Как филолог стала продюсером рекламных роликов и кино: история Марии Стрелковой
Мария каждые три года меняет работу. Сейчас она увлечена продюсированием: работает с крупными компаниями и в разных форматах.
Фото: личный архив Марии Стрелковой
Мария Стрелкова
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
В роли продюсера выпустила несколько проектов, среди которых клип, короткие метры, рекламные съёмки для крупных компаний.
Мария рассказала:
- для чего меняет работу каждые три года;
- в чём видит пользу современного онлайн-образования;
- какой опыт приобрела во время участия в первой, второй и третьей «Видеомастерской» Skillbox;
- над чем она работает сейчас и какие у неё планы;
- какие навыки необходимы продюсеру;
- какие есть виды продюсеров.
Подход «одна карьера на всю жизнь» уже неактуален. Когда после школы я поступала на филфак, о тех же нейросетях и SMM никто не слышал, а теперь они популярны. Онлайн-курсы дают возможность следовать трендам и изучать современную теорию, которую потом можно быстро переложить на практику.
«Каждые три года я меняю работу»: о карьере
Я училась на филологическом факультете МГУ, а потом работала в разных немецкоязычных компаниях. Например, журналистом на немецком радио, переводчиком в сфере медицинского туризма. Затем ушла в диджитал — занималась сайтами, соцсетями.
В начале 2020-х на смену картинкам и фотографиям в соцсетях пришли короткие ролики. Они стремительно набирали популярность, и моя компания тоже начала активно развивать это направление. Я освоила разные техники съёмки — покадровую (stop-motion), камеру 360º и другие.
Было очень интересно наблюдать, как созданный мной контент «залетает», но… однажды я поняла, что пора идти дальше и развиваться в другом направлении. Я вообще часто меняю работу — в среднем каждые три года. Иногда просто перехожу в другую компанию, а иногда и в новую сферу.
Если долго сидеть на одном месте, взгляд становится зашоренным. Теряется гибкость ума, снижается нейропластичность мозга.
Вот и в 2021 году я поняла, что настало время перемен. Для перехода выбрала сферу продюсирования. Мне понравилось, что в ней есть и креативность, и структурность. Сочетание именно этих навыков мне и хотелось развивать. Стала искать подходящие курсы и в итоге остановилась на курсе «Продюсер рекламного ролика».
«Главное в учёбе — самодисциплина»: об онлайн-образовании
Благодаря онлайн-курсам можно быстро добрать недостающую информацию и прокачать проседающие скиллы. Осознанно научиться тому, что востребовано сейчас и будет актуально ещё 20–30 лет после получения диплома.
Но и фундаментальное образование никто не отменял. На мой взгляд, оно необходимо для развития общего кругозора. А ещё оно учит учиться. Если в школе нам говорили, что и как делать, то в университете появляется личная ответственность.
Вот только проблема фундаментального образования в том, что оно не нацелено на практику. Зачастую оно негибкое и несовременное.
Онлайн-платформы быстрее реагируют на актуальные тренды. Например, в последний год почти все крупные школы выпустили курсы по нейросетям. Skillbox тоже, к этому курсу я сейчас присматриваюсь. Меня привлекает его нацеленность на практику.
Сложность онлайн-обучения лишь в том, что оно требует самодисциплины. Нужно планировать своё время так, чтобы всё успевать — и учиться, и работать, и делать личные дела.
Я, например, когда училась на продюсера, старалась ежедневно выделять время для занятий — обычно около двух часов. Даже в выходные.
В начале было непросто: нам давали большой пласт теории, который у меня никак не состыковывался с практической стороной.
Помогла «Видеомастерская»: когда я впервые попала в неё, всё наконец встало на свои места и я смогла с головой погрузиться в продюсирование.
«Вы работаете самостоятельно, но всегда можете обратиться за поддержкой»: о «Видеомастерских» Skillbox
Я участвовала в трёх «Видеомастерских». Каждая из них дала мне бесценный опыт. На первом потоке мы создавали клипы. На втором — веб-сериал (было непросто, поскольку я впервые работала с большой киноформой). А сейчас, на последнем потоке, — снимали рекламный ролик для Пушкинского музея.
В «Видеомастерской» много практики. Каждую неделю — тематические занятия, посвящённые разным вопросам (составлению сметы, написанию сценария, подготовке тритмента). Потом — отработка теории. Участники работают самостоятельно, но всегда могут обратиться к кураторам.
«Теория наконец стала реальностью»: об участии в первой «Видеомастерской» и съёмках клипа
Я пропустила набор в первую «Видеомастерскую», но так сильно хотела в неё попасть, что написала кураторам напрямую и меня взяли. Я была очень рада, так как получила возможность применить знания на практике. Абстрактные сметы обрели смысл, и всё встало на свои места.
Я пришла в проект почти на финальном этапе, когда креатив был готов. И оперативно погрузилась в уже идущий полным ходом продакшен: вместе с режиссёром готовила тритмент и календарный производственный план (КПП).
Какое-то время казалось, что всё идёт гладко: презентации готовы, креатив согласован, локация, актёры, техническая группа и все остальные исполнители подобраны. Но… я знала, что что-то обязательно пойдёт не так.
И накладки действительно были: утром мне написал стилист — один из костюмов не успели доставить, поэтому пришлось срочно покупать замену, а прямо перед началом смены оказалось, что камера сломана, и мы поехали в прокат, чтобы её поменять.
Смена у нас была всего одна, зато очень длинная. Мы снимали с девяти утра до трёх ночи следующего дня. Помню, когда всё закончилось, я чувствовала себя ужасно уставшей, но при этом невероятно довольной и вдохновлённой процессом. Вернулась домой, но спать не легла: через два часа мне предстояло разбудить оператора, чтобы он вовремя сдал арендованную технику 🙂
Потом начался процесс постпродакшена. Клип мы успешно завершили, а музыканты уже сами продвигали его в своих каналах.
«Искали кота, который пробежит по снегу в нужную сторону»: об участии во второй «Видеомастерской» и в съёмках веб-сериала
Вторая «Видеомастерская», в которой я участвовала, проходила в сотрудничестве со школой «Свободное кино» и оказалась масштабнее первой. В её рамках мы снимали веб-сериал: каждая команда — свою серию, все серии были объединены одной темой.
Начинали с продумывания креатива: всей съёмочной группой — режиссёр, оператор, сценарист и я — писали сценарий фильма. Обсуждали, показывали кураторам и вносили правки. Было написано больше десяти вариантов. Как говорится, «сценарий не пишется, а переписывается».
В итоге наш проект в жанре мистического драмеди получил рабочее название «Неприметная история». По сюжету главный герой после смерти попадает на работу в Отдел примет и пытается изменить судьбы людей.
Началась подготовка к съёмкам. Мы искали локации, проводили кастинг. Снять короткий метр на 15 минут действительно оказалось сложнее, чем снять клип. Был заложен серьёзный бюджет, который нужно было грамотно реализовать, что повышало ответственность.
Забавно, но в самом начале проекта ребята поставили мне условие — не быть продюсером на этапе креатива и не отвергать их идеи, ссылаясь на сложность реализации или денежный аспект. Но… периодически мне всё-таки приходилось вмешиваться: «Нет, так не пойдёт. Актёр не будет вбегать в зеркало и разбивать его — это травмоопасно. Придётся привлекать каскадёра и вызывать скорую на площадку».
Но в остальных моментах я старалась не сильно «душить» креатив замечаниями. В итоге у нас на съёмках было много сложных факторов — например, зимой на улице мы снимали сцену с участием чёрного кота. Животное в кадре — это всегда непросто, а тут оказалось, что даже дрессированного кота трудно заставить пробежать по снегу по нужной нам траектории.
Всего съёмки заняли два дня, а потом мы очень долго доводили фильм до ума на постпродакшене: монтировали, сводили звук, добавляли визуальные эффекты. В итоге получился полноценный короткий метр, который летом 2023 года показали на Российской креативной неделе в парке Горького. Более того, следующей осенью наш проект должен выйти на одной из стриминговых платформ.
«Снимали прямо в работающем Пушкинском музее»: об участии в третьей «Видеомастерской» по рекламе
Недавно я приняла участие в своей третьей «Видеомастерской», посвящённой созданию рекламных роликов. В неё меня пригласил режиссёр Нанамори Кейта, с которым мы работали на предыдущем потоке. Я, конечно, согласилась. Подумала, что после пятнадцатиминутного короткого метра сделать рекламу на одну минуту будет не так уж трудно.
В этом потоке много внимания уделялось креативной, коммерческой и рекламной составляющей видео. Я посмотрела изнутри, как ищут месседж и инсайт, как создаётся креатив и как всё это умещается в 30–40 секунд ролика.
Заказчика в этой «Видеомастерской» мы могли выбрать сами из списка, в который входили как благотворительные организации («Ночлежка», «Дом с маяком»), так и крупные бренды и компании вроде «ВкусВилла». Мы остановились на Пушкинском музее и на этапе креатива нагенерировали идей, наверное, роликов на десять.
На этом проекте мы учились работать с «серьёзными» заказчиками. Прочувствовали, что такое, когда ты приходишь с идеями, а клиент говорит: «К сожалению, всё это не подходит. Придумайте что-то ещё».
А когда мы всё-таки дошли до этапа съёмок, то узнали, что в Пушкинском музее очень сложный процесс согласования. Это тот ещё квест. Так как музей — государственная структура, там нельзя снимать без надзора: на площадке должен присутствовать смотритель зала, ответственный за экспозицию научный сотрудник и представитель администрации.
В итоге наши заказчики сказали, что не смогут выделить нам время в санитарный день, и поэтому мы снимали в работающем музее. Было сложно, так как посетители и съёмочная группа постоянно мешали друг другу. Но опыт полезный.
И хотя из-за этих обстоятельства нам пришлось переделывать график съёмки, я всё же благодарна сотрудникам музея — в итоге они согласились пустить нас чуть раньше открытия. И мы отсняли весь материал всего за два с половиной часа.
Сейчас ждём фидбэка от музея. Каким бы он ни был, наличие в портфолио такого классного кейса, как рекламный ролик для Пушкинского музея, — уже очень здорово.
«Без связей в нашем деле никуда»: о поиске новых проектов и планах
Если раньше основным инструментом продюсера была электронная почта, то теперь это чаты в Telegram. После первого потока «Видеомастерской» я старалась активно их мониторить, чтобы всегда быть в курсе всех новостей и возможностей.
Более того, в мессенджере есть целые телеграм-сообщества продюсеров, где люди обмениваются контактами и мнениями, рассказывают об опыте разных проектов, ищут заказчиков и исполнителей. В таких каналах я получаю актуальную информацию о событиях в индустрии — например, об обновлении ставок специалистов (у каждой кинопрофессии есть свой профсоюз, который этим занимается).
После первой «Видеомастерской» я старалась нарабатывать опыт — откликалась на разные объявления, где искали начинающих продюсеров. И однажды меня пригласили практикантом в довольно крупный проект для большого банка при участии известного фотографа Георгия Кардавы.
На той съёмке я многому научилась и, видимо, хорошо себя проявила как специалист, поскольку на следующий проект меня позвали уже на позицию исполнительного продюсера.
А ещё именно на тех съёмках я поняла, как важен нетворкинг и наличие профессиональных связей. И стала этим активно заниматься. Например, в «Видеомастерской» подружилась с классными ребятами, и позже они пригласили меня в мой самый крупный на данный момент проект (к сожалению, он под NDA и я не могу о нём рассказывать).
Также я стала сотрудничать с несколькими продакшенами, начала работать над коммерческими проектами, фотосессиями и видеосъёмками. Сейчас нарабатываю скиллы, чтобы во всех этих направлениях чувствовать себя увереннее.
Ещё хочу попробовать себя в роли продюсера компьютерной графики. Сейчас это направление очень востребовано, а вот продюсеров в CG не хватает. К сожалению, таких курсов мало и во многих вещах приходится разбираться самостоятельно.
«Если ты готова быть воспитательницей в детском саду, то добро пожаловать в профессию»: о качествах, необходимых продюсеру
На мой взгляд, есть несколько навыков, без которых в продюсировании никуда.
Профессия продюсера — прежде всего про умение договориться с людьми
С клиентом — о том, чтобы увеличить ту или иную статью расходов, так как это необходимо для качественного результата. Со съёмочной группой — о том, что, нужно, например, уложиться в выделенную сумму на свет и найти решение, из-за которого при этом не пострадает художественная часть проекта.
Продюсер должен разрешать любые конфликты, возникающие на съёмочной площадке. На первой «Видеомастерской» у нас была просто божественный куратор продюсеров, Таня Гарупова, которая мне как-то сказала на этот счёт: «Если ты готова быть воспитательницей в детском садике, то добро пожаловать в профессию». Для меня после этой фразы всё встало на свои места.
Продюсер должен уметь собирать съёмочную группу для любого проекта
Именно поэтому так важны и вертикальные связи (с компаниями, клиентами и заказчиками), и горизонтальные (с людьми, которые работают в этой индустрии).
Режиссёр, конечно, тоже должен объединять людей вокруг себя, консолидировать группу, но… режиссёры бывают разные. Вот в фильме «Главная роль» Пенелопа Крус играет классного профи. Там есть потрясающая сцена, где она приходит на первое чтение сценария, приносит с собой толстенную папку, в которой собрано буквально всё о проекте, начиная с каких-то заметок о ролях и заканчивая образцами ткани для штор, которые будут висеть в одной из сцен на заднем плане.
Хороший режиссёр, на мой взгляд, на самом деле должен вникать в каждую деталь. При этом я за то, чтобы к каждому подбирать индивидуальный подход. С разными людьми, в частности с режиссёрами, я работаю по-разному. Кого-то нужно пушить, а кому-то, наоборот, сказать: «Ты берёшь на себя очень много продюсерских задач, потому что ты очень ответственный человек. Давай я тебя разгружу, а ты занимайся только художественной стороной и ни о чём больше не думай».
Продюсеры бывают разные. Одни занимаются организацией съёмок и в зависимости от обязанностей делятся на генеральных, исполнительных и линейных. Другие разрабатывают концепцию проектов — это сфера креативного продюсирования. Отдельно идут продюсеры, занимающиеся продвижением проектов, и те, кто исключительно ищет финансирование.
Один человек может качественно работать в нескольких направлениях или, наоборот, быть сильным только в чём-то одном.
Продюсер несёт ответственность за проект
Продюсер — человек, который делает всё, чтобы проект состоялся. Также он должен разбираться в авторском праве и внимательно следить за тем, что попадает в кадр. Например, как-то на съёмках короткого метра нам в кадр попали флаги с логотипом строительной компании. Я заметила это на монтаже, и их пришлось убрать, так как разрешения от компании у нас не было.
Кроме того, часто именно продюсер следит за ведением документации проекта и за тем, чтобы права на каждую деталь, которая находится в кадре, были очищены (получено разрешение на использование) и юридически закреплены. И чтобы со всей съёмочной группой были оформлены договоры, включающие в себя пункт о передаче авторских прав.
У продюсера должны быть крепкие нервы
Особенно нельзя показывать, что ты нервничаешь, на съёмках. Все переживания лучше оставить за пределами съёмочной площадки. Есть проблема — нужно её решить. Обязательно что-то пойдёт не по плану, и к этому нужно быть готовым.