Кино и музыка
#статьи

Как попасть в киноиндустрию начинающему сценаристу? 5 способов

Советы от сценаристов, продюсеров, редакторов киностудий и сценарных агентов.

Кадр: фильм «Тайное окно»

Из статьи вы узнаете:

А ещё расскажем о пяти способах сценаристу получить работу в кино:


Есть мнение, что в киноиндустрию можно попасть только «по блату». Креативный продюсер «Нон-стоп Продакшн» Сима Ореханов считает, что это одновременно и правда, и неправда. С помощью связей можно получить сценарную работу. Но если вы не умеете писать, это быстро станет понятно.

С другой стороны, сценарии ко всем кассовым российским фильмам и сериалам за последние пару лет написал узкий круг сценаристов — 20–40 человек. Но это не значит, что есть закрытый клуб. Просто кино — рискованный бизнес. Надёжнее доверить работу человеку, который уже написал сценарий к успешному фильму. Это не заговор продюсеров, а закон капитализма.

Но в России действительно есть большой сценарный голод. Любой продюсер будет рад найти талантливого автора и обеспечить его работой на несколько лет вперёд.

Сима Ореханов

креативный продюсер «Нон-стоп Продакшн»


Фото: личный архив Симы Ореханова

— Короткий ответ на вопрос, где брать связи, — нигде. Вам не нужны никакие связи, они не помогут. Главное — понимать, что нужно индустрии: какое кино и сериалы востребованы аудиторией. А ещё профессионализм.

Как узнать, что нужно индустрии? Подпишитесь в социальных сетях на продюсеров, студии и медиа о кино. Читайте новости не только российские, но и мировые. Общайтесь с коллегами, смотрите много кино и читайте книжки про кино. Этого вполне достаточно.

Источники полезной информации для сценаристов

Источники на русском языке

Подкасты «Поэпизодный клан» и «Сценарная комната».

Telegram-каналы

Источники на английском языке

YouTube:

Подкасты:

Полезные сайты:

  • tvtropes.org — здесь можно проверить, что уже есть по теме, на которую вы собираетесь писать, или с той же структурой, с тем же приёмом и так далее;
  • Variety;
  • Deadline;
  • Hollywood Reporter;
  • Drama Quarterly.

Каким должен быть дебютный проект?

По словам Симы Ореханова, задача начинающего автора — не продать свой сценарий, а заявить о себе. В США даже есть термин spec script — сценарий, написанный чтобы показать, что вы умеете хорошо писать.

Сима Ореханов

креативный продюсер «Нон-стоп Продакшн»


Фото: личный архив Симы Ореханова

— Вряд ли первый сценарий, который вы пишете, будет вашим дебютным. Это неприятно осознавать, но, скорее всего, это так.

Главная задача молодого сценариста — создать себе имя и репутацию, сообщить продюсерам, что вы готовы работать на своём или чужом проекте, в соавторстве или в соло.

Если вы хотите что-то написать по личным причинам — пишите, ничего не потеряете. Но если подходить рационально, полезно создавать именно то, чего продюсеры ждут от новых авторов.


Что точно не стоит писать новичку:

  1. Дорогой блокбастер с бюджетом в десятки миллионов долларов. Даже если у вас правда хорошая идея и получится удачный сценарий, шансы, что он выстрелит, близки к нулю.
  2. Артовое, фестивальное кино с какой-то хитрой формой — если не собираетесь сами его снимать. Авторскому кино нужен автор, то есть режиссёр. Но у них много своих идей. Вряд ли найдётся ещё один человек, которому ваш замысел отзовётся так же сильно, как и вам.

А о чём тогда писать?

  1. Что-то жанровое — триллер, детектив, комедию, мелодраму и так далее, но с неожиданным замыслом в рамках жанра. Всем понятное, но с каким-то новым взглядом на много раз увиденные вещи. У такого сценария больше шансов если не быть запущенным, то произвести хорошее впечатление.
  2. Лучший дебют сейчас — скорее сериал, чем кино. Тут больше свободы и пространства для экспериментов: можно подумать над чем-то более новаторским и сложным. Отличный вариант — реалистическая история, происходящая в современной России. Связанная с вашим личным опытом, внешним или эмоциональным, но приложенная к тому, что происходит со страной в целом.

Ещё несколько важных советов от Симы Ореханова:

  1. Точно не стоит заниматься самоцензурой. Вам ещё успеют вырезать острые шутки и моменты, которые могут кого-то задеть.
  2. Слепо бежать за трендами тоже не стоит. Нужно писать о том, что вас по-настоящему волнует. Тренды ведь не всегда про хайп. Они скорее про дух времени.

Разошлите сценарий на почты киностудий и продакшенов

Часть киностудий и продакшенов делают контент только для телевизионных каналов. В таком кино обычно нет места замысловатому сюжету, нужно что-то простое и понятное широкой аудитории. У каждого канала, как правило, свой ведущий жанр: например, комедийные сериалы для молодёжи, мелодрамы для женской аудитории о ТЖД, полицейские процедуралы, исторические детективы, боевики и так далее.

Есть студии и продакшены, которые снимают не только для телеканалов, но и для онлайн-кинотеатров. У сериалов для платформ меньше ограничений, чем на ТВ. Идеи смелее, герои сложнее, перспектив попасть на Netflix (о чём, похоже, мечтают теперь все сценаристы) больше.

У каждой студии есть сайт с контактами. Иногда для сценариев указана отдельная почта. Некоторые пишут и требования к оформлению и содержанию заявки: какие жанры интересны, что присылать. Но это можно понять и по выпущенным студией проектам: не стоит присылать сценарий хоррора тем, кто снимает только комедии.

Редакторы студий, с которыми нам удалось пообщаться, сказали, что читают все входящие заявки.

Виктория Локтева-Добрынина

главный редактор «Марс Медиа»


Фото: личный архив Виктории Локтевой-Добрыниной

— Мы готовы рассматривать проекты на самых разных этапах разработки. Но чем более проработанным будет проект, тем больше шансов, что ваш замысел правильно считают и что впоследствии, во время совместной работы, мы не разочаруемся друг в друге. Резюме и биографию присылать можно, но это не обязательно. Всё самое важное будет внутри сценария.

Сразу в корзину не летит ни одна заявка, мы всё читаем и анализируем. Но письма с десятком заявок внутри сразу настораживают. Обычно все эти заявки оказываются однотипными и непродуманными. Лучше выбрать одну-две, но самые сильные — так вероятность попасть в цель гораздо выше.

Хоть и не часто, но мы находим авторов таким образом. Например, сейчас автор, который прислал нам на почту свой сценарий, пишет для нас два сериала.

Сима Ореханов

креативный продюсер «Нон-стоп Продакшн»


Фото: личный архив Симы Ореханова

— Мы читаем всё, что нам присылают. И так же делают все мои коллеги, с кем я это обсуждал. Для автора это сложная работа, но нет способа её избежать. Вам почти никто не будет отвечать. А те, кто будет, — чаще ответят отказом. Но это вопрос количества попыток — как искать золото в реке. Нужно промыть очень много песка, чтобы найти грамм золота.

Российские киностудии и продакшены

Снимают для телеканалов и онлайн-платформ

Снимают для телеканалов

Снимают только полные метры

Участвуйте в питчингах и конкурсах

Питчинг — мероприятие, на котором сценаристы за несколько минут рассказывают свою историю продюсерам. Вообще, глагол to picth означает «продавать свою идею» в любом контексте. Когда вы рассказываете о ней друзьям — это тоже питчинг.

Сима Ореханов советует «питчиться» как можно чаще. Даже если друзья не дадут никакого фидбэка, вы как минимум себя почувствуете, в каком месте запинаетесь или уходите в посторонние объяснения. Из устного рассказа другому человеку можно многое почерпнуть непосредственно для драматургии.

Участвовать в питчингах — гораздо лучше, чем рандомно рассылать заявки по почте. Во-первых, это знакомство. Во-вторых, вы смотрите, что делают ваши коллеги. А ещё это эмоциональный контакт, а потому — более полезный фидбэк.

В России питчингов становится всё больше. Они уже проходят не только в Москве, но и в регионах. Если знаете английский, можно участвовать и в международных питчингах.

Сима Ореханов

креативный продюсер «Нон-стоп Продакшн»


Фото: личный архив Симы Ореханова

— Даже если ваша идея никого не заинтересует, вы получите много фидбэка — это очень полезно. Победа или проигрыш в питчинге не важны — они ничего не изменят в вашей жизни. Нет никакой связи между победой на питчинге и вашими дальнейшими карьерными перспективами. В эту игру невозможно проиграть, здесь можно только выиграть.


Например, сценаристка Мария Шульгина пришла на питчинг продюсерского центра Potential с короткометражкой «Огонь», написанной в соавторстве с Елизаветой Тихоновой. В результате девушки сняли этот фильм при поддержке Potential. Он успешно прокатился по фестивалям, и востребованность сценаристок возросла: в соавторстве они написали сценарий полного метра Анны Пармас «Давай разведёмся», дебютного фильма Марии Шульгиной «Любовь без размера» и другие. Последний нашумевший проект сценаристок — сериал «Почка» для платформы Kion.

Короткометражный фильм «Огонь» Марии Шульгиной

Питчинги полного метра и сериалов Potential проводятся каждый год в рамках рынка кинопроектов Project Market. За несколько месяцев до старта объявляется приём заявок, затем жюри вычитывает присланные сценарии и публикует лонг- и шорт-листы. Финалисты из шорт-листа выступают на нескольких питчингах.

Ирина Обидова

креативный продюсер Potential


Фото: личный архив Ирины Обидовой

— Копирайтер и креативщик Антон Мамыкин в 2015 году пришёл к нам на питчинг со сценарием романтической короткометражки, выиграл грант и снял с нашей помощью фильм «Той ночью, этим утром». После дебюта Антон снял ещё несколько замечательных (и фестивально успешных) коротких метров и пилот веб-сериала, успел поучаствовать ещё в одном нашем питчинге, прошёл в финал конкурса Сокурова и лаборатории «Ленфильма» (но не победил) — и теперь готовится к съёмкам дебютного полного метра «Космос засыпает». Он стал очень сильным режиссёром — уверена, у него всё получится.

В 2016 году Ирина Бас выиграла наш питчинг со сценарием короткометражки «Бывшие». После этого она сняла несколько коротких метров и недавно на питчинге Минкульта выиграла грант на съёмки полного метра «Летом асфальт тёплый». Сейчас готовится к этим съёмкам вместе с киностудией «Ленфильм».


То есть с помощью питчингов можно не только развиваться как сценарист, но даже снимать своё кино. Например, создатели Telegram-канала «Питчинги» Наталья Егорова и Алексей Зотов организуют в Москве вечеринки кинематографистов. Многие находят там людей для своих проектов.

Где искать информацию о питчингах и конкурсах:

  • Telegram-канал «Питчинги»;
  • соцсети киностудий и продакшенов;
  • соцсети сценарных агентств — о них расскажем ниже.

Отправляйте сценарий в личку продюсерам и редакторам

В титрах понравившихся вам сериалов можно найти имена продюсеров, а иногда и редакторов. Подпишитесь на них в соцсетях, напишите вежливое сообщение по делу — что вы начинающий автор и хотите предложить свой сценарий. Маловероятно, что вам ответят. Но иногда проекты запускаются и так.

Ирина Обидова

креативный продюсер Potential


Фото: личный архив Ирины Обидовой

— Это нормальная и правильная практика. Об этом открыто говорят коллеги из индустрии. Безусловно, желание читать зависит от того, как написано сообщение. Иногда само письмо так интересно составлено, что хочется прочесть сценарий или посмотреть присланную работу. Иногда же хочется нажать кнопку Delete. Но в целом это некие крайности. Чаще всего люди просто ищут возможность попасть в индустрию, пишут тебе искренне и с надеждой, что можешь помочь. Меня это не раздражает. Если могу, читаю, если нет, передаю редакторам.

Попробуйте попасть в подмастерья к успешным сценаристам

Таким способом начал свою кинокарьеру Алексей Караулов, соавтор «Звоните ДиКаприо!», «Эпидемии» и «Седьмой симфонии».

Конечно, у самых известных сценаристов, скорее всего, и так есть ученики. Но менее медийные авторы, возможно, нуждаются в помощниках.

Алексей Караулов

сценарист


Фото: личный архив Алексея Караулова

— У меня было три подхода к индустрии:

В 2009-м я участвовал в конкурсе Cinemotion и Sony Pictures. Меня и ещё нескольких людей взяли писать «Счастливы вместе». Я даже встречался с какими-то шоураннерами оригинального сериала. Потом писал по заданию поэпизодные планы и отправлял их в некую неизвестность. Со мной так и не связались. Это был странный момент. Но я тогда работал в журналистике, и сценарии меня интересовали только как хобби. Поэтому я не стал допытываться, хотя сейчас понимаю, что за ту возможность надо было цепляться — выходить на креативных продюсеров или как-то ещё, спрашивать, что переделать. Кто-то мне даже говорил, что серия по написанному мной поэпизоднику вышла. Но я не проверял.

В 2013-м продюсер и сценарист Роман Кантор позвал меня писать сценарий подростковой комедии. С Ромой мы познакомились ещё в начале 2000-х на журфаке МГУ. В 2008-м я написал книгу подростковой фантастики и давал её читать всем друзьям. Рома её прочитал ещё тогда, она ему понравилась. Всё это время мы поддерживали отношения. И вот когда он отучился во французской киношколе, он стал активно заниматься продюсированием. Я написал несколько сцен для его кино. Права на сценарий купила компания Lunapark — создатель комедии «Горько!». Но по какой-то причине наш сценарий положили на полку, а зелёный свет дали другому проекту, про выпускной.

В 2015-м главный редактор журнала Maxim, где я работал, познакомил меня с Тихоном Корневым. Он тогда открывал маленькое издательство комиксов. Я показал ему свой сценарий комикса, и так мы начали работать. Тихон давал мне задания по сценариям и платил первые официальные гонорары. Например, я написал сцену для его фильма «Диггеры», правда, она не вошла в окончательный монтаж. А потом участвовал в работе над сценариями «Гоголя» и «Вурдалаков». С этого и стартовала карьера.

С одной стороны, к тому моменту я уже написал около 30 заявок. С другой — тогда путь был гораздо длиннее, а порог входа выше: не было такого количества платформ и запросов на сценарии.


Для Алексея работа в медиа и другие источники дохода, существовавшие параллельно с попытками попасть в индустрию, с одной стороны, позволяли не разочаровываться так сильно. Но с другой — не толкали вперёд и сильно отсрочили его вход в профессию. За шесть лет с 2009 года он предпринял несколько попыток попасть в кино, сейчас он видит, что этого мало — «попытки нужно предпринимать раз в день».

Заинтересуйте сценарное агентство

Сценарные агенты зарабатывают на том, что представляют интересы сценаристов: продают сценарии продюсерам, ищут для авторов работу в проектах, договариваются о выгодных условиях. С этого они имеют свой процент.

В России несколько известных агентств:

Дмитрий Петров называет своё агентство DI Agency самым успешным российским сценарным агентством.

Агентство StarDust представляет интересы сценаристов, актёров, режиссёров и других людей из индустрии. Среди его клиентов — авторы сценариев к сериалам «Последний министр», «Метод 2», «Струны», «Девушки с Макаровым», «Беспринципные».

Начинающим авторам предлагают выложить свой сценарий на специальном портале, где его могут увидеть продюсеры. Для этого надо заказать платную рецензию. Она стоит 3000 рублей — это подробный анализ структуры, героев, конфликтов произведения. Также оценивается актуальность темы и потенциал истории. Рецензии пишут действующие редакторы из киноиндустрии. Если ваш сценарий заинтересует агентство, вам предложат сотрудничать.

Продюсерский центр Potential сам продюсирует фильмы (в основном короткий метр), организовывает питчинги, кинолаборатории и сценарные курсы, помогает молодым сценаристам заявить о себе.

Здесь начинающим авторам тоже предлагают сначала получить на свою работу рецензию опытного редактора. Разбор пилота сериала и полного метра стоит по 6900 рублей. Дальше можно заказать редакторское заключение и скрипт-докторинг, они стоят 15 000 и 40 000 рублей соответственно.

Ирина Обидова

креативный продюсер Potential


Фото: личный архив Ирины Обидовой

— Если сценарий нравится редактору, он попадёт к продюсерам, то есть ко мне или моей коллеге. Мы читаем, если тоже видим, что это интересная вещь, и понимаем, что с ней делать дальше, то связываемся с автором, предлагаем агентский договор и дальше занимаемся девелопментом и продвижением.

Например, начинающая сценаристка Мария Аксёнова прислала нам на конкурс свой текст. Сценарий не прошёл в финал, но в итоге мы взяли её на работу как сценариста и редактора. Сейчас Маша пишет сценарии для ведущих российских кинокомпаний.

Вывод

Попасть в киноиндустрию проще всего через знакомства, а завести эти самые полезные знакомства несложно — выступайте на питчингах, предлагайте коллаборации начинающим режиссёрам и продюсерам, посещайте фестивали, мастер-классы и воркшопы. Но главное — постоянно прокачивайте своё мастерство!


Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Школа дронов для всех
Учим программировать беспилотники и управлять ими.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована