Как новичку искать работу в IT и Digital
Поиск работы — тоже работа. И нужно научиться делать её хорошо. IT-рекрутер рассказывает, с чего начать. Алгоритм простой и понятный.
vlada_maestro / shutterstock
Искать работу — это стресс, а если впервые да ещё в кризис, то стресс вдвойне. Попробуем разобраться, как пройти через это легче, быстрее и меньше ошибаться по пути.
1. Рисуем портрет компании мечты
Сперва нам нужно определиться с критериями для выбора подходящих компаний и предложений:
- Выпишите всё, что приходит на ум: уровень зарплаты; удалённая/офисная работа; расположение офиса; график; интерес к проекту, предметной области; входные требования к кандидату; квалификация команды и так далее.
- Теперь подумайте, что для вас действительно важно. Опирайтесь на свои ценности. Например, если вы хотите делать что-то общественно значимое, не забудьте про «социальную ориентированность проекта».
- Выстройте критерии в порядке приоритетности. Например, если вам сейчас важнее получить качественный опыт, а финансы потерпят, то стоит рассматривать стажировки в крупных компаниях с небольшой стипендией.
Сделав это, вы проясните, что вам сейчас важно, и поймёте, на какие компании обратить внимание.
2. Изучите рынок труда
IT и Digital — в числе самых быстрорастущих и финансово привлекательных сфер. Однако здесь не хватает квалифицированных кадров, поэтому компании конкурируют за внимание кандидатов.
Выходя на этот рынок труда, вам важно знать:
- сколько получают представители вашей профессии (чтобы не промахнуться с ожидаемой зарплатой в резюме);
- какие специалисты есть на рынке и конкурентоспособны ли на их фоне вы;
- какие компании продолжают вести подбор в кризис и какие возможности предлагают.
Учитывайте, что многие организации сейчас переживают трудности, поэтому смотрите не только на сегодняшние цифры, но и на их динамику. Вполне возможно, что с выходом из кризиса предлагаемые условия быстро вернутся к прежним.
Что смотреть:
- Для понимания ситуации на рынке труда пробегитесь по зарплатным исследованиям и обзорам в IT и Digital. Так вы узнаете средние зарплаты и обобщённые требования к специалистам, а заодно — что предлагают компании и каковы перспективы отрасли.
- Вакансии. Зайдите на сайты для поиска работы: не только на hh.ru, но и на популярные в вашем регионе. Ограничьте поиск по нужным параметрам (должность, регион) — получите список вакансий для вашей специальности. Обратите внимание на зарплаты и количество предложений. Выберите пять-десять вакансий, которые вам понравились, — на требования этих компаний вы будете ориентироваться, составляя резюме.
- Резюме кандидатов на такую же должность. Ищите резюме специалистов с критериями, похожими на ваши: должность, опыт, желаемый график и занятость. Перед вами резюме конкурентов, ваша задача — не провалиться на их фоне.
3. Оцените себя как кандидата
Для этого предлагаю провести SWOT-анализ.
Нарисуйте матрицу SWOT — квадрат, поделённый на четыре части:
- мои сильные стороны (Strengths);
- мои слабые стороны (Weaknesses);
- мои возможности (Opportunities);
- угрозы в настоящий момент (Threats).
А теперь заполняйте.
- В сильные стороны записывайте, например: хорошо владею английским (для чтения технической документации, переписки с иностранными клиентами).
- В слабые — невнимательность, из-за которой часто перепроверяю написанный код.
- Возможности: у меня много знакомых в IT-компаниях, которые готовы меня порекомендовать.
- Угрозы: не смогу выйти на работу как минимум до июля (из-за отработки по условиям прежнего контракта).
И так далее.
Чтобы получить более объективную оценку ваших качеств, пообщайтесь с преподавателями, однокурсниками, коллегами, узнайте мнение друзей. Помните, что эта информация только для вас. Поэтому будьте честны.
Забегая вперед: если на собеседовании вас спросят про сильные и слабые стороны — не пересказывайте результаты SWOT-анализа. На интервью ваша задача — продать себя, показать свои лучшие стороны, которые полезны работодателю. А SWOT нужен именно вам — чтобы наметить план развития; он более реалистичен и делает вас уязвимым для критики.
4. Составьте продающее резюме
Важно: мы говорим о резюме, а не о CV, который обычно спрашивают в иностранных компаниях, — это разные документы.
Простейший способ составить резюме — воспользоваться онлайн-конструктором: тут вам и готовая структура, и лаконичный дизайн. Но если вы, скажем, диджитальщик или разработчик сайтов, то большой плюс — сделать сайт-резюме, который наглядно продемонстрирует ваши навыки.
Как проверить качество резюме. Чек-лист:
- Состоит из одной-двух страниц. Рекрутеры читают резюме по диагонали и тратят на каждое не больше минуты, поэтому так важны лаконичность и четкая структура документа.
- Желаемая должность. Лучше написать ту, которая указана в вакансии. Избегайте креативного подхода: например, не пишите «создатель бомбических интерфейсов» вместо UX/UI-дизайнера. Иначе вас будет сложнее найти по ключевым словам.
- Если указать Frontend developer/UX designer/Product manager — получится резюме человека-оркестра. Таким спецам рады стартапы, где нужно меньшей командой решать больше всевозможных задач. Но чаще всего компании ищут человека, который уже знает, в какой области хочет развиваться.
- Вам интересны близкие области, например, frontend- и fullstack-разработка? Лучше создать по отдельному резюме, адаптировав его под конкретную должность.
- Не указывайте свой грейд, если не уверены в нём. Учитывайте, что разделение по ним у каждой компании своё: для одного работодателя вы будете Middle уже с небольшим опытом работы, а у другого даже до Junior придётся расти из стажёра.
- Уровень зарплаты. Трезво соотносите свои навыки с предложениями на рынке труда. (Для этого и нужны анализ рынка и оценка кандидата, описанные выше). Вас всё равно спросят про ожидаемую зарплату, поэтому стоит указать её заранее и исключить компании, которые предлагают существенно меньше.
- Лучше отказаться от маркетинговых уловок с суммами вроде 99 999 рублей — это повод усомниться в адекватности кандидата.
- Указывайте зарплату в той валюте, какой платит компания. Тратить своё время на лишние конвертации при просмотре резюме готов не каждый рекрутер.
- Опыт работы. Опишите, чем вы занимались: обязанности, достижения, какие инструменты и технологии применяли. Помните про лаконичность, не пытайтесь вместить всё — сосредоточьтесь на самом важном.
Совет. Если у вас уже были договоры с NDA (англ. Non-Disclosure Agreement, соглашение о неразглашении. — Ред.), изучите их и не указывайте в резюме то, что под них подпадает. И забегая вперёд: на собеседовании фраза «Не могу ничего сказать
из-за NDA» не поможет рекрутеру оценить ваши преимущества, поэтому стоит заранее подумать, как рассказать о важном общими словами, ничего не нарушая.
- Аккуратность. Проверьте резюме на грамотность и опечатки. Если вы невнимательны в простом документе, то, возможно, в коде или дизайне тоже не заметите ошибок.
Если у вас нет опыта работы
Если вы новичок, то опыт работы для вас заменят дипломный проект, производственная практика (или стажировка), pet-проекты и тому подобное.
- Создайте портфолио. В работы добавьте вузовские проекты, практические задания с курсов, подойдут и выполненные тестовые. Ссылки на них вставляйте прямо в резюме.
Лучше ссылаться на репозитории, платформы и соцсети с портфолио. Например, разработчикам — на GitHub, дизайнерам — на Behance. Следите за названиями своих файлов: мат в именах оценит не каждый рекрутер. - Если претендуете на стажировку в крупной компании, указывайте свою проектную работу и волонтёрский опыт — это пункт добавляет очков.
- Часто меняли компании, пока учились, — это нормально: укажите, что вы совмещали работу с вузом, и поясните причины ухода.
- У вас «рваный опыт» — несколько мест со сроком работы до года. Для рекрутера это может значить, что кандидат конфликтен, не знает, чего хочет, и всё в таком духе. Чаще всего подобное резюме попросту отсеют. Если вы работали на проектах или в стартапах, а они закрылись, то просто укажите этот факт — и это снимет уйму вопросов.
- Не стоит перечислять проекты и грамоты, которые у вас были в школе. Если вы студент-младшекурсник, то лучше укажите кейс-чемпионаты, хакатоны, курсы, где вы получили релевантные знания и навыки.
И напоследок
Если у вас не получается с ходу найти работу, не отчаивайтесь. Рынок труда сейчас переживает не лучшие времена и многие компании сокращают число вакансий.
В кризис неплохо работают социальные связи: расскажите в соцсетях, что вы ищете работу. Выбирайте такие, где больше спецов из вашей сферы. Найдите тех, кто готов порекомендовать вас внутри своей компании. Опубликуйте резюме на сайтах поиска работы и сами откликайтесь на вакансии.
Продолжайте учиться, развивайте и наращивайте навыки, становитесь конкурентоспособнее, и всё у вас получится!