Код
#статьи

Устраиваемся в Booking.com: история iOS-разработчика из России

Игорь Булыга рассказал, сколько компаний сменил за 8 лет, как прошёл собес в Booking.com и с какими проблемами столкнулся при оформлении визы.

Иллюстрация: Apple / Mark McKonor / WikiMedia Commons / Colowgee для Skillbox Media

Игорь Булыга

об эксперте

iOS Software Engineer в Booking.com. В основном пишет на Swift, но иногда возвращается в прошлое и вспоминает Objective-C.


Ссылки


Я учился в МГТУ им. Баумана по специальности «Высокоточные летательные аппараты», но к середине третьего курса разочаровался в профессии и задумался, куда идти дальше. Тогда как раз вышли первые модели iPhone. Я попросил денег у родителей и купил 4S. Он мне так понравился, что я твёрдо решил стать iOS-разработчиком.

С чего всё началось

На форумах я узнал, что программы под iOS пишут на операционной системе macOS. Мака у меня тогда не было, поэтому я превратил свой ПК в Hackintosh — так называют «неяблочные» стационарки, на которых установлена macOS. Учился по форумам и книгам «Разработка приложений для Mac OS X Lion» и «Язык программирования С» на русском языке. Часто примеры из них не запускались, поэтому приходилось много гуглить и выкручиваться.

Позже я продал свой ПК, купил 21-дюймовый iMac и начал искать работу. Откликался на hh.ru, «Хабре» и других карьерных сайтах — но никто не отвечал. Потом нашёл на ITmozg.ru вакансию «iOS-разработчик в стартап»: нужно было поддерживать и дополнять фичами детскую мобильную игру. Мне прислали тестовое. Я вооружился старыми книгами, решил задание и получил первую работу. Платили 15–20 тысяч — неплохие деньги для студента по тем временам.

В стартапе я проработал год — пока его не свернули. Пришлось снова отправиться в свободное плавание, но ненадолго. Уже через месяц я нашёл окологосударственную компанию, которая разрабатывала приложение для МВД. Это было весьма странное приложение: оно состояло из карточек со структурой отделов. В нём полицейский мог посмотреть должности и звания своих начальников или подчинённых. Задач у меня практически не было. Я сидел в офисе, ничего не делал и получал зарплату. Так я «проработал» полгода, параллельно учась в университете.

Позже мне написал один из основателей стартапа, в котором я работал. Он вписался в новый серьёзный проект со сторонним инвестором. Суть приложения была такой: пользователь заходит в кафе, сканирует QR-код и рассказывает в соцсетях о ресторане. А ресторан, в зависимости от охватов поста, даёт скидку 5–15%. Я пришёл в проект как iOS-разработчик, параллельно получая зарплату в государственной конторе, — и чувствовал себя царём.

Приложение для МВД вскоре свернули, а стартап снова не взлетел. Инвестор потерял интерес, поэтому зарплату присылали с задержками. К счастью, тогда меня пригласили на собес в red_mad_robot — это аутсорс-компания, которая разрабатывает мобильные приложения для крупных брендов. Сначала я не хотел идти, потому что сильно сомневался в своих способностях. Но всё-таки решился.

К моему удивлению, собеседование прошло довольно легко. Мне задавали интересные вопросы, и мы детально обсудили новые фреймворки. Уже на следующий день ребята прислали оффер. В red_mad_robot я проработал чуть больше года и поучаствовал в топовых проектах, например в первой версии приложения «АльфаСтрахования».

Одно из самых ярких воспоминаний — когда мы с коллегами ехали на зимний корпоратив и видели билборды с рекламой «АльфаСтрахования». Круто осознавать, что ты ещё студент, а уже участвовал в таком большом проекте. Также я работал над первыми версиями приложений «Перекрёстка» и «М.Видео» и над редизайном приложения «Открытия». За последнее мы получили высокие оценки от рейтинговых агентств.

Кипр, или Туда и обратно

Когда red_mad_robot захотела выпускать собственные продукты, меня перевели на внутреннюю разработку. В то время брат уехал на Кипр и позвал с собой. Я отправил резюме в кипрскую Aloha Mobile, которая сделала Aloha Browser. Это мобильный браузер со встроенным VPN, менеджером загрузок, букмарками и другими интересными фичами. Можно было даже скачивать видео с YouTube, пока не получили два страйка. По стандартной схеме я прошёл собес и решил тестовое. Мне предложили выгодный оффер, поэтому я ушёл из «роботов» и мы с женой отправились на Кипр.

Уже через два года Кипр нам надоел и мы решили переехать обратно в Москву. Ещё живя на острове, я проходил собеседования в московские компании. У Joom была вакансия на 300 тысяч в месяц, но там я даже не прошёл беседу с эйчарами. Тогда устроился в PURE. Работал на удалёнке — потому что офис компании расположен в Португалии. Уже через три месяца я разочаровался в компании.

Сначала у PURE была простая бизнес-модель: оплачиваешь подписку раз в месяц и пользуешься. Но App Store это не нравилось, и маркетплейс пригрозил закрыть дейтинг-сервис. Чтобы вернуть былую прибыль, PURE стала везде добавлять рекламу. Мне такая стратегия казалась бесперспективной, и я ушёл.

Потом устроился в компанию, которая пилила VPN-сервис. Как думаете, что произошло через три месяца? Я снова разочаровался: вместо VPN мы стали разрабатывать приложение для гадания по руке. Ценность таких продуктов как минимум сомнительная. Я без раздумий распрощался с компанией.

Следующее место работы — американская Alfa Labs. Они писали приложения для медитации, записи звонков, сканирования документов и так далее. Последнее приложение, над которым я работал, измеряло пульс через световой датчик. Несмотря на то, что офис располагался в Бостоне, все разработчики и дизайнеры жили в Беларуси, а я был единственным русским.

Повидав многое, я решил залететь в крупную корпорацию. Выбирал между Ozon и «Яндексом». Прошёл в обе, но собеседование в «Яндексе» напоминало конкурс в Google: оно состояло из шести интервью и затянулось на два месяца. А в итоге мне выкатили оффер с зарплатой в два раза ниже ожидаемой. В Ozon собес длился всего неделю и зарплату предложили хорошую.

Собеседование в Booking.com

Ещё до трудоустройства в Ozon я хотел переехать в Америку или Европу, но планы накрылись короной. Во время локдауна я собирал информацию о переезде, целыми днями решал задачи на LeetCode и проходил тренировочные собесы в группе в Telegram.

Попасть в Америку было гораздо труднее из-за проблем с визой. Азию и Ближний Восток я даже не рассматривал — оставалась Европа. Сначала я отправил резюме в несколько лондонских компаний, но одни не отвечали, а другие не перевозили сотрудников.

Тогда я вспомнил о Booking.com — их офис расположен в Амстердаме. Я попросил в Twitter человека, который там работал, замолвить за меня словечко. Рефер не даёт железной гарантии трудоустройства, но помогает пройти первый этап сканирования резюме эйчаром. Раньше в интернете даже предлагали такую услугу. К сожалению, Booking поменял реферальную политику и подобные рекомендации уже не работали. Кандидата рассматривали, только если рекомендующий работал с ним в одной компании и мог перечислить его заслуги.

Человек из Twitter предложил отправить резюме самостоятельно, а если Booking не ответит — он узнает, что не так. К моему удивлению, ответили уже через два дня и дали ссылку на четыре задачи на платформе HackerRank. Я неплохо справился, поэтому со мной связался рекрутер и мы обсудили все вакансии. На начальном этапе можно собеседоваться сразу на несколько позиций, а потом выбрать подходящую. Я выбрал Core iOS-developer в Accomodations.

Письмо от Booking.com с приглашением к первому этапу собеседования. Скриншот: предоставлен Игорем Булыгой

Собеседование в Booking.com проходило полностью на английском. Во время первого телефонного разговора с эйчаром как раз проверяют уровень владения языком. Некоторые не проходят дальше первого интервью именно из-за слабого английского. Я не обладаю идеальным британским акцентом, но моего уровня вполне хватило, чтобы пройти все этапы.

Потом провели технический созвон с двумя разработчиками из Booking. Снова дали ссылку на HackerRank, только в этот раз было две задачи: платформенная и алгоритмическая — по полчаса на каждую. Когда я всё решил, мы вживую на английском языке обсудили, как работается в Booking.com и как живётся в Амстердаме.

Через несколько дней написал рекрутер и попросил выбрать дату последнего этапа. Я взял по максимуму — через четыре недели. Таким образом, всё собеседование в Booking.com у меня заняло два месяца.

Заключительная часть состояла из трёх секций:

  • System Design. Секция длилась 1 час 15 минут и состояла из двух задач. На первой схематично изобразили главный экран Booking.com и карточки отелей и попросили рассказать, как бы я его спроектировал, какие бы я использовал архитектурные паттерны, сущности и как бы взаимодействовал с сервером. Во второй — спроектировать Notification Center.
  • Фит-интервью. Это беседа, на которой работодатель изучает убеждения, особенности кандидата и то, насколько он подойдёт команде. Её проводил нанимающий менеджер, а вместе с ним — менеджер, который отвечает за все команды в трекере, и стажёр. Последний просто слушал, как опытные коллеги задают вопросы. Спрашивали, как бы я измерял качество своей работы, улучшил Booking.com и так далее. Беседа напоминала обыденный разговор с коллегами по рабочим вопросам и длилась час.
  • Алгоритмы. Это самая сложная часть собеседования. Такие задачи рекомендуют сначала решать простым способом, а уже потом оптимальным. Я совет не послушал и сразу начал искать «умное» решение. В итоге убил 40 минут и всё равно пришёл к самому тупому.

Я был уверен, что провалил собес, но уже через два дня рекрутер Booking предложила созвониться. Мне сказали, что готовы сделать оффер — осталось только согласовать окончательную сумму.

Заветный оффер от Booking.com. Скриншот: предоставлен Игорем Булыгой

Ещё на первом созвоне у меня спрашивали, на какую зарплату я рассчитываю. Моей минимальной планкой были 60 тысяч евро в год. Выяснилось, что меньше 75 тысяч на этой позиции не платят. У Booking.com есть несколько грейдов: junior, core developer и senior. Blind и Glassdoor говорят, что core developer платят от 75 до 100 тысяч, а senior — от 100 тысяч, дают опцион (акции Booking.com) и другие плюшки.

Как я собирал документы на визу

Переездом сотрудников и юридическими вопросами Booking.com занимается аутсорс-компания. Её представители связались со мной, сказали, какие документы прислать, и открыли доступ в личный кабинет в их системе. Там я отслеживал статус заявления на визу MVV.

Виза MVV позволяет легально работать в Голландии в течение трёх месяцев, пока ждёшь residence permit. Оформление визы представитель Booking.com взял на себя, а мне нужно было собрать и отправить необходимые документы:

  • загранпаспорт;
  • подписанный контракт с Booking.com;
  • нотариально заверенный и апостилированный перевод апостилированного свидетельства о браке (у тех, кто переехал в Нидерланды, есть такая шутка — «апостиль на апостиль»);
  • анкета на визу.

Свидетельство о браке нужно тем, кто переезжает с женой или мужем. Но даже если вы не состоите в браке со своим партнёром, он может уехать с вами. В этом случае Иммиграционная служба Нидерландов попросит «доказательства» отношений. Не знаю, что за доказательства — может быть, совместные фотографии или переписка в соцсетях.

Чтобы европейские службы приняли свидетельства о браке и рождении, на оригиналах нужно поставить апостиль — печать, подтверждающую подлинность документов. Апостиль — это самая большая головная боль при переезде. Его ставят только в ЗАГСе, который выдавал свидетельство.

Мы жили в Московской области, и наш ЗАГС находился в Красногорске. Это медвежий угол, до которого можно доехать только на машине, а в самом месте — одна парковка на 10 мест. Все документы нужно было перевести у нотариуса на английский, а затем поставить на них апостиль — только уже в Министерстве юстиций.

События происходили в середине декабря. Мне нужно было отправить документы до конца года, чтобы как можно скорее оформить визу — 1 марта я должен был выйти на работу. Но в ЗАГСе ближайшее свободное окно было только после новогодних праздников. Поэтому я обратился в частное агентство, которое сделало документы за 5 дней и 12 тысяч рублей. Они сами поставили все печати и сделали нотариальный перевод.

30 декабря я загрузил сканы документов в личный кабинет и стал ждать ответа от Иммиграционной службы Нидерландов. А уже 7 января пришло письмо с одобрением. Это очень быстро, если учесть, что заявку рассматривают до 90 дней.

Получать визу через посредника нельзя, поэтому пришлось пройти заключительный квест — записаться на приём в посольство. Из-за пандемии временные слоты для посещения сократили до шести в день. Запись открывается раз в две недели утром во вторник, поэтому нужно ещё «урвать» талон. В посольстве я показал оригиналы документов и письмо от министерства, вклеил стикер и в двадцатых числах февраля улетел в Амстердам.

Думаю, для первой части достаточно. В следующей расскажу, как мы переезжали и искали жильё, сколько денег нужно в Амстердаме и чем этот европейский туманный город лучше солнечного Кипра.

Изучайте IT на практике — бесплатно

Курсы за 2990 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Научитесь: Профессия Python-разработчик Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована