Код
#статьи

Зачем программисту соцсети: личный бренд, нетворкинг и самовыражение

Все говорят: «Ходи на митапы, заведи блог, участвуй в жизни комьюнити». Но есть ли в этом смысл? Обсуждаем с лидерами мнений русскоязычного IT.

Фото: Westend61 / Getty Images

Мотивация у желания быть заметнее в IT‑сообществе может быть разной. Кто-то хочет больше влиять на индустрию, кто-то — получать классные предложения о работе, а кто-то становится амбассадором IT‑компаний и вдохновляет других разработчиков на свершения. Поговорили с самыми заметными в соцсетях айтишниками и выяснили, что движет ими на пути к славе.

Быть популярным или быть полезным: вот в чём вопрос

Андрей Ситник


Ведущий фронтенд-разработчик в Evil Martians. Разрабатывал российский Groupon, сайт «Брейнвошинга», atata.com и даже немного «Хабрахабр». Создал «Автопрефиксер», PostCSS, «Браузерслист», «Логакс» и Nano ID.


Ссылки


Есть два вида деятельности, которые одинаково проявляются в любой медийной активности: будь то ведение блога, соцсети или написание статей. Первый — инфлюенсинг, второй — работа с комьюнити. Многие путают два этих процесса, но на самом деле цели у них разные.

Работа с комьюнити. Сообщество — это хребет индустрии. Оно решает ключевые инфраструктурные задачи: обучение новичков, создание документации, разработку open-source-проектов. Раньше эту роль брали на себя вузы, но теперь ситуация изменилась: в IT куда важнее положение специалиста в комьюнити, чем университет, который он окончил.

Задача сообщества в том, чтобы задавать вектор развития индустрии и обеспечить систему обучения. Можно условно сравнить это с возведением маяков в мореходстве: кто-то должен их строить, хотя капитану отдельно взятого корабля это может быть не нужно. Так и в IT мы все вместе решаем общие задачи — а взамен активные участники получают репутацию.

Помогать сообществу важно, полезно, и это действительно окупается. В случае с джунами это ещё и сильно ускоряет карьерный рост. Я вижу, что новички, которые активны в комьюнити, достигают успеха гораздо быстрее.

Инфлюенсинг — гораздо более тонкая материя. В этом случае человек берёт на себя не просто выполнение общественных работ, но и развлекательную и где-то даже идеологическую функцию. То есть аудитория у инфлюенсера растёт не потому, что он выкладывает документацию или знает, какой будет следующая фича React.js. А потому, что люди интересуются его мыслями, идеями и взглядами на развитие индустрии.

У людей зачастую нет времени и возможности разобраться в проблеме и сформировать о ней собственное мнение. Поэтому многие предпочитают найти авторитетного специалиста, который разложит всё по полочкам. Это не лучший подход к потреблению информации, но такова жизнь.

К тому же из-за развития технологий мы стали отдаляться друг от друга. Часто людям не хватает простого человеческого общения — и это компенсируется абстрактной дружбой в интернете.

Стоит ли идти в инфлюенсеры? Это очень сложная работа с высокой конкуренцией. Можно сравнить её с научной сферой, где 1% больших учёных имеет возможность заработать, а всю работу делают лаборанты за копейки. Это огромная пирамида с мизерными шансами попасть наверх.

Самое обидное в инфлюенсинге — успех не зависит от качества вашего материала. Инфлюенсерами, к сожалению, становятся по абстрактным и непредсказуемым причинам. Вы можете делать очень крутой контент, но так и не стать популярным.

Продвижение личного бренда требует специфических знаний и черт характера. Во-первых, нужно действительно любить внимание. Во-вторых, быть готовым к переработкам и недосыпу — ведь блогерскую активность придётся совмещать с основной работой. Если у вас нет этого драйва, не надо заставлять себя, это бессмысленно. В среднем попытка стать популярным отнимает больше ресурсов, чем даёт. Большинству людей такая активность не приносит ничего.

Если вами движет карьерный успех, а не стремление к популярности, лучше сосредоточиться на работе в сообществе: участвовать в мероприятиях, писать статьи на профессиональные темы, выступать с докладами.

Для карьерного продвижения нужно не так много — просто быть полезным сообществу, как маяк — кораблям. Ну и не забывать о профессиональных мероприятиях — там люди заводят знакомства, общаются в неформальной обстановке и контактируют с потенциальными работодателями.

Перед инфлюенсером стоит гораздо более трудная задача — он конкурирует за внимание. И если ему предлагают работу, то не из-за технических навыков, а благодаря медийной активности. Работодателю выгодно использовать аудиторию блогера, поэтому, скорее всего, ему предложат позицию деврела. Нанимать популярного человека, чтобы он просто клепал формочки, бессмысленно.

Ещё одна проблема для инфлюенсера — необходимость иметь своё видение по каждому вопросу. А сформулировать мнение о вещах, в которых не разбираешься, очень сложно. Всегда есть вероятность из-за стресса или усталости написать что-то не то, и в результате люди пострадают от дезинформации или травли. Поэтому инфлюенсер несёт больше ответственности за слова, чем те, кто просто активен в сообществе.

Вдохновлять других и получать офферы

Анна Жаркова


Lead Mobile Developer в компании Usetech. Пишет нативные приложения под iOS (Swift, Objective-C) и Android (Kotlin, Java) и кросс-платформенные (Xamarin, Xamarin.Forms, Kotlin Multiplatform). В мобильной разработке больше восьми лет. Тимлид и ментор. Kotlin GDE. Преподаватель в Otus на курсах iOS Basic и Pro.


Ссылки


Я иногда сталкиваюсь с тем, что айтишников с развитым личным брендом называют инфоцыганами. Действительно не все работают над медийностью для популяризации технологий — многие ищут быстрой славы, чтобы брать от окружающих возможности и ничего не давать взамен.

Продвижение себя и своих наработок полезно, когда у специалиста уже есть какой-то опыт, есть чем поделиться с аудиторией. Такая деятельность воспринимается окружающими как часть вашего резюме. Активность в соцсетях способствует нетворкингу, новым знакомствам в сфере IT, а блог может рассказать о вас многое, как ваше портфолио.

Благодаря личному бренду вас могут пригласить на конференцию или написать статью в профильное издание. А ещё это помогает найти хорошую работу — знаю примеры коллег по цеху, которым известность в области мобильной разработки помогла мгновенно трудоустроиться 🙂

Я занялась продвижением своего личного бренда, себя как айтишницы в 2020 году. По совету моей DevRel решила выступить на одной популярной конференции для мобильных разработчиков. Заявка оказалась неудачной, потому что моя тема совпала с темой другого разработчика. Но подготовленный материал не пропал: я сделала несколько статей для «Хабра». А после решила завести собственный телеграм-канал, чтобы рассказывать о своей работе в IT, о том, что делаю и чем интересуюсь.

В Usetech, моей нынешней компании, я считаюсь амбассадором. Это выгодная деятельность сразу для трёх сторон. Во-первых, публикуя контент, я помогаю людям, которые хотят лучше разбираться в мобильной разработке. Во-вторых, помогаю себе — узнаю тему глубже и развиваю личный бренд. А в-третьих, продвигаю компанию и повышаю её привлекательность для клиентов и новых сотрудников.

Здорово, когда личный бренд продвигают специалистки, причём основываясь не просто на образе девушки-айтишницы. Если девушка показывает, с каким удовольствием занимается своим делом, то вдохновляет и других разработчиц. Они не боятся заявлять о себе на конференциях, рассказывать про технологии, писать статьи.

Активность девушек в комьюнити зависит от города и среды, в которой они вращаются, — например, от университета. К сожалению, в некоторых вузах до сих пор сохранилось снисходительное отношение к женщинам в профессии. Конечно, не нужно строить свой бренд исключительно на том, что вы девушка в IT, но своим примером вы можете действительно кого-то вдохновить.

Многие занимаются продвижением технологий в рамках своей работы. Но немалый вклад в развитие индустрии вносят и энтузиасты — из личного интереса и стремления участвовать в полезном деле.

Социальная миссия инфлюенсеров в IT — продвигать конкретную технологию. Мы показываем, что делиться знаниями полезно и совсем не страшно. Айтишникам нужно учиться налаживать связи и высказывать свои мысли.

Польза нетворкинга ещё и в проработке софт-скиллов. Многие айтишники — интроверты или работают в одиночку, даже будучи частью большой компании. Рабочие задачи мы выполняем по большей части молча. От этого социальные навыки могут атрофироваться. Общение с другими людьми, обмен знаниями — всё это помогает прорабатывать навыки и становиться лучше.

Виталий Емельянцев


Разработчик сайтов и приложений на Ruby on Rails с 2012 года. Обучает людей, пишет об индустрии, ведёт open-source-проекты.


Ссылки


Однажды я получил очень привлекательный оффер и принял его. А потом узнал, что на решение руководства повлияли не только моё резюме и техническое собеседование. Внезапно — им понравилась статья в блоге, написанная мной за семь лет до этого, когда я был совсем ещё зелёным джуном. Статья, о которой я давным-давно забыл.

В другой раз ко мне пришёл классный клиент, потому что он заметил меня в одном чате в Telegram, где я помогал ребятам, отвечая на вопросы. Глянул профиль, оттуда перешёл на сайт, потом на Stack Overflow, где я тоже был когда-то активен, и это повлияло на его решение. Мы проработали с ним следующие пять лет и до сих пор поддерживаем связь.

Такие вещи по закону подлости никогда не работают напрямую. Но без них всё равно никуда. Сейчас рынок вступает в зону рецессии и кризиса, поэтому для трудоустройства уже недостаточно просто знать технологию Х. Активность в чатах и соцсетях, на блог-платформах, свои телеграм-каналы — это ключ к тому, чтобы остаться на плаву и преуспевать.

Почему личный бренд не самоцель

Анастасия Заречнева


Инженер по тестированию, член программного комитета конференции Podlodka QA Crew, одна из основательниц и активная участница закрытого сообщества QA sisters.


Ссылки


Формула моего личного бренда: преподавательская деятельность + выступления на митапах и конференциях + канал в Telegram + участие в программном комитете.

Развивать личный бренд я начала с выступления на конференциях. Тогда у меня совершенно не было опыта, поэтому я начала с небольших митапов — сначала внутри компании, а потом и внешних. Чаще всего меня приглашали на митапы SQA Days. Когда в открытом доступе появились записи выступлений, меня пригласили на первую конференцию.

Я поняла, что мне хочется делиться знаниями и впечатлениями от своей работы — и для этих целей даже завела ютуб-канал. Вести его меня мотивирует желание сохранить свои мысли о том, с чем я работаю. Когда сталкиваюсь с похожими проблемами, могу вернуться к постам и проанализировать прогресс.

Видео с ютуб-канала Анастасии

Спустя некоторое время вместе с Юлией Лях мы создали сообщество QA Sisters. Сначала это был уютный чатик, созданный для нас и коллег, где мы в дружеской обстановке обсуждали рабочие темы. Но с тех пор чатик сильно разросся и превратился в сообщество из 3500 участниц.

Инсайдерская информация: сейчас мы с девушками из QA Sisters готовим конференцию для своих. Это своего рода вклад в публичный бренд.

Ещё на развитие личного бренда повлияло преподавание. Особенно бесплатный курс по основам тестирования, который записали мы с коллегами. Таким образом мы хотели внести свой вклад в сообщество — тянулись за такими гигантами индустрии, как Святослав Куликов и Роман Савин. Конечно, я делаю себе комплимент, когда ставлю нас в один ряд с ними :) Но мне было очень приятно поделиться своим опытом и сделать так, чтобы он был полезен не только мне, но и другим людям.

Вишенкой на торте стало участие в программном комитете конференции Podlodka QA Crew. Так получилось, что сейчас мне не хватает ресурса выступать самой, поэтому я сосредоточилась на подготовке других людей. У меня есть чёткое представление о том, что хочется видеть на конференции и как подтолкнуть людей в нужном направлении.

Развивать личный бренд нужно с какой-то целью. Если мотивация только в том, чтобы вас узнавали, это будет выглядеть искусственно: всегда можно различить, хочет человек привнести что-то полезное или просто «поторговать лицом».

Есть у социальной активности и недостатки. В первую очередь — стирание личных границ. Люди забывают, что за личным брендом стоит человек. За примером далеко ходить не надо. Когда вышла статья про QA Sisters, мы получили много поддержки. Но и хейт в комментариях тоже был.

Сначала я нормально отвечала на претензии, а потом устала и начала грубить. Резкие ответы писала не от имени лидера сообщества, а просто как Настя — тестировщица, которая утомилась объяснять важность фем-сообществ. Юля ещё держалась и отвечала терпеливо, а я уже начинала срываться. Один из комментаторов написал: «Не удивлён, что такое недружелюбное к мужчинам сообщество создали вы, а не Юля». Мы посмеялись, потому что создали его вместе.

Другой недостаток: работа вне основной работы утомляет. Это одна из причин, по которым я перестала выступать на конференциях. Подготовка доклада требует слишком много энергии. В какой-то момент я поняла, что «зачётка уже начала работать на меня» и нет необходимости так же активно что-то доказывать. Хотя есть ребята, которые продолжают, им это нравится.

Работу над личным брендом зачастую поддерживают и работодатели. Когда я работала в VK, у нас даже была специальная бонусная программа для сотрудников, которые участвуют в публичных мероприятиях и помогают записывать образовательные курсы для коллег. В компании, где я работаю сейчас, такая активность тоже поощряется. Это круто.

Бывают ситуации, когда активность вызывает проблемы. Однажды мне сказали: «Ты теперь лицо команды, нужно удалить твиттер и инстаграм*, потому что тебя могут не так понять». Лучше уточнять при устройстве на работу политику конкретной компании по этим вопросам.

Мои коллеги иногда сталкиваются с тем, что на некоторые особенно эмоциональные посты приходится ставить дисклеймер: «Это моё личное мнение, я не говорю от имени компании и коллег». Это нужно, чтобы действия сотрудника не бросали тень на его команду.

Я считаю, что построение личного бренда не должно быть самоцелью. Важно создавать какую-то другую ценность, а публичность приложится. Но я знаю примеры, когда люди целенаправленно работали именно над известностью и получалось удачно. Но это всё равно не работало бы в отрыве от способности давать какие-то ценные знания людям.

Евгений Антонов


Старший технический менеджер проектов в Yandex Infrastructure, IT-консультант. Более 15 лет в IT-индустрии. Ведёт телеграм-канал «Тимлид Очевидность» и подкаст «Кода Кода».


Ссылки


Я веду аккаунт в Twitter, подкаст, телеграм-канал. Выступаю на офлайн- и онлайн-конференциях и митапах. Считаю ли я, что у меня есть личный бренд? Честно говоря, не уверен. Хотя кто-то из IT что-то слыхал про меня и знаком с моей деятельностью.

Я делаю всё это не из жажды славы или денег. Лично мне хочется делиться полезными мыслями, идеями, техниками с людьми. Делать жизнь и работу в индустрии хоть немного лучше и комфортнее. Для меня самый большой кайф — обратная связь от людей, которые попробовали что-то из того, что я продвигаю, у них заработало и они этому рады.

С такой мотивацией мне несложно тратить довольно большое количество времени на всю эту публичную активность. Я занимаюсь этим уже около четырёх лет, и поток позитивных историй и благодарностей поддерживает меня в мысли, что я делаю полезные и нужные вещи.

Возможно, если бы моей единственной мотивацией было заработать, то я бы быстро перегорел. Личный бренд далеко не всегда конвертируется в деньги — а если и конвертируется, то очень опосредованно.

Если вы думаете, что вас возьмут на хорошую высокооплачиваемую работу за ваш канал, доклад или подкаст, то в подавляющем большинстве случаев это не так. Вы так же будете проходить все стандартные пайплайны собеседований, как и другие кандидаты. Возможно, к вам даже будут чуть пристальнее присматриваться и ждать, что вы докажете свою крутость.

Максимум, чем может помочь личный бренд в процессе найма, — с прохождением первоначального HR-фильтра. То есть компании могут целенаправленно позвать вас на интервью, когда у них откроется новая позиция. На этом магия заканчивается.

Я считаю, что личный бренд ради личного бренда — долгая и утомительная работа с туманными перспективами. Прежде всего надо определиться с целями и понять, подходит ли инструмент, который вы выбрали.

А ещё помните, что известность накладывает на вас некоторые ограничения по публичным высказываниям. Это может касаться и лично вас, и компании, которую вы представляете.

Чтобы построить личный бренд, важно быть экспертом в своём деле

Кирилл Толкачёв


СIO в JUG Ru Group.


Ссылки


Хорошо можно делать только одну вещь. Или вы развиваете личный бренд, не будучи профессионалом в своём деле и становитесь инфоцыганом, или сначала набираетесь знаний, а потом уже занимаетесь медийной активностью, если вам это зачем-то нужно.

Когда о разработке начинает рассуждать человек без хорошего технического уровня, другие эксперты его быстро раскрывают. Но среди несведущих людей могут даже найтись поклонники. Представьте себе человека, далёкого от истории, который с упоением говорит о влиянии Александра Кожева на французское Сопротивление. Возможно, за счёт харизмы и таланта рассказчика он и соберёт какую-то аудиторию — но более-менее знающим людям будет понятно, что он просто нахватался знаний и пытается выдать себя за того, кем не является.

Практика показывает, что общество беззащитно перед такими ситуациями. Большинство людей принимают красивые слова за чистую монету — и может возникнуть картина, когда одни с упоением слушают человека, а другие давно о нём всё поняли и просто стоят в сторонке, крутят пальцем у виска.

Теперь о том, что делать опытному специалисту, который всё-таки решил поработать над личным брендом. У каждого это происходит по-разному, но начинается всё стандартно: человек подписывается на других спикеров, следит за отраслевыми медиа и проектами. А потом постепенно начинает высказываться сам — пишет о том, что ему интересно в профессии.

Если ваши мысли и опыт станут интересны окружающим, подписчики появятся быстро. А уж как использовать аудиторию — зависит от вас. Можно в личных целях, можно помогать новичкам, а можно поделиться частью медийности с какой-нибудь компанией. Естественно, не бесплатно — например, став developer advocate.

Лично я цели стать более известным никогда не ставил явно. Она сформировалась потом, сама собой. Изначально мне просто было интересно пробовать что-то новое в своей области, ходить на конференции, общаться с единомышленниками.

Вообще, коммуникация с другими экспертами — штука очень полезная. Она позволяет узнавать что-то новое, не замыкаться в информационном пузыре и корректировать мировоззрение, когда это необходимо. Даже в знаниях из смежных областей есть бесконечное количество инсайтов, которые профессионал может пропустить через себя и стать ещё умнее.

Минусы медийности. Пожалуй, самый главный — это необходимость тщательно следить за тем, что пишешь. Всегда есть риск сказать что-то лишнее в Twitter и бросить тень на свою компанию. Даже если человек выражает личное мнение, многие сразу экстраполируют его на работодателя. Это неправильно, но от этого свойства интернет-сообщества никуда не денешься. Поэтому публичный человек стремится быть аккуратнее, лишний раз не высказываться по острым вопросам.

В целом соцсети и нетворкинг дают хорошие возможности для карьерного роста, поэтому пренебрегать ими точно не стоит. Если всё получится, помимо резюме и портфолио, за вас будет говорить ваша аудитория — или другие члены комьюнити, которые смогут подтвердить ваши знания и опыт.

Если у эксперта развит личный бренд, окружающие больше ему доверяют. А доверие — это основная часть любой работы. Неважно, достигнуто оно за счёт личного бренда или нет. Это просто экономит время.

Цена популярности

У известности есть и обратная сторона — знания и компетенции известного блогера могут переоценивать, а о его ошибках и промахах моментально становится известно всему сообществу.

Александр Кучук


Выпускник МФТИ. Пишет на Java, преподаёт в Высшей школе экономики, ведёт подкаст «Вторая Пересдача».


Ссылки


Вот несколько причин, почему, на мой взгляд, некоторые айтишники активно ведут свои соцсети.

Популярность. Людям кажется, что так они заведут знакомства, откроют новые возможности, станут более значимыми в обществе.

Общение. Ещё одна мотивация — возможность выражать своё мнение по личным, рабочим и общественно важным вопросам. Разработчики не так часто могут свободно обсудить друг с другом разные темы. В лучшем случае — на работе за обедом пару раз в неделю, на тимбилдингах и во время афтепати на конференциях. А хочется делать это чаще.

Карьерные плюшки. Популярность в соцсетях подогревает самооценку всем людям, не только айтишникам. А программистов дополнительно мотивируют карьерные возможности, которые, как ожидается, должен приносить успешный IT-блог.

Медийная активность помогает быть на слуху, а значит, выделиться на фоне других кандидатов. Активного в соцсетях разработчика могут чаще звать на собеседования, больше компаний хотят с ним работать. Известный человек может просто написать пост, что ищет работу, и получить целый поток предложений, из которого можно выбрать наиболее привлекательные.

Но, на мой взгляд, наём «звёзд интернета» только вредит индустрии. На собеседования должны попадать прежде всего опытные разработчики с серьёзной технической компетенцией. Можно пригласить на работу человека, который известен своими познаниями в какой-то области разработки. Например, Алексей Шипилёв сразу ассоциируется с JVM, Иван Углянский — с Garbage Collector, Григорий Кошелев — с Kafka.

К сожалению, в индустрии есть довольно много примеров, когда в компанию приходит известный разработчик, уровень навыков которого оказывается гораздо ниже ожидаемого. Если человек кажется умным и интересным в соцсетях, далеко не факт, что он проявит себя хорошо и в работе.

Медийность также предполагает большие риски и приносит, на мой взгляд, не так много пользы. Популярного человека ждёт неиссякаемый поток негатива, потому что кому-то всегда что-то не нравится. Чем более вы медийны, тем больнее на вас будут сказываться конфликты в соцсетях, ошибки и факапы на работе. Тот, кто на слуху, получает повышенное внимание, и с этим нужно смириться.

Ещё стоит отметить, что ведение соцсетей — это полноценная работа. Это время, силы и эмоции, которых всегда не хватает. Поэтому, перед тем как шагнуть в мутные воды медийной активности, задайте себе вопрос: готовы ли вы тратить свободное время на создание интересных постов, споры с хейтерами, гонку за новыми подписчиками? Готовы ли вы к тому, что ваша личная жизнь станет предметом обсуждения и критики?

Если ответ «да», можно смело вступать на путь интернет-популярности— как минимум вы получите ценный опыт работы с людьми и заведёте связи. Если нет — ничего страшного. Есть масса других способов заявить о себе в сообществе — например, писать полезные статьи, ходить на митапы и конференции, участвовать в проектах и хакатонах.

Выбирайте тот способ самовыражения, который вам близок, старайтесь приносить пользу окружающим, а известность, слава и хорошая репутация придут сами собой.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Больше интересного про код — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована