим кейс с механикой и подробностями.

Скачать бесплатно

Кейс «Гринатома»

Как привлекать молодёжь и как развивать её в компании

  • 📝 Закрываем стажёрами 500 вакансий в год
  • 📝 За 1,5 года делаем из стажёра ценного сотрудника
Смотреть кейс
Гайд по нейросетям для HR и T&D. Забирайте бесплатно >>
📌 5 инструкций по использованию ИИ в работе
📌 Список задач, которые можно делегировать ИИ
📌 Советы и лайфхаки по работе с нейросетями
Cкачать гайд
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована