Как студент-фармацевт бросил вуз и ушёл во фронтенд-разработку: история Октая Нематова
Ещё два года назад Октай страдал на сессиях и не видел перед собой карьерных перспектив. А теперь он фронтенд-разработчик в «СберЗдоровье».
Фото: личный архив Октая Нематова
Октай Нематов
Россия, Санкт-Петербург
Пройденные курсы
Достижения
Сменил профессию и за четыре месяца нашёл работу по специальности. Теперь работает фронтенд-разработчиком в «СберЗдоровье».
✅ Помощь
Привет! Меня зовут Октай Нематов. Два года назад я осознал, что университет не даст мне желаемых перспектив, и рискнул — ушёл в академ, чтобы посвятить всё своё время освоению IT-профессии. Родные поняли меня не сразу, но я ни о чём не жалею — ведь теперь работаю фронтенд-разработчиком в крупной компании.
Из фармацевтики в IT: как я решился на кардинальные изменения в жизни
Мне с детства хорошо давалась химия. Так что в химико-фармацевтическом университете я оказался не случайно. Когда поступал, думал: «Медицина, тело, здоровье — интересно, перспективно». Вот только разочарование наступило довольно быстро: после одной из сессий я вдруг осознал, что учёба и будущая профессия фармацевта-провизора не дадут мне того будущего, которого я хочу.
А чего я вообще хочу? Ответа на этот вопрос я не знал. Пока однажды не наткнулся на профориентационный тест от Skillbox: его результаты показали, что у меня есть все шансы преуспеть во фронтенд-разработке. «Хорошо, надо попробовать», — подумал я и прошёл бесплатный курс по основам программирования.
С вводной программой справился быстро и довольно легко — это меня замотивировало продолжить своё погружение в сферу. Решил рискнуть — взял рассрочку и купил полноценный курс по фронтенд-разработке.
На момент приобретения программы у меня как раз были каникулы от универа, и я мог спокойно и основательно сосредоточиться на новом обучении. И всё шло хорошо, пока… не пришла пора возвращаться в вуз. Я понял, что не смогу совмещать две сложные специальности и принял волевое решение уйти в академ.
Родители отреагировали на эту новость скептично, что неудивительно — всё-таки они спонсировали моё высшее образование. Около полугода у меня ушло на то, чтобы убедить отца в правильности моего выбора. Помню, я говорил ему: «Помнишь, в 11 классе я поставил перед собой цель поступить в университет в другом городе? С твоей помощью мне это удалось. Так вот, теперь передо мной новая цель и мне вновь нужна твоя поддержка. Пожалуйста, доверься мне».
Также прибегал к рациональным аргументам: объяснял, что сфера IT гораздо перспективнее фармацевтики и по деньгам, и по возможностям. Но окончательно папа поверил в меня, лишь когда я показал ему свои первые учебные работы.
Университет vs онлайн-образование, или «Как новый формат поддерживал мои силы»
Не могу сказать, что освоение новой профессии давалось мне просто. Я пришёл в неё с абсолютно нулевыми знаниями: у меня не было никакого опыта в программировании — ещё в начальной школе неприятная учительница по информатике напугала меня тем, что этот предмет очень сложен.
С тех пор мне казалось, что код — это какая-то другая вселенная, что её могут постичь лишь сверхразумы.
И всё же все эти годы меня в эту вселенную влекло. Особенно после поступления в вуз и переезда в Петербург, где буквально на каждом шагу витала вся эта IT-культура.
Там я познакомился с такими же молодыми ребятами, кто, как и я, был недоволен своим выбором и пытал удачу в разработке. Поговорив с ними, я понял, что тоже могу попробовать. Установки о том, что «программирование — это для кого-то другого, но точно не для меня», постепенно стали исчезать.
Окончательно внутренние ограничения разрушились лишь во время обучения, когда я почувствовал, что у меня действительно получается. Но дойти до этого момента, не забросить, несмотря на сложности, помогло осознание того, что я поставил на кон всё, что у меня было. Вышел из привычной цепочки «университет — работа — пенсия» и пошёл своим путём.
Всё или ничего — таким я видел свой выбор, и именно он толкал меня вперёд. А ещё интерес к новой профессии, мечты о большой зарплате и перспективном будущем.
Вдохновляло и то, что учёба в Skillbox совсем не была похожа на пары в вузе, где тебя заставляли от руки записывать информацию, которая забывалась после зачёта на раз-два или больше никогда не пригождалась. И в итоге ты уничтожал свои нервы на сессиях, терял пять лет жизни ради корочки, а потом выходил с сырыми знаниями на низкооплачиваемую позицию.
На онлайн-платформе же обучение строится совсем иным образом: краткая выжимка по теме, видеолекция, сопровождающий текстовой материал и практическое задание. Это намного эффективнее: ты не тратишь себя на ненужные знания, а концентрируешься только на том, что действительно пригодится.
Дополнительный плюс в том, что двигаться по программе можно в своём темпе: дедлайнов нет, я уделял каждому заданию столько времени, сколько мне требовалось. А также получал развёрнутую обратную связь от преподавателей.
Мой куратор сильно поддержал меня на первых этапах — он всегда отвечал на мои вопросы и подбадривал.
«Сначала думал, что это какая-то ошибка»: как я стартанул в IT не имея опыта работы
Сейчас я уже несколько месяцев работаю фронтенд-разработчиком в «СберЗдоровье». А перед этим четыре месяца искал работу. Это была целая эпопея! Я откликался на все вакансии, которые только видел: на HeadHunter и аналогичных платформах, в профильных чатах, ресурсах Центра карьеры.
Первое время получал только игнор или отказы. Затем потихоньку накопил полезную информацию о том, как правильно составлять резюме и писать сопроводительные письма (изучал материалы Центра карьеры, искал советы в интернете), и дело пошло в гору. Хочу поделиться тремя неочевидными советами-наблюдениями:
1. Записывайте время обучения в опыт работы.
Если вы начали учиться три года назад, так и укажите. Получится приятная совокупная цифра, которая поднимет ваше резюме в топ.
Не стоит этого стесняться, это не ложь. Вы же не пишете, что пять лет проработали в «Яндексе». Просто указываете время, в течение которого учились по специальности: осваивали технологии, выполняли пет-проекты и дипломные работы.
2. Указывайте все пет-проекты, к которым имеете отношение.
Любой, даже некоммерческий проект лучше добавить в своё портфолио. Например, во время учёбы в Skillbox я создал фронтенд-часть CRM-системы, благодаря чему прокачал свои навыки в JavaScript. А на другом внутреннем проекте написал фронтенд уже на языке React, считающемся более продвинутым во фронтенд-разработке.
3. Участвуйте в хакатонах, выполняйте тестовые задания для разных компаний и всё это вносите в своё портфолио.
Поиск работы может работать сам на себя. Например, в качестве тестового задания для VK я создал упрощённый интерфейс почты Mail.ru на языке React, а на хакатоне от «Совкомбанка» сделал своего рода аналог HR-портала.
После — всё это внёс в портфолио. Но это не единственный плюс тестовых — также они прокачали мои скиллы как специалиста, и я заметил, что из раза в раз допускаю всё меньше ошибок.
Наконец, однажды всё сложилось: Центр карьеры прислал мне вакансию — бесплатную стажировку в небольшой компании — и она «выстрелила». Я недолго поработал там, поднабрался опыта, а после — устроился в «СберЗдоровье».
Причём эйчар компании написала мне сама: сказала, что им понравилось моё резюме и они хотели бы пригласить меня на собеседование на позицию фронтенд-разработчика.
Я был искренне удивлён. Да, я видел, что компания несколько раз до этого просматривала мою страницу на HeadHunter, но не придал этому значения: «Яндекс» тоже смотрит иногда, но не зовёт же. Сначала даже думал, может, ошибка какая-то. Но нет.
Как оказалось позже, в «СберЗдоровье» искали кандидатов как минимум с полугодовым опытом в разработке, а я до этого работал всего месяц. Но это не помешало мне быть принятым на должность по итогам трёх этапов собеседований. Повезло!
«Всем, кто хочет поскорее чего-то достичь, хочу дать парадоксальный совет — не бойтесь прокрастинировать»: о целях и отдыхе
Как у любого джуна, моя следующая цель — стать мидлом. Мидл от джуна, как по мне, отличается не столько скиллами, сколько опытом работы и количеством ошибок, на которых он научился. Поэтому сейчас мой основной план — набить как можно больше шишек и подтянуть знания.
Оборачиваясь назад, вспоминаю, как подрабатывал продавцом-консультантом в продуктовом магазине, когда только начинал учиться, — разгружал тяжеленные ящики с овощами, распределял товары по полкам и… постоянно мечтал, как стану программистом, найду высокооплачиваемую удалённую работу и весь этот кошмар закончится.
Наконец, мечты, если не стали реальностью, то уже где-то очень близко: сегодня я чувствую себя уверенно и спокойно. Больше не испытываю панического страха за будущее. Чтобы достичь этой точки, мне потребовалось чуть больше двух лет.
Всем, кто хочет поскорее достичь чего-то, хочу дать парадоксальный совет: не бойтесь прокрастинировать.
Конечно, нужно всегда держать в голове минимальные цели, например учиться по два часа каждый день. Но если не получается — ничего страшного. Отдохните день-два и не корите себя. Бывало, я брал недельные перерывы от обучения, зато потом возвращался в процесс с новой энергией.
Учёба должна быть в первую очередь интересной. Не нужно превращать её в каторгу. Иначе — можно выгореть и больше никогда не вернуться к обучению. А это — самое опасное и страшное.