«Работа музыкального менеджера — пробивать глухие стены и показывать артиста миру»
Людмила работала финансовым аналитиком, пока всё не изменило случайное знакомство. Теперь она — музыкальный менеджер, успешно продвигающий артистов.
Иллюстрация: Pngwing / Freepik / «Яндекс Музыка» / Colowgee для Skillbox Media
Людмила Стрелкова
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
С нуля освоила профессию музыкального менеджера. Параллельно с учёбой отрабатывала новые знания и навыки на реальных проектах и теперь успешно работает с несколькими исполнителями.
Людмила рассказала:
- как случайно попала в мир музыкального менеджмента и продюсирования;
- как прошла кризис в работе, который подтолкнул к новому шагу в карьере;
- как писать о своих артистах так, чтобы письмо не затерялось в почте у продюсера или лейбла;
- что помогло преодолеть синдром самозванца;
- почему начинающему менеджеру легко найти клиентов, но трудно заработать.
«Не думала, что когда-то вернусь к музыке»: из финансового анализа в музыкальный менеджмент
— Людмила, как твоя жизнь связана с музыкой? Ты загорелась ей ещё в детстве или уже во взрослом возрасте?
— Скорее второе. Да, в детстве, как и многие, я ходила в музыкальную школу: музыку любила, но меня ужасно раздражала система — то, что программу за меня выбирали преподаватели, а мне приходилось её изучать. А сольфеджио… его я и вовсе не понимала. Поэтому, окончив музыкалку, была абсолютно уверена, что с музыкой никогда в жизни больше не столкнусь.
И действительно: долгое время музыка отсутствовала в моей жизни. Я окончила университет совсем по другой специальности, потом — устроилась финансовым аналитиком и надолго забыла о детском увлечении.
Всё изменилось в 2021 году: в приёмной у психолога я совершенно случайно познакомилась с талантливой молодой артисткой. Она поделилась, что хочет выпускать свою музыку, но не знает, с чего начать.
— И ты предложила свою помощь?
— Сперва я поддерживала её лишь психологически: мотивировала, давала обратную связь на треки.
Так получилось, что в этот же период на основной работе мне предложили за счёт компании выбрать любое обучение для повышения квалификации. В поисках подходящего отраслевого курса я и наткнулась на платформу Skillbox. А там — увидела тест на профориентацию. И просто ради интереса решила его пройти.
И… тест показал, что больше всего мне подходит профессия музыкального продюсера! Этот результат настолько сильно отпечатался в моей голове, что через какое-то время я позвонила той самой знакомой артистке и спросила: «Хочешь, я стану твоим продюсером?» Она согласилась, и я пошла учиться. Так всё и закрутилось.
— Вот это цепочка случайностей! И ты ушла с основной работы, чтобы посвятить себя новому делу?
— Не совсем. Я действительно уволилась, но по другой причине. Просто условия на той работе в один момент стали настолько невыносимыми, что я оказалась перед выбором: либо уйти, либо выйти в окно.
В период нестабильности учёба сильно поддерживала меня морально, а полученные на курсе навыки выручали и финансово.
А вскоре — я нашла новую работу в финансовой аналитике и теперь совмещаю две профессии. Пока получается, но, честно скажу, чем дальше, тем сложнее. Всё-таки музыкальный менеджмент — та сфера, где постоянно сталкиваешься с задачами, которые требуют решения здесь и сейчас. Нужно быть постоянно на связи: утром, вечером, в обед и даже в выходные…
— Ты упомянула, что сначала хотела стать музыкальным продюсером, но сейчас называешь себя музыкальным менеджером. Почему так?
— Дело в том, что в основной программе курса по музыкальному продюсированию есть блок про музыкальный менеджмент — он стоит в самом конце. Предполагается, что сначала студент-продюсер познакомится с теорией и историей музыки, освоится в музыкальных программах, обучится сведению и мастерингу и только потом перейдёт к менеджменту.
Но… я пошла по другому пути, с конца. Решила для себя так: во-первых, многое в менеджменте мне должно быть понятно и знакомо, поскольку финансово-экономический бэкграунд дал мне неплохую базу в этом направлении. Во-вторых, лучше начать с чего-то попроще, чем заново разбираться в музыкальной теории.
— Забегая вперёд: я знаю, что в музыкальном менеджменте ты уже делаешь успехи, а продюсирование — к его изучению возвращаешься?
— Периодически, но есть трудности: мой ноутбук попросту не тянет программы для звукозаписи. Плюс, хоть я и знаю ноты, многие моменты написания музыки даются мне с трудом — всё-таки в музыкальной школе Ableton не преподавали 🙂
Менеджмент же — совсем другая история. Конечно, чтобы стать хорошим специалистом в этой сфере, нужно «чувствовать» музыку, иметь вкус. Но… это всё равно не про ноты и программы, это про коммуникацию, организацию и поддержку артиста.
Познакомиться с творчеством Daria Kargina«Мешал синдром отличницы и перфекционизм»: об обучении и домашних заданиях
— Итак, нотная грамота и основы менеджмента были тебе уже знакомы. А что в обучении оказалось совсем новым?
— Вообще, мне с моим синдромом отличницы и перфекционизмом поначалу учиться было сложно: если я с первого раза что-то не понимала в теории, то начинала прокрастинировать. Но потом всё-таки приучила себя не расстраиваться и не сдаваться, а двигаться дальше, даже если что-то неясно.
Например, я долго разбиралась в авторском праве. Это в целом довольно сложная тема. Многие ошибочно думают, что одна песня — это один объект авторских прав. А на самом деле отдельно должны защищаться текст, фонограмма, исполнение, запись.
Музыкальному менеджеру необходимо хорошо знать все эти нюансы, чтобы понимать тонкости музыкального паблишинга: чем лейблы отличаются от дистрибьюторов и почему разные стриминги могут давать разное вознаграждение за один и тот же продукт.
— А как обстояли дела с практикой? Сталкивалась ли ты с синдромом отличницы при выполнении домашних заданий?
— Гораздо меньше, чем при изучении теории. В силу финансового образования у меня хорошо развито структурное мышление и усидчивость, поэтому делать задания было просто: берёшь шаблон, садишься и пишешь. Плюс в любой момент можно было обратиться к кураторам: они приходили на помощь и объясняли непонятные моменты.
Помогало и то, что сами задания были очень интересными. Всё-таки всегда проще изучать то, что искренне увлекает. Мы анализировали подачу, личный бренд и песни артистов, обсуждали, что недоработано и как это можно улучшить. Разбирали альбомы.
Кстати, не всем очевидно, но альбом, в отличие от микстейпа, — это не просто набор треков, а связанное одной концепцией повествование. Именно поэтому артисты часто выпускают расширенные версии своих альбомов, где между треками вставляют аудиопояснения: о чём эта композиция, какой смысл заложен.
— После выполнения домашних заданий передавала ли ты свои рекомендации тем артистам, чей имидж анализировала?
— Как правило, нет. Учебные задания — это скорее тестовая практика, на которой отрабатывается теория. Зато потом, в реальной работе с артистами, приобретённые навыки мне сильно пригодились.
Умение анализировать — важное качество в профессии. Собирая информацию о разных музыкантах и их творчестве, менеджер увеличивает свою насмотренность и наслушанность. Благодаря этому опыту он потом сможет придумать ещё более креативные промо и концепции для своих артистов.
— Считается, что музыкальная сфера — довольно узкая, все друг друга знают. Сотрудничаешь ли ты сейчас со своими однокурсниками, что подтвердило бы этот факт?
— Да, мы очень часто пересекаемся на музыкальных мероприятиях, например на «Фабрике музыки», я встретила аж четырёх ребят из Skillbox!
А потом они же позвали моего артиста на свой подкаст о музыке. Вообще, это очень круто — иметь личный контакт с людьми из индустрии: всегда можно напрямую им написать, проконсультироваться.
«Я долго не могла поверить в то, что я настоящий музыкальный менеджер»: о синдроме самозванца
— Как ты рассказала, твой интерес к музыкальному менеджменту возник после знакомства с начинающей артисткой. А в какой момент ты поняла, что уже готова вести клиентов профессионально?
— Честно говоря, такого момента не было, я никогда не чувствовала, что полностью готова. В самом начале пути так вообще: я слабо представляла, кто такой музыкальный менеджер, моя артистка тоже. Но мы всё равно пробовали и разбирались вместе. Я слушала лекции, выполняла задания, получала обратную связь от преподавателя и сразу шла внедрять новые знания в работу.
Помню, один из первых уроков был посвящён грамотному позиционированию. Сразу после него я пришла к артистке и сказала: «Садимся и прописываем». Думаю, именно потому, что я понимала, что времени нет и информацию нужно усваивать и внедрять быстро и качественно, мне было проще учиться.
К тому же помогали поверить в себя и профессиональные мероприятия, которые я посещала. Причём эксперты на них нередко рассказывали уже то, что я слышала в Skillbox, но повторять информацию было полезно. Да и к тому же возникало чувство гордости за себя: «А я это уже знаю».
Тем не менее долгое время я не позволяла себе поверить в то, что я самый настоящий музыкальный менеджер.
— Почему?
— Примерно через полтора года после начала работы с первой артисткой я столкнулась с кризисом: у неё застопорился творческий процесс, а я не понимала, что мне как менеджеру делать в такой ситуации. Как организовать всё так, чтобы человек вновь стал творить?
Появилось ощущение, что я не справляюсь. И… как раз в этот момент мне и подвернулась «Фабрика музыки» — музыкальная резиденция, где команды из трёх человек (артиста, менеджера и продюсера) в течение девяти дней работают над созданием сингла.
Я постоянно натыкалась на анонсы мероприятия и прежде, но не отправляла заявку, потому что считала, что менеджер из меня никакой, отбор я не пройду. В этот раз поделилась идеей со своей артисткой, и она, будучи более уверенной в своих силах, сказала: «Люда, а вот мне туда надо». Вместе мы собрали портфолио, презентацию, пресс-кит, обложки, фотографии, треки, клипы и подали заявку.
В процессе подготовки я вдруг осознала, что всё собранное — это и мои достижения тоже. Всё-таки портфолио менеджера — его артисты. Взяла волю в кулак и подалась: отправила уже упакованное портфолио своей артистки и добавила к нему презентацию о себе. В итоге вышло и грустно, и забавно: я прошла отбор, а моя артистка — нет.
— Что дал тебе опыт участия в музыкальной резиденции?
— Стабильную профессиональную самооценку. После «Фабрики музыки» мне сказали, что я хорошо справилась, что у меня была чуть ли не самая скоординированная команда, а не заклеймили позором и не подняли на смех, как я представляла. Тогда-то я и подумала: «Наверное, я всё-таки неплохой менеджер».
Плюс, в рамках музыкальной резиденции я нашла новых клиентов — сейчас работаю с двумя артистами с «Фабрики музыки».
— Как ты дальше выстраивала свой путь? С какими сложностями сталкивалась и как их преодолевала? Представляю, как нелегко пробиваться без связей.
— Путь начинающего менеджера — это прежде всего совершение максимального количества касаний. К этому нужно быть морально готовым. Об этом кстати часто говорят в индустрии, да и на курсе нам повторяли много раз. Просто редко кто прислушивается.
Вы бесконечно пишете письма, отправляете рассылки в телеграм-каналы, предлагаете новости в VK-сообщества. И всё это с одной целью — чтобы вашего артиста увидели. Понятное дело, что это произойдёт не сразу, а только спустя довольно большое количество касаний.
Сложность в том, что в самом начале ещё непонятно, как правильно писать. Однажды я даже спросила у человека из индустрии, до которого долго пыталась достучаться: «Почему вы мне не отвечаете? Я вот вам пишу-пишу». А он объяснил, что менеджеры зачастую присылают однотипные письма, которые теряются в общем потоке.
С тех пор я научилась рассказывать о своих артистах не как менеджер, а как человек. Искренне, с интересом, без сухости и официоза шаблонного делового письма. Просто как об артисте, музыка которого мне самой очень нравится. И отклика стало больше.
Самое сложное на начальных этапах профессии — избавиться от ощущения, что ты всё делаешь зря: пишешь, а тебе не отвечают, посылаешь запросы, а тебя не зовут. Но в этом и заключается работа музыкального менеджера — потихоньку в глухой стене пробивать окно, через которое в один день твоего артиста увидит весь мир.
— Что ещё придаёт тебе уверенности и помогает бороться с синдромом самозванца?
— Высокая оценка от моих артистов. Например, сейчас я работаю с очень крутой исполнительницей — Мартгорит. Когда я познакомилась с ней, она уже имела за плечами весомый опыт: записанные треки, выступления, фиты. И, несмотря на всё это, сказала мне: «Как здорово, что у меня появился менеджер, — теперь я могу ещё больше». Это очень приятно.
И конечно, оценка от индустрии. Начинающему артисту важно хвалить себя даже за самые небольшие достижения. Например, недавно клип артиста, с которым я раньше работала, получил приз за лучшее короткометражное видео. Понятное дело, что над клипом трудилась целая команда: продюсер, режиссёр, танцоры. Но и я приложила к его созданию много сил — например, привлекла знакомого режиссёра.
В конце концов, работа менеджера состоит как раз из таких важных мелочей: познакомить людей друг с другом, порекомендовать что-то или кого-то.
Вспомнила ещё пример: однажды мы с артисткой вместе придумали невероятно креативный приветственный мерч — вместо обычных открыток раздавали людям семена огурцов. Так мы обыграли специфику родного региона артистки, славящегося своими огурцами.
— А какими профессиональными результатами ты гордишься больше всего?
— Я безумно довольна своей работой с Мартгорит — она очень сильно выросла за время нашего сотрудничества. Когда мы познакомились, у неё на «Яндекс Музыке» было в среднем около 500 слушателей в месяц, а сейчас — порядка 78 тысяч.
Конечно, такой реактивный рост произошёл в первую очередь благодаря фитам, которые она записывала с другими исполнителями. Но есть и другие факторы: трек «Самолёты», который мы создали вместе на «Фабрике музыки», стал саундтреком к фильму «Адам и Ева». А ещё мы вместе съездили на шоукейс-фестиваль актуальной музыки New/Open, где Мартгорит получила специальный приз от «Яндекс Музыки» и обрела много полезных контактов в индустрии.
Как менеджер, я понимаю, что всё это — в первую очередь заслуга артиста, а не моя. И всё же мне очень тепло от того, что я прохожу этот путь вместе с ней и делаю так, чтобы её творчество заметили мастодонты индустрии.
Познакомиться с творчеством Мартгорит«За качество работы менеджера говорят заслуги его артистов»: о заработке в индустрии
— Мы обсудили, как повысить узнаваемость музыкантов. А как ты продвигаешь себя как менеджера, чтобы о тебе узнавали новые артисты?
— Менеджеры сейчас настолько востребованы, что особо стараться с продвижением и не надо. Сейчас, почти каждый раз, когда я прихожу на музыкальное мероприятие, ко мне кто-то подходит и говорит: «Я ищу менеджера».
За качество работы менеджера прежде всего говорят заслуги его артистов. Если ты указан в соцсетях набирающего популярность исполнителя как менеджер, тебе точно начинают писать и следить за твоей работой.
Мне по такому принципу тоже пишут, но я пока не беру новых подопечных — просто не имею ресурса совмещать ведение такого большого количества артистов с основной работой.
— Планируешь ли ты уволиться с основной работы и полностью посвятить себя музыке? Или хочешь и дальше совмещать?
— Безусловно, моя огромная мечта — работать музыкальным менеджером на полной ставке. Более того, есть и более масштабные мысли: хочу создать сообщество из артистов и начинающих менеджеров, где новички бы помогали друг другу. Надеюсь, что получится реализовать задумку в ближайший год.
— А что останавливает тебя от увольнения прямо сейчас? Как ты говорила, спрос на тебя как специалиста высокий — почему бы не принять предложения и не уйти с основной работы?
— Причина банальна и прозаична: я работаю с начинающими артистами, а их доход не очень высок. Соответственно, я тоже получаю не так много, хотя сил вкладываю прилично.
В этом и состоит специфика работы с молодыми исполнителями: ресурсов мало, а работы много. Поэтому я пока не беру новых клиентов, а делаю ставку на уже имеющихся. Одна моя артистка, например, сейчас очень быстро растёт — кто знает, может, через год за ней уже будут охотиться.
Но и важно сказать, что я в этой индустрии не ради денег. В первую очередь хочу, чтобы мой артист развивался. Это самое классное в музыкальном менеджменте — работать над проектами, в которые ты по-настоящему влюблён, которые тебя заряжают и вдохновляют. И видеть результат.
Я верю, что со временем мой запал обязательно окупится. А даже если и нет, искренний мэтч с артистом и его позитивный отклик на мою работу — уже дорогого стоит.