Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Кино
#статьи

«Тупая блондинка»: откуда взялся этот стереотип и как он изменился сегодня

Разбираемся, как бимбо-образ связан с греческими богами и при чём здесь Мэрилин Монро.

Иллюстрация: кадр из фильма «Блондинка в законе»/ MGM / Courtesy Everett Collection / кадр из фильма «Эйфория» / Pngtree / Annie для Skillbox Media

Ещё недавно всё было иначе: жёлтые газеты нападали на известных блондинок, словно шакалы. Мол, Пэрис Хилтон не знает, как пользоваться шваброй! Ну и дурочка, правда?

К счастью, нулевые уже позади. Отношение к «тупым блондинкам» сильно изменилось. Инфлюенсеры в соцсетях решили: быть белокурой красоткой в розовом — это на самом деле классно. Теперь этот образ называется «бимбо», и в нём нет ничего плохого; даже наоборот: принять в себе девичью часть — настоящий акт феминизма.

В этой статье расскажем:

Когда появился стереотип про тупых блондинок

Учёные до сих пор не разобрались, как появилось убеждение, что светлые волосы — признак низкого интеллекта. Но у них есть предположения.

В природе блондины встречаются редко: их не больше 2% во всём мире. И хотя в отдельных странах процент намного больше (например, 80% в Финляндии), чем ближе к экватору расположена страна, тем больше меланина у её жителей. Например, в современной Греции сегодня проживает 4% блондинов, а в Италии — 15%.

Античные предки греков считали светлые волосы особенными и уникальными. Они даже наделяли такой чертой своих богов: в древнегреческой мифологии жители Олимпа чаще всего изображались блондинами. Жители Древнего Рима не отставали: они специально осветляли волосы, чтобы сделать себя привлекательнее.

Впрочем, сограждане их за это осуждали: попытки приукрасить свой внешний вид считались признаком легкомыслия, ветрености и сексуальной распущенности. Вероятно, это связано с тем, что проститутки в Древнем Риме часто носили светлые парики. А поскольку античная культура значительно повлияла на европейскую, предубеждения древности дошли и до наших дней.

Изображение: Filippo Lauri, «Пан и Диана», XVII век / Ulster Museum

Блонд ассоциируется не только с фривольностью. Стереотип также наделяет блондинок наивностью и скудоумием. Истоки этого мифа разглядеть уже сложнее, поэтому остаётся лишь предполагать. Например, причина может быть в том, что у детей светлые волосы встречаются чаще, чем у взрослых, — и темнеют по мере взросления. А где юность, там и неопытность, и простодушие, и глупые вопросы.

В итоге стереотип совмещает две крайности: с одной стороны, блондинка — это инфантильная краля, которая думает о цацках и витает в облаках. А с другой, несмотря на внешнюю невинность, она горяча и привлекательна — и излучает волны разнузданной сексуальности.

Со временем миф о «тупой блондинке» превратился в троп, и учёным удалось найти первый пример его использования. Это сатирическая пьеса Les Curiosités de la Foire, поставленная в Париже в 1775 году. Образ одной из героинь был вдохновлён куртизанкой Розали Дюте, — её можно официально считать первой бимбо. Перед тем как что-то сказать, она делала долгие паузы, поэтому парижане считали её очень глупой.

Изображение: Пьера Анри Данлу, «Розали Дюте», 1792 год / Staatliche Kunsthalle Karlsruhe

Но укрепился стереотип о глупой блондинке благодаря Голливуду. Начиная с 1930-х годов киноделы активно использовали в фильмах образ привлекательной белокурой дурочки. Такие героини собирали бурю оваций, а студии пытались повторить свой успех — и поэтому ресайклили актрис, словно кукол, из фильма в фильм. Из-за этого девушки «застревали» в своих образах на всю жизнь. Например, Мэрилин Монро столь убедительно играла свою роль, что режиссёры упрямо не желали видеть в ней ничего, кроме красивой мордашки. В итоге Голливуд создавал стереотипы, которые затем существенно портили женщинам жизнь.

Какие есть типажи голливудских блондинок

Британская писательница и историк Аннетт Кун выделила и описала три основных типажа блондинок, которые встречаются в голливудских фильмах.

Ледяная блондинка

Излюбленный образ Альфреда Хичкока. Его воплощали Грейс Келли в фильме «Окно во двор», Ким Новак в «Головокружении», Эва Мари Сейнт в картине «К северу через северо-запад». Все три героини вводили зрителя в заблуждение своим невинным видом: они были словно воплощениями чистоты, и светлые волосы это лишь подчёркивали. Однако под ледяной коркой внешней холодности скрывалось нечто иное: тайна, двуличие или тщательно сдерживаемый гнев. Хичкок использовал этот образ, чтобы показать: внешность бывает обманчива.

Кадр: фильм «Окно во двор» / Patron Inc. / Paramount Pictures

Секс-бомба

Сексапильная блондинка в стиле Памелы Андерсон, Джин Харлоу или Джейн Мэнсфилд. Во времена «старого» Голливуда образ секс-бомбы сводился к дорогой меркантильной штучке — берегись, или она вмиг опустошит твой кошелёк. А в современном кино во внешности героини может присутствовать элемент искусственности: обесцвеченные волосы, накачанные губы, «сделанная» грудь. Секс-бомба служит для протагониста своеобразным трофеем, который он обязательно завоюет в конце.

Кадр: сериал «Спасатели Малибу» / Freemantle Productions / Paramount Pictures

Тупая блондинка

Этот типаж сочетает взрывную сексуальность с наивностью. Самая известная исполнительница подобных ролей — Мэрилин Монро. Именно она стала прообразом сотни белокурых глупышек в кино — эти роли играли, например, Анна Фарис в серии фильмов «Очень страшное кино» и Аманда Сейфрид в комедии «Дрянные девчонки». Причём глупость «тупой блондинки» специально прописана привлекательным для мужчин образом. Она может задрать юбку посреди офиса и спросить у коллег, хорошо ли выглядят её ноги без чулок.

Кадр: фильм «Зуд седьмого года» / Charles K. Feldman Group

Все три кинообраза превращают женщину в пассивный объект, который призван обслуживать мужские фантазии. Ледяная блондинка — коварная злодейка, которая испортит мужчине жизнь. Тупая блондинка поднимет его статус и самомнение. А секс-бомба достанется тому, кто победит в конце фильма.

Как стереотипы влияют на наше восприятие

Предубеждения — это один из механизмов выживания, который сформировался в процессе эволюции. Мир вокруг нас непонятный и сложный, и чем больше в нём неизведанного — тем сильнее он нас тревожит. Куда спокойнее опереться на стереотипы: они помогают заранее сформировать ожидания и частично предугадать, каким будет наше столкновение с неизведанным.

Представьте: вы в дейтинг-приложении познакомились с человеком из Италии. Если заранее знать, что итальянцы эмоциональны и много размахивают руками, то вы не растеряетесь от страстной тирады на первом же свидании. А если бы не знали, могли бы подумать, что на вас повышают голос просто так.

То же и со стереотипом о блондинках. Если в него поверить, можно заранее предположить, чего стоит ждать от каждой блондинки на вашем пути: судя по всему, легкомысленной болтовни и глупых вопросов. Аналогично устроены национальные, расовые, гендерные и другие предубеждения. С ними область неизведанного сокращается, тревожность снижается, и мы будто вооружаемся знаниями на все случаи жизни.

На самом деле стереотипы редко соответствуют реальности. Так, в 2016 году в Государственном университете Огайо обнаружил: в среднем IQ блондинок немного выше, чем IQ рыжих, шатенок и брюнеток.

Хотя предубеждения ни на чём не основаны, они действительно влияют на то, как мы воспринимаем окружающих. В 1999 году исследователи из Университета Ковентри попросили 120 участников эксперимента взглянуть на женщину-модель и оценить её интеллект, опираясь лишь на внешние данные. Вот только модель каждый раз надевала разные парики. Нетрудно догадаться, какими были результаты: с платиновым блондом женщина казалась респондентам менее умной. Натуральный же блонд вызывал ассоциации с популярностью.

Кадр: сериал «Сверхъестественное» / Kripke Enterprises / Warner Bros. Television

Известные личности вроде Пэрис Хилтон, которые сознательно эксплуатировали образ «тупой блондинки», всю жизнь потом сталкиваются с насмешками и пренебрежением. По признанию самой Пэрис, её поведение было травматической реакцией: в 16 лет её выписали из психиатрической больницы, и она начала повторять за Мэрилин Монро, потому что хотела тоже нравиться людям, быть такой же улыбчивой и приятной.

«Я не глупая блондинка. Просто я очень хорошо ей притворялась».

Пэрис Хилтон

Как медиа остроумно обыгрывают троп о тупой блондинке

Зрителям через какое-то время надоели однообразные белокурые глупышки. К тому же всё больше людей задавались вопросом: почему цвет волос вообще должен как-то указывать на интеллект? Медиа начали потихоньку переосмысливать стереотипный образ. Появились героини, которые дают этому тропу новое прочтение.

Например, в сериале «Баффи — истребительница вампиров» главная героиня — популярная в школе девушка. Но после занятий она выходит сражаться с монстрами и охотиться на чудовищ — необычное хобби для такой принцессы.

Недавний мегахит «Барби» Греты Гервиг тоже перевернул троп о глупой блондинке. В воображаемом Барбиленде каждая кукла на своём месте: уже розданы роли, уже назначены врачи и президенты. Но что делать той Барби, от которой не ждут никаких геройств? Она ищет своё место в мире вопреки ожиданиям окружающих.

Точно так же многим блондинкам приходится противостоять давлению общества, чтобы доказать свою ценность, — и эта постоянная борьба крайне фрустрирует. Впору вспомнить Харли Квин в «Хищных птицах», которая напоминает унизившему её бандиту, что у неё, вообще-то, PhD в психиатрии (а потом ломает ему колени).

Кадр: фильм «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн» / DC Films

Но самый яркий пример переосмысления этого образа — комедия «Блондинка в законе» (2001), основанная на книге Аманды Браун. Главная героиня Эль обожает шмотки и розовый цвет, часами трещит с подружками по телефону и встречается с парнем Уорнером. Однажды тот поступает в Гарвард на адвоката — и внезапно рвёт отношения. По его мнению, Эль — легкомысленная простушка, а потому недостаточно хороша для него: теперь ему нужна более статусная девушка. Тогда Эль поступает в Гарвард вслед за бойфрендом, чтобы доказать: она его достойна.

Кадр: фильм «Блондинка в законе» / MGM

На протяжении всего фильма в Эль никто не верит: отец сомневается, что она может стать адвокатом, а одногруппники смеются над её стилем. Но Эль продолжает усердно учиться и даже получает стажировку у уважаемого профессора. В итоге своё первое дело Эль выигрывает благодаря познаниям в моде и красоте. Все эти события преподают ей важный урок: предубеждения, царящие в обществе, заставили её недооценивать собственный потенциал.

У Эль есть соперница Вивиан — и она брюнетка. Вивиан помолвлена с Уорнером, поэтому Эль постоянно пытается утереть ей нос. Но в конце, к счастью, побеждает женская дружба: девушки понимают, что Уорнер их недостоин, и оставляют его ни с чем. Такой сюжетный ход позволяет переосмыслить ещё одну составляющую тропа: «тупая блондинка» постоянно попадает в любовный треугольник. Чаще всего её противницей оказывается скромная и умная брюнетка, а свысока за ними наблюдает мужчина, за чьё внимание они воюют.

Зачем нужны стереотипы о блондинках

Всё дело в мизогинии — снисходительном отношении к женщинам, которое принято в патриархальном обществе. Стереотип о тупой блондинке — это способ загнать женщин в рамки социальных ожиданий, навязать им узкую и поверхностную роль.

Любовь к розовому цвету, шмоткам и декоративным собачкам сама по себе ничего не говорит о человеке. Можно иметь все эти атрибуты и быть, например, ядерным физиком — ничто не мешает женщине работать с Большим адронным коллайдером, но при этом любить Hello Kitty и милые платья. Но если специалистка хочет, чтобы её воспринимали всерьёз, скорее всего, она будет избегать этих элементов в образе. И наоборот: если женщина любит всё милое и розовое, она может согласиться с ярлыком, который на неё надевает общество, и не ждать от себя слишком много.

Подобные стереотипы мешают женщинам реализовать свой потенциал, развивать способности и таланты. Одних замедляет бесконечное сопротивление, которое они встречают со стороны социума. Другие опасаются, что их всё равно не будут воспринимать всерьёз, — значит, нечего и пытаться.

К тому же мизогиния и стереотипы разжигают конкуренцию. Вместо того чтобы поддерживать друг дружку, женщины вынуждены бороться между собой за признание. Это создаёт враждебную атмосферу: некоторые женщины разносят друг друга в пух и прах, чтобы доказать свою ценность и подняться по социальной лестнице — даже если и по чужим головам.

Кадр: фильм «Блондинка в законе» / MGM

В итоге предубеждения о блондинках лишь отвлекают внимание от реальных проблем неравенства. Пока такие женщины, как Вивиан, ненавидят таких женщин, как Эль, всякие Уорнеры остаются на вершине горы. Ведь им не приходится тратить силы и время на борьбу со стереотипами — вместо этого они могут посвятить себя карьере и саморазвитию. Получается, в войне блондинок против брюнеток выигрывают только мужчины.

Как бимбо сражаются с патриархатом

В XX веке в США словом «бимбо» описывали наивную, поверхностную девушку, которая озабочена исключительно своей внешностью. Глупая сексапильная пустышка, которая стремится угодить мужчинам, — типичное воплощение тропа о тупой блондинке.

Однако постепенно происходил реклейминг — процесс, когда группа людей берёт обидное для них слово и начинает использовать его в позитивном ключе. В итоге оскорбление превращается в предмет гордости и приятных ассоциаций.

Благодаря соцсетям и феминисткам третьей волны термин «бимбо» приобрел совершенно иное значение. Теперь бимбо — это сверхженственная девушка, которая одевается так для своего удовольствия, а не ради мужчин. Она может не разбираться в экономике, автомобилях и других областях, но это не делает её глупой. Это всего лишь значит, что она «вкачала» очки интеллекта в другие сферы — например, эмпатию, умение строить близкие отношения с людьми, творческие хобби или знания о моде.

Одна из самых ярких бимбо в соцсетях — Крисси Шлапека. Самоирония в её видео смешана с остроумным юмором: для Крисси вести себя как «тупая блондинка» — это политическое высказывание. Она верит: быть красивой ветреной глупышкой — не стыдно, а весело и классно. Таким образом Крисси забирает у патриархата одно из главных оружий: возможность влиять на себя через навязывание стыда.

Этот тренд получил название «бимбо-феминизм». Его основная идея — чтобы быть феминисткой, не обязательно отказываться от своей женственности, — с патриархальными устоями можно бороться и в розовых платьях со стразами. К тому же современные бимбо выступают в поддержку других меньшинств, — расовых, гендерных, сексуальных. Вместе они создают инклюзивное пространство, где люди объединяются в борьбе за человеческие права.

В какой диджитал-профессии вы добьётесь успеха?

👩‍💻 Разработка, дизайн, маркетинг или менеджмент? Пройдите бесплатный курс и узнайте ответ.

Узнать →
Задумывались о новой профессии, но не знаете, с чего начать?
Узнайте, что подойдёт вам: IT, дизайн, геймдев, менеджмент или маркетинг. Пройдите бесплатную профориентацию.
Бесплатный курс →
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована