Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Group 15 close hat Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. path40

Путь digital-продюсера: от службы поддержки до запуска онлайн-курсов

Продюсер Skillbox Игорь Музыкин рассказывает, почему поменял карьеру юриста на работу в digital.

Анкета

Игорь Музыкин

Россия, г. Москва

Достижения:

Запустил семь новых образовательных программ в Skillbox.

Рост дохода за последний год:

+30%

В интервью Skillbox Игорь рассказал:

Почему передумал быть юристом

— Какое у тебя образование. Почему выбрал именно его?

— Я закончил юридический факультет МГУ в 2015 году. До этого учился в Московской государственной юридической академии. Я еще в школе занимался вопросами права и юриспруденции. То есть на протяжении какого-то времени жизни мне это все было интересно.

— Почему решил так кардинально поменять профессию? И как понял, что право — не твое?

— Было два фактора, которые на это повлияли. Первый касается заработка. После второго курса появилась мысль, что пора начать работать. Узнавать, как там все в реале. Получилось, что у юриста без опыта один путь — идти на бесплатную стажировку в какую-нибудь фирму. То есть быть интерном, чтобы получить опыт,
но без денег. Вроде и надо было так сделать, но хотелось приносить в семью доход, помогать маме, которая одна меня вырастила. А с бесплатной стажировкой это было невозможно. Поэтому я стал смотреть в сторону профессий, которые приносят деньги и куда могут взять без опыта. Мне нравилась сфера digital, думал, что попаду в серьезную компанию, наберусь опыта.

Второй фактор — мне стало скучно. Пока учился, понял, что юриспруденция —
это почти всегда про позиции, где нужна усидчивость, серьезность и нет творческой составляющей. На Днях карьеры в университете пообщался с представителями компаний и понял, что в этой сфере мне будет неинтересно. Когда поступал, у меня было совсем другое представление. Я думал, что буду заниматься не договорами, а законотворчеством, конституционным правом. Но на деле оказалось, что вакансий такого рода мало.

— А не страшно было так резко все поменять?

— Было страшно, не понимал, во что это выльется. Но у меня тогда не было обязательств: необходимости обеспечивать семью, платить за аренду квартиры. Университет я не собирался бросать, хотел продолжать учиться и параллельно работать. На семейном совете мы поговорили с мамой, и она меня поддержала. Решили, что нужно начинать получать опыт и зарабатывать. Это пригодится, даже если снова решу вернуться в юриспруденцию.

Игорь с дипломом.

— Что тебе дало юридическое образование? Есть что-то, что пригодилось в нынешней работе?

— Я бы сказал, что оно помогло мне войти в сообщество. Пока учился, много общался с сокурсниками, пересекались с ребятами с других факультетов.

Не могу сказать, что пригодились какие-то навыки. Разве что я немного внимательнее коллег вчитываюсь в договоры, вижу выгодные или невыгодные условия. Зато очень помогает, что я знаю многих людей и, если надо, могу к ним обратиться. Например, мы в Skillbox сейчас выходим на зарубежный рынок. И одной из коллег понадобилось перевести на английский юридические документы для курса: оферту и политику конфиденциальности. Я случайно об этом услышал и сразу связал коллегу со своей однокурсницей, они быстро все решили. Поэтому, думаю, больше важны контакты.

— А разве юристов не учат общаться с людьми, вести переговоры?

— У нас в университете были факультативные кружки про дебаты, но я на них не ходил. А прокачаться в переговорах мне помогла книга Джима Кэмпа.

Джим Кэмп. Сначала скажите «Нет». Книга в Ozon.ru

Про работу в digital: из службы поддержки в управление разработкой

— Какой была твоя первая работа digital? Долго ее искал?

— Между вторым и третьим курсом, это был 2012 год, я пошел работать в службу поддержки клиентов элитного такси Wheely. В основном проблемы решались через сайт и почту, но если возникала нестандартная ситуация, подключался я. После Wheely я перешел в «Рокетбанк», где выполнял похожие функции.

В конце 2014 года я устроился в службу поддержки в стартап, конструктор сайтов a5.ru. Там я общался с клиентами, там же впервые попробовал себя в переговорах. У ребят тогда не было голосового отдела продаж, и они предложили мне этим заняться. У конструктора, как и у многих сервисов, были бесплатные и платные функции. Моя задача была в том, чтобы созваниваться с пользователями на бесплатном тарифе и предлагать им купить подписку.

Потом, когда я уже поварился во всей этой сфере, мне захотелось решать другие задачи. Тогда я устроился в стартап Elementaree, это такой конструктор еды. Ребята и сейчас работают, а я остался их клиентом, хотя уже два с половиной года как уволился.

Команда Elementaree.

— Чем ты занимался в Elementaree?

— Я был, можно считать, младшим специалистом. Работал по двум направлениям. Развивал основной продукт компании, занимался продажами — созванивался с клиентами, которые оставили заявки, задавал вопросы, подбирал для них решения. В компанию обращались разные люди, у всех были свои предпочтения и требования: кто-то не ел красное мясо, кто-то вообще вегетарианец, нужно было подобрать меню, чтобы клиент остался с нами. Потом мы вместе с отделом маркетинга собирали обратную связь, решали, как скорректировать продукт, что улучшить.

Второе направление работы — я помогал улучшать внутренний IT-продукт. У нас был один общий дашборд с разделами, где все вели проекты: оформляли продажи, доставку. Работать было неудобно.

Например, как работают сейлзы: начинается звонок, у менеджера на экране сразу появляется карточка, чтобы он по ходу разговора вносил туда информацию. Но поля расставлены неудобно, они не соответствуют порядку действий менеджера. По логике разговора он сначала спрашивает имя, фамилию, телефон, email, адрес доставки, а в системе поля не так расположены, значит ему сложнее работать. Моя задача была в том, чтобы понять, как сделать удобно.

Я общался с коллегами из разных отделов, иногда смотрел, как они работают, чтобы выяснить, какие проблемы возникают и как их решить.

— Получается, ты выполнял часть функций product-менеджера. А как ты попал в управление проектами?

— После Elementaree я захотел решать более комплексные задачи и больше зарабатывать. В стартапе не было заработка, которого мне хотелось. Стал искать варианты. И так пришел в команду студии Anvics. Она занимается разработкой мобильных приложений.

Игорь тестирует VR-приложение в Anvics.

— Расскажи, как ты туда устроился.

— Основатель компании Леша Попов опубликовал пост в Facebook о том, что они ищут менеджера. Моя однокурсница по юрфаку скинула описание вакансии, она знала, что я ищу что-то похожее. Я написал Леше, мы поговорили по скайпу. Он задавал общие вопросы, думаю, больше проверял на адекватность. Потом мы встретились с ним и вторым основателем, поговорили. А позже они предложили мне эту должность и зарплату в 70 тысяч рублей. Меня взяли менеджером проектов, я организовывал и координировал процессы заказной разработки приложений. Так начался мой путь в project-менеджменте.

— Неплохо, если учесть, что у тебя не было управленческого опыта. Как думаешь, почему они тебя выбрали?

— Ребята только начинали. Они хотели кого-то не столько с опытом, сколько с амбициями, желанием развиваться, человека, близкого им по духу.

Из опыта у меня была только работа в разных саппортах. Но, когда мы общались, я рассказал, что делал свое мобильное приложение. Думаю, это повлияло на их решение.

— Можешь рассказать подробнее про эту историю: что за приложение, почему вообще решил его делать?

Я интересовался технологиями. В 2006 году мы с мамой переехали в Подмосковье, в город Железнодорожный. Я не мог понять, что там делать: где искать информацию про события, развлечения. Решил сам сделать мобильное приложение. В 2015 году, когда я уже заканчивал универ, нашел конструктор мобильных приложений и сделал. Назвал его «Мой Желдор». Там были афиша мероприятий города, контакты организаций, которые оказывают разные услуги. Потому придумал, как его монетизировать: связывался с компаниями, предлагал им разместить баннер
на главном экране. Позже подал этот проект на премию губернатора Московской области и получил грант — 60 тысяч рублей.

Приложение «Мой Желдор».

— А что сейчас с приложением?

— Я не стал его развивать. Со мной связались из администрации Балашихи (теперь Железнодорожный входит в ее состав). Спрашивали, могут ли они использовать мою идею и сделать что-то похожее. Обещали, что будут развивать приложение, я к тому времени свое уже забросил, поэтому согласился. Потом, когда переехал в Москву, как-то шел по улице и увидел баннер с рекламой мобильного приложения «Моя Балашиха».

Баннер с рекламой приложения «Моя Балашиха».

Про учебу и диплом: как курс Skillbox помог в работе

— Ты пришел на курс по управлению проектами в Skillbox, когда уже работал менеджером. Почему решил пойти учиться?

— Я работал в этой должности около восьми-девяти месяцев. Потом понял,
что мне не хватает скиллов, знаний, без которых сложно.

— Каких именно скиллов не хватало и как ты это понял? Можешь привести пример?

— Точно помню, что была весна 2017 года. Я работал в Anvics, и у меня часто возникали сложности, вопросы, на которые никто не мог ответить. Я чувствовал, что в компании не хватает экспертизы.

У нас был сложный клиент, одно из digital-агентств. Мы вместе работали над проектом, где они были подрядчиком, а мы — субподрядчиком. Были проблемы с коммуникацией, много мелких задач. Я старался лучше выстроить процесс, но не хватало взгляда со стороны. А еще мы много работали, но я не видел отдачи: компания не зарабатывала больше.

Плюс я неуверенно себя чувствовал. Нужно было усилить навыки общения с заказчиками, хотел докрутить скиллы в аналитике. Решил пойти учиться.

— Почему выбрал Skillbox?

Меня заинтересовали несколько моментов в презентации курса. Первый — люди, которые его делали, студия «Сибирикс». Я о них уже слышал, знал, что у них есть активности, связанные с обучением менеджеров. Читал их блог, где они делятся с рынком своей экспертизой, как управлять созданием сайтов и других
digital-продуктов.

Курс «Управление Digital-проектами»
Курс поможет вам оценить себя как менеджера: разобраться и понять, почему у вас что-то не получается. Определить, какие навыки и знания нужно подтянуть. И сделать это, выполняя практические задания.
  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы

Второй момент — меня заинтересовала программа. Там были заявлены темы,
по которым у нас в Anvics не было экспертизы. Я решил, что курс не только добавит мне ценности как специалисту, но еще смогу принести дополнительные знания в компанию. Я взял паузу, чтобы подумать и все взвесить, и где-то через месяц купил курс.

— Как проходил? Хватало времени заниматься?

— Я купил его в середине августа, практически сразу начал учиться. Делал это почти равномерно, не считая отпусков: раз в неделю смотрел видео по очередной теме и сдавал по ней домашку.

— Расскажи про домашние задания. Что нужно было делать? И была какая-то тема или блок в курсе, которая стала для тебя самой полезной?

— Мне запомнился блок про агрегацию требований и задание к нему. Его было сложно делать. Нам дали ссылку на сайт, который «Сибирикс» сделал для бренда «СЛАВКОФЕ». Нужно было, ориентируясь на готовый сайт, собрать требования
для проекта. То есть представить, что его еще нет, и провести аналитику с самого начала: выбрать и прописать целевых персон, понять потребности пользователей и проанализировать конкурентов, сделать структуру сайта.

Понимание, что агрегация требований — отдельный этап работы, который нужно согласовывать с заказчиком и брать за него деньги, помогло мне в работе. Благодаря этому мы в Anvics добавили этап проектирования в процесс разработки.

— Про что был твой диплом и как выбирал тему?

— Нам предложили на выбор три темы и два формата для создания диплома. Можно было делать строительный сайт, сайт для магазина Zara или для магазина «Музторг». Не знаю, сыграла ли моя фамилия в этом какую-то роль, но я остановился на «Музторге». Можно было работать самостоятельно или в команде из трех человек, я решил выбрать команду.

— Почему? Не хотел работать один?

— Решил добавить определенный челлендж. Когда ты работаешь один, то сам отвечаешь за результат и ни от кого не зависишь. В команде нужно договариваться между собой, а это не так просто, как может показаться. То есть с одной стороны,
нас трое — значит у каждого меньше задач. Но, по факту, много времени уходит на то, чтобы договориться и сформировать правильные ожидания друг у друга о том, каким будет итоговый результат.

— И как ты договаривался с коллегами по проекту?

— Это было интересно. Skillbox связал нас между собой, мы создали рабочий чат в Telegram. Потом созвонились, распределили, кто и чем будет заниматься. Отталкивались от того, кто к чему тяготеет, и от предыдущего опыта. Один из нас мог быстро и классно сделать сайт на «Тильде». Я решил заняться аналитикой
и той самой агрегацией требований. Третий участник команды — сметой и созданием спринта в трекере. Так и договорились.

Видео про дипломную работу.

— Сейчас, когда учеба уже позади, можешь рассказать, что тебе дал курс? Что было самым ценным?

— Для меня было важно узнать, как работает известная на рынке студия. «Сибирикс» — это те ребята, на которых хочется равняться. На курсе познакомился
со всеми сторонами создания digital-проектов. Это, наверное, самое главное.

Где-то 30% материалов не были для меня открытием. Но были темы, которые меня очень прокачали. Например, аналитика, переговоры, сбор требований к проекту. После курса я часто к нему возвращался: пересматривал лекции и свои заметки, когда возникали вопросы по работе.

У нас была группа в Facebook и чат в Telegram. Можно было задавать вопросы,
на которые отвечали более опытные студенты или преподаватели. Были проверки домашних заданий. Мне кажется, получать обратную связь от специалистов всегда важно.

Работа в Skillbox

— А как ты начал работать в Skillbox?

— Примерно в ноябре 2017 года, еще до того, как я закончил курс, прошел примерно 10-11 тем, решил, что пора менять работу. Хотел присоединиться к какой-нибудь более крупной команде, чем моя студия мобильных приложений. Увидел, что Skillbox ищет продюсера. Подумал: круто, я знаю платформу изнутри, будет проще адаптироваться. Не знаю, повлияло ли на итоговое решение, что я был студентом Skillbox, но меня взяли продюсером направления «Программирование».

В офисе Skillbox.

— Расскажи про свои обязанности, как проходит рабочий день?

— Я занимаюсь развитием линейки курсов по программированию и запуском новых: от создания идеи до результата. Смотрю, что на эту тему уже есть на рынке, чего не хватает. Ищу партнеров и экспертов для курса, смотрю, как лучше вывести продукт на рынок.

Один день из жизни продюсера Skillbox

9:00 – 9:30

Разбираю почту, общаюсь в Slack с партнерами по курсам и в чатах со студентами.

9:30 – 10:00

Смотрю, какие проекты есть в таск-трекере, выбираю, что нужно сделать сегодня, составляю планы на день, фиксирую встречи в календаре.

12:00

Я уже в офисе, до 13:30 встречаюсь с командами маркетинга и продаж, чтобы синхронизировать планы.

14:00 – 15:00

Встречаюсь с коллегами, чтобы обсудить задачи кураторства в программировании.

15:00 – 15:30

Созваниваюсь с копирайтером, обсуждаем тексты для страницы курса «Профессия Data Scientist».

16:00 – 16:30

Заполняю маркетинговый план брифа на рекламную кампанию, на его основе будут рисовать баннеры и запускать трафик.

17:00 – 18:00

Встречаюсь с дизайнером, обсуждаем предварительную версию лендинга к обновлению курса «Java-разработчик».

18:00 – 19:00

Готовлю бриф для сценария трейлера к курсу «Data Scientist с нуля».

19:00 – 19:30

Отсматриваю видеоконтент по двум курсам и дизайн-задачи, проверяю и даю комментарии.

20:30 – 21:30

Встречаюсь с потенциальными авторами нового курса.

— Хватает навыков и знаний или есть что-то, что хочется восполнить?

— Мне кажется, что у меня слабая экспертиза в дизайне. Нужно развивать насмотренность, чтобы отличать хороший дизайн от плохого. Ну и чтобы общаться с дизайнерами на одном языке, больше включаться в их часть работы.

Блиц

— За кем из коллег наблюдаешь, следишь за карьерой, читаешь в соцсетях?

— Есть несколько ребят: Валерия Коваленко, Кирилл Гурбанов, Наталья Стурза.

— Чем занимаешься в свободное время?

— Я увлекаюсь интеллектуальными играми, например, «Что? Где? Когда?». У меня есть своя спортивная команда, мы собираемся и играем раз в неделю.

— Если бы выбирал профессию заново, что бы это было?

— Сейчас меня устраивает карьерный вектор, поэтому думаю, что не стал бы менять сферу. Но если представить, что мне нужно снова принимать это решение, все равно поступил бы в топовый вуз. Потому что люди, которые там учатся, проходят серьезный отбор.

Вообще считаю, что перед поступлением в универ нужно обязательно проходить тест на профориентацию, чтобы сразу понимать, в какую область стремиться. Я проходил подобный тест уже в 2015 году, платно на hh.ru. Прошел и забыл про него.
А тут недавно вспомнил, каким был результат. Получилось, что мне подходит работа в сфере продюсирования, digital и управления.

— Чему хочется научиться сейчас, не для работы, а для себя?

— Интересно программирование, я даже начал изучать верстку, чтобы понять, как это все устроено. Раньше учился играть на ударной установке. Мне нравилось, так что, если бы появилось достаточно времени, я бы продолжил.

— Последняя книга, которую читал не по работе, а просто для себя.

— Офигительная серия книг Мишеля Пастуро про цвета. А еще мне понравилась «Книга вымышленных существ» Борхеса.

— Где бы хотел побывать?

— В 2017 году я ездил на музыкальный фестиваль в Австрию. Было бы неплохо повторить что-то подобное снова.

— Какие планы на будущее?

— Максимально вырасти внутри Skillbox, познакомиться как минимум с половиной людей из программистской тусовки СНГ. Не ставить целей дальше, чем на один или два года вперед. Все так быстро меняется, мир ускоряется, и этим нужно пользоваться.

— Что посоветуешь начинающим руководителям проектов?

— У меня есть теория, что большинство людей приходят в профессию из смежных специальностей. Поэтому советую, когда работаете в команде с проджектом, больше с ним общаться, задавать вопросы по проекту, интересоваться его работой, советоваться. Использовать любую возможность перенять опыт.

Еще советую прочитать роман Тома ДеМарко «Deadline».

Кстати, на сайте издательства «МИФ» можно получить скидку 15% на любой товар, если ввести промокод SKILLBOX.

Хочешь получать крутые статьи по менеджменту?
Подпишись на рассылку Skillbox
Новогодняя распродажа курсов