Кино и музыка
#истории

От киноквизов до международных фестивалей: путь сценаристки Ксении

Пандемия вдохновила Ксению превратить увлечение в профессию. Сейчас она работает в успешном продакшене, а её фильмы показывают на кинофестивалях.

Фото: личный архив Ксении Яковлевой

Ксения Яковлева

Россия, Москва


Пройденные курсы


развитие

сменила профессию, написала сценарий к нескольким короткометражным фильмам, работает над созданием полного метра.


Ксения рассказала:


— Почему из всех кинопрофессий ты выбрала сценарное мастерство?

— Я филолог по образованию, работала в книжных магазинах и издательствах. Но мои увлечения связаны не только с книгами, я всегда интересовалась кинематографом, организовывала киноклубы вместе с друзьями, делала квизы по фильмам. Пандемия подтолкнула меня посмотреть на кино как на профессию. Я, как и многие, стала думать над тем, как найти удалённую работу. И в моей голове соединилось, что я люблю кино и книги, умею писать. Так я решила попробовать стать сценаристом.

— Опыт работы с книгами помогает в профессии?

— С одной стороны, начитанность помогает быть грамотным, находить удачные метафоры, подбирать слова. Ещё так удобнее находить своих людей. Когда я вижу, что человеку нравятся те же книги, что и мне, или он читал то же, что и я, я понимаю, что мы сработаемся и найдём общий язык.

С другой стороны, начитанность иногда мешает, потому что на начальных этапах может привносить «духоту» в сценарий. Я по привычке пишу длинные тексты и диалоги, а все продюсеры, наоборот, просят упрощать, укорачивать. Гений же как раз заключается в том, чтобы быть кратким и понятным. Как Чехов, который писал свои рассказы таким образом: обрезал начало и конец — и оставлял только самое необходимое.

Фото: телеграм-канал Ксении «Чтение и возлияние (и кино)»

Пандемия показала, что можно создавать кино онлайн

— Есть мнение, что кино нужно обучаться только офлайн. Что думаешь об этом?

— Пандемия показала, что можно учиться, общаться, знакомиться и создавать кино онлайн. Наша с командой первая работа в видеомастерской Skillbox была сделана полностью удалённо. Понятное дело, что съёмочная группа выезжала в город, но я как сценарист познакомилась с командой вживую только на презентации фильма.

Другой вопрос, что профессия сценариста не полностью удалённая. Мои радужные фантазии о написании сценариев на берегу моря были развеяны более опытными коллегами.

60% работы сценариста — это общение: нужно заявлять о себе, знакомиться вживую, ходить на питчинги… Очень многое решается на презентациях, вечеринках, фестивалях.

Писать действительно можно из любого места. Но сейчас многие крупные продакшены предпочитают, чтобы сценарист принимал участие и на дальнейших этапах кинопроизводства. Да и сам сценарист должен быть в этом заинтересован: так появляется возможность стать креативным продюсером и решать, как твой текст будет отображён на экране.

— Расскажи про видеомастерскую. Как ты туда попала?

— Я увидела объявление о наборе в чате курса и заинтересовалась, но откладывала выполнение тестового задания. В итоге в день дедлайна я заболела и засомневалась, стоит ли писать в таком состоянии. Но коллеги с курса меня очень замотивировали, сказали: «Ещё много часов осталось, дерзай!». В итоге я оставила заявку, прошла и начала учиться.

— В чём заключалось тестовое задание?

— Нужно было дописать сцену из фильма «Четыре комнаты». Там есть момент, когда родители оставляют детей в отеле перед Новым годом, а сами уходят на вечеринку. Нужно было придумать, как могут развиваться события, не повторив оригинальный сценарий.

Ещё было довольно забавное задание — ответить на аудиосообщение режиссёра, который предлагает полностью переделать ваш сценарий. Это очень жизненная ситуация: нередко от изначальной идеи сценариста до её воплощения таких сообщений приходят десятки.

— Ты упомянула, что работала над своим первым фильмом онлайн. Как вы наладили командную работу?

— Мы регулярно созванивались, обсуждали сценарий, локации, получали фидбэк от наставников. Мне понравилось, что они дают искреннюю обратную связь: нам пришлось много раз переписать историю, прежде чем она начала работать.

И даже после начала съёмок мы продолжили вносить правки в сценарий. Например, режиссёр на этапе проб мог сказать, что какой-то диалог не работает, его нужно переписать. Или оператор мог обратить внимание, что в какой-то сцене герой прячется за дверью, а на выбранной локации дверь не открывается в нужную сторону. Так мы и работали — постоянно созванивались и правили сценарий в онлайн-режиме.

Фильм «Как хочешь», над которым Ксения работала в Видеомастерской Skillbox

— Какие проекты удалось реализовать в мастерской?

— Я участвовала в двух наборах видеомастерской: работала как над художественным фильмом (короткометражка «Как хочешь»), так и над документальным.

На съёмках документального фильма «Последние единороги» я была не только сценаристом, но и одним из режиссёров — вместе с моей коллегой по мастерской и уже партнёром по всем проектам, продюсером Соней Руденко. Мы вместе срежиссировали этот фильм. Обсуждали сценарий и прорабатывали локации онлайн, а потом поехали на съёмки в Санкт-Петербург. По окончании съёмок мы встретились вживую с режиссёром монтажа и обсудили работу над фильмом. А монтировали уже онлайн, это довольно удобно: можно сделать демонстрацию экрана и в прямом эфире проработать какие-то моменты.

Документальный фильм «Последние единороги», над которым Ксения работала в Видеомастерской Skillbox

«Неважно, из какой страны кино, — главное, чтобы оно было хорошим»

— Удалось показать снятое широкой аудитории?

— Наш фильм «Последние единороги» попал в программу двух международных фестивалей! Нам было очень приятно, что есть интерес и открытость несмотря на ситуацию в мире. Неважно, из какой страны кино, — главное, чтобы оно подходило организаторам фестивалей по тем или иным параметрам.

— Как отличалась твоя работа над первым проектом и над вторым? Ты почувствовала, что стала опытнее?

— Опыт появился. Плюс мы сработались с продюсером, у нас появилась своя команда и общий язык, нам уже не нужно было проходить этап притирки. Плюс очень повлияло то, что на съёмках «Последних единорогов» я участвовала в процессе от и до — от идеи до воплощения и продвижения. Это помогло не растерять изначальную идею на всех этапах.

С фильмом «Как хочешь» было не так, потому что воплощение идеи гораздо сильнее зависело от актёрской игры, к тому же я не могла влиять на многие процессы. Например, я предложила саундтрек, который хотела бы слышать в фильме, но он в итоге не попал в финальный монтаж из-за авторских прав.

Может быть, и правы те режиссёры, которые сами пишут сценарии и сами же режиссируют: так они могут полностью отвечать за свою идею.

— А что делает сценарист в работе над документальным кино?

— В первую очередь он ещё до съёмок выделяет тему фильма и знакомит с ней съёмочную группу. Очень важно, чтобы членам команды импонировала тема и они держали её в голове на всех этапах съёмок. Следующий этап — поиск героя, который сопровождается интервью. Интервью либо подкрепляет изначальную тему, либо указывает на то, что её нужно будет поменять.

Основная работа сценариста в документальном кино начинается тогда, когда фильм уже снят: нужно вместе с режиссёром монтажа собрать его и проработать материал так, чтобы в нём было пространство и для видения режиссёра монтажа, и для сохранения драматургии. Получается, сценарист задействован в трёх этапах: отбор локаций и драматургических элементов, соответствующих теме, подбор вопросов для интервью и работа с монтажом.

«Жизнь так устроена, что ты не всегда получаешь деньги за то, что тебе нравится»

— Над чем работаешь сейчас?

— У нас сложился очень хороший тандем с продюсером Соней Руденко. Сейчас у нас куча идей, их мешает воплотить только работа, которая у каждой из нас есть.

Мы уже написали сценарий полнометражки и подали его на разные конкурсы. Сейчас хотим переделать его и попробовать ещё раз куда-нибудь податься. Параллельно с работой над ним мы обсуждаем новые идеи для полного метра, придумываем сценарии сериалов.

В общем, идей много, желания их реализовать — тоже. Чуть бы побольше времени… К сожалению, жизнь так устроена, что ты не всегда получаешь деньги за то, что тебе нравится. Хочется прийти в ту точку, где творческие и материальные интересы будут совпадать.

Ксения Яковлева и Соня Руденко
Фото из телеграм-канала Ксении «Чтение и возлияние (и кино)»

— А твоя основная работа связана с кино?

— Я занимаюсь пиаром в продюсерской компании, которая производит сериалы. До этого я уже занималась маркетингом в издательстве, поэтому подумала, что так будет проще перестроиться: да, сфера новая, но специализация мне привычна.

Сейчас я работаю над тем, чтобы наладить контакт с крутыми режиссёрами и сценаристами в нашем продакшене и заручиться их поддержкой на будущее.

— Что будешь делать в этом будущем? :)

— Наша с Соней главная задача сейчас — доработать сценарий полнометражки, чтобы его можно было показать режиссёру и начать поиск финансирования. Плюс у нас есть идея документального сериала, для которого мы уже сделали первичную презентацию. Осталось только дособрать видеоматериалы и начать искать деньги на реализацию идеи. Также скоро на экраны выйдет наш с Соней новый короткометражный фильм с известными актёрами!

Люди по-прежнему хотят финансировать свежие идеи

— А что с финансированием? Не стало ли сложнее найти его в связи с ситуацией в мире?

— Нет! Мне кажется, продакшены и компании, которые заинтересованы в создании контента, в последнее время перераспределили свои расходы. Раньше они выделяли больше денег на рекламу и продвижение. Сейчас рекламных возможностей стало меньше, поэтому часть освободившегося бюджета идет на создание контента.

Другой вопрос, что те бюджеты, которые остались, стали меньше. Сложные истории вроде фантастики или исторических фильмов про далёкие эпохи слишком дорого снимать, на такое денег сейчас, скорее всего, не дадут. Проекты, которые требуют съёмок за границей, в настоящее время тоже сложно реализовать. А в остальном все по-прежнему ждут хороших, свежих идей и готовы их финансировать.

— Большая часть контента сейчас делается для стриминговых платформ. Ты сотрудничала с ними? Что думаешь об этой тенденции?

— Пока такого опыта у меня не было. Тут важно понимать, что не у всех платформ есть собственные продакшены. У большинства, конечно, есть, но они всё равно иногда отдают заказы другим продакшенам. Поэтому, чтобы работать со стримингами, нужно заходить через начало этой цепочки и презентовать свои идеи сначала продакшенам, а потом платформам.

Я думаю, что за стримингами будущее. Там всё очень честно: есть просмотры — твой проект продлевают, нет просмотров — извините. Но минус в том, что с коротким метром очень сложно попасть на стриминг. Он показывается либо в рамках фестиваля и висит на сайте короткое время, либо в составе альманаха с другими работами. И тут уже плохо то, что ты не можешь выбрать, какие истории будут окружать твою. Хотелось бы иметь влияние на то, как будет презентована твоя работа, но тут чаще всего последнее слово за платформой.

Блиц

— Топ-5 сценаристов:

  • Фиби Уоллер-Бридж, автор сериала «Дрянь». Именно она вдохновила меня стать сценаристом.
  • Аарон Соркин. Он просто мастер, у него безупречные сценарии.
  • Геннадий Шпаликов. В целом мне очень нравится советская школа кино и всё, что снималось в 1960-е.
  • Квентин Тарантино. Это банально, но мне нравится, с каким упорством он подошёл к своему желанию стать сценаристом. Уволился с работы, сел дома без денег и стал писать. Не все могут на такое решиться.
  • Мартин МакДона. Мне он нравится и как автор киносценариев, и как автор театральных пьес. Это сложно сочетать в карьере, но ему удаётся и там, и там круто выстраивать драматургию.

— 3 ингредиента хорошего сценария:

— Герой, конфликт и знание всех структурных элементов сценария на таком уровне, чтобы появилась профессиональная возможность нарушать правила и создавать что-то новое. Так во всём искусстве: сначала нужно научиться писать по инструкции, а потом — нарушать её. Действительно крутые сценарии всегда в чём-то эти структуры нарушают.

— Какие 3 фильма или сериала стоит посмотреть начинающему сценаристу

  • «Лучшее предложение». У этого фильма безумно крутой финал! Многие говорят, что нужно сначала придумать финал истории, а потом уже дописывать её. Я с этим согласна, потому что без классного финала зритель не сможет полюбить твой фильм на сто процентов.
  • «Большая секунда». Российский сериал про пару сценаристов, которая распалась, не до конца проработав свою любовную историю. Однажды им приходится снова встретиться, чтобы работать вместе над сценарием. Этот сериал хорошо показывает внутреннюю кухню кино и может помочь начинающему автору найти баланс: работать на заказ или защищать свою идею.
  • «Предложение». Сериал про создание фильма «Крёстный отец». Его полезно посмотреть, чтобы понять, как работает киноиндустрия. Тем более что в России она сейчас немногим отличается от того, что было в 1970-х годах на Paramount. А ещё «Предложение» научит изящно использовать референсы в своей истории.

— Писать на заказ или за идею?

— Я за здоровый баланс, как в любой другой работе. Ты сначала слушаешь тех, кто готов с тобой работать, а потом предлагаешь что-то своё.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована