Кино и музыка
#статьи

Питчинг сценария — что это такое, как к нему подготовиться, где найти

Как подготовиться к питчингу, справиться со стрессом и с критикой? Рассказывает креативный продюсер кинокомпании «Нон-стоп Продакшн» Сима Ореханов.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Питчинг (от англ. to pitch — подача) — это короткое выступление человека, который хочет «продать свою идею». Такой формат часто используется для презентаций молодых предпринимателей, которые хотят получить деньги на стартап от инвесторов. В случае со сценаристами под питчингом подразумевается выступление перед продюсерами, которые могут быть заинтересованы в том, чтобы купить сценарий.

Креативный продюсер компании «Нон-стоп Продакшн», спикер курса «Профессия Сценарист» Сима Ореханов рассказал:


Сима Ореханов — креативный продюсер компании «Нон-стоп Продакшн». Компания участвовала в производстве фильмов «Сталинград», «Левиафан», «Нелюбовь», «Дылда» и «Разжимая кулаки», сериалов «Достоевский» и «Седьмая симфония». Сима ищет для продакшена новые проекты, сценаристов и режиссёров, а ещё он сам много раз был в жюри питчингов.

Зачем сценаристу участвовать в питчингах?

На индустриальных сценарных питчингах у вас будет несколько минут, чтобы рассказать о своей работе. На некоторых питчингах жюри могут задавать вопросы, давать комментарии и советы. Иногда прямо после питчинга объявляется победитель.

Сима Ореханов

«Победа или проигрыш в питчинге не важны — они ничего не изменят в вашей жизни. Нет никакой связи между победой на питчинге и вашими дальнейшими карьерными перспективами. В эту игру невозможно проиграть, можно только выиграть. Даже если ваша идея никого не заинтересует, от таких мероприятий вы получите, во-первых, новые знакомства. Во-вторых, посмотрите, что делают коллеги, и, если повезёт, получите ценный совет от продюсера».


Сима Ореханов советует ходить на питчинги как можно чаще. Если волнуетесь, потренируйтесь выступать перед друзьями. Даже если они не дадут никакого фидбэка, вы как минимум почувствуете, в каком месте запинаетесь или уходите в посторонние объяснения. А ещё, пересказав свою историю другому человеку, вы можете почерпнуть классные идеи для драматургии истории.

Как сделать хорошую презентацию для питча

Почти на всех питчингах можно или даже нужно показать презентацию — визуальный материал, который дополнит ваш рассказ. Если презентация классная, это усилит хорошее впечатление от питча. Но если плохая — может всё испортить.

В каком-то смысле презентация — это постер вашего будущего фильма или сериала. Когда человек смотрит на постер, это не заменит просмотра фильма. Но из хорошо сделанного постера, он многое понимает: какой жанр, кто главный герой, с какой интонацией будет рассказана эта история, грустный там конец или весёлый. Одного взгляда на картинку достаточно, чтобы решить — смотреть это кино или нет. Та же роль и у презентации для питчинга.

Создание информативной презентации — это отдельный навык.

Что должно быть в хорошей презентации

В первом слайде расскажите, что вы питчите: кино или сериал, какой жанр, хронометраж и формат.

Используйте в слайдах минимум текста. Никто не любит слушать выступление человека и одновременно читать то же самое с экрана. Презентация дополняет ваше повествование, а не дублирует его.

Кроме текста, можно использовать графику: например, сделать таймлайн своей истории или с помощью эмодзи показать, что испытывает персонаж.

Хорошая структура слайда: заголовок и три-пять пунктов под буллитами из одного или нескольких слов. Такой текст легко считывается, не отвлекает внимание от выступления и поясняет, о чём вы будете говорить через минуту.

Добавляйте иллюстрации. Это отличный способ рассказать, каким будет ваше кино по интонации, ощущениям и эмоциям. Ищите картинки, которые передают атмосферу, а не сюжет.

Если действие вашей истории происходит в каком-то необычном мире, то иллюстрации могут заменить несколько минут рассказа и освободить время на более важное — историю и персонажей.

Покажите героев. О персонажах можно тоже рассказать с помощью картинок. Но лучше не использовать фотографии голливудских актёров из топ-20. Это выглядит смешно и искажает представление о персонажах. В описании героя нужно рассказать, с чем он сталкивается, какие препятствия преодолевает, в чём его мотивации и куда он придёт в финале.

Сформулируйте логлайн — пересказ всего сценария в одном предложении. Это сложная задача — можно провести дни, пытаясь создать толковый логлайн. Но когда у вас получится, это поможет прописать в презентации все главные чекпойнты вашего сценария.

Укажите референсы. Это уже существующие фильмы, сериалы, видеоигры или книжки, которые что-то связывает с вашим произведением. Референсы помогают сэкономить время выступления. Вместо долгого описания конструкции фильма можно скорее перейти к самому важному — к персонажам и их историям.

Например, можно сказать так: «Это как если бы „Ирония судьбы“ происходила во вселенной „Звёздных войн“» — и у слушателя в голове сразу появляется какая-то картинка. Правильная или нет — скорректируете её по ходу выступления. Но вы уже сэкономили кучу времени.

Другой удачный ход: «Мой фильм — это как фильм такой-то по структуре. Фильм такой-то по интонации. И фильм такой-то по отношениям между персонажами».

Сима Ореханов

Но тут есть опасность: если вы плохо выбрали референсы и они не дают представления о вашем фильме, то вы сильно порушите себе весь питч.

Часто, когда продюсерам или режиссёрам в жюри не нравится питч и хочется за что-нибудь зацепиться, они цепляются за референсы. Говорят: «Почему у вас такие референсы?» Это бессмысленный вопрос, но за это легко зацепиться. Если вы не уверены, что эти произведения помогают продать ваш фильм, лучше не упоминайте их.


Если ваша презентация даёт правильное ощущение, ту эмоцию, которую вызовет будущее произведение, и в одном предложении рассказывает всю историю — это отличная презентация.

О чём и как нужно говорить на питчинге

Главное в питче — нужно вкратце рассказать историю. Иногда сценаристы не успевают это сделать, зато говорят о других вещах: какое они хотят сделать интересное и важное кино, как недорого будут стоить съёмки и сколько денег можно собрать в прокате. Это всё хорошо, но опционально. Самое главное — из вашего питча должна быть понятна история.

Не бойтесь проспойлерить сюжет. Чтобы продюсерам решить, запускать ваш проект или нет, им нужно понять, в чём ваш третий акт — чем история заканчивается.

Обязательно расскажите:

  • кто главный герой и чего он хочет,
  • какая угроза нависла над ним и какие препятствия он преодолевает,
  • в чём конфликт,
  • какой путь проходит герой и чем он заканчивается, включая финал,
  • к чему герой приходит в финале и как он меняется,
  • чему вся эта история его учит.

Также важно понимать, что питч — это отдельное произведение, у которого может быть своя драматургия.

Сима Ореханов

Я видел, как на одном питчинге автор рассказывал про хоррор, где люди пытаются прожить без воздуха под водой. На этом был построен весь конфликт фильма. Когда выступающий вышел на сцену, то включил таймер, где отсчитывалось три минуты.

Сначала было непонятно, что это значит. Но смысл был в том, что он рассказывал об опыте, который проживает человек без воздуха под водой. Вот есть три минуты, и после этого герой умрёт. Вся драматургия питча была построена вокруг обратного отсчёта — это было очень классно. Если вы сможете придумать что-то такое, это здорово зацепит внимание аудитории.


Ещё один выигрышный ход — начать с какой-нибудь яркой детали, которая ничего не добавляет к сюжету, но тоже цепляет внимание. Например: «Представьте себе, что вам нужно разделать мамонта заострённым камнем». Все представили, сосредоточились… И дальше вы рассказываете историю, которая содержит ту самую деталь.

Не бойтесь из-за такого выглядеть выпендрёжно. Это лучше, чем если ваш питч не будет запоминающимся. Вообще, процесс питчинга очень похож на продажу — лучше быть странным, чем скучным.

Настолько же, насколько и начало, в питче важен конец. В конце выступления объясните, почему именно вы должны написать или снять этот фильм или сериал. Например, глубокие познания в конкретной области, релевантный жизненный опыт или семейная история. Если что-то в прошлом связывает вас с этим сюжетом, люди поймут, что вы не просто пытаетесь заработать, а делаете то, что для вас важно.

Также в конце можно себя похвалить, рассказать о том, как вы классно справитесь с работой на всех этапах. Почему лучше это сделать в финале выступления? Потому что, если вы начнёте с похвалы, это могут воспринять как пустое хвастовство. А если в течение питча люди увидят ваш потенциал, то пара комплиментов в свой адрес сработает совсем по-другому.

Фото: Варвара Самаркина / официальная страница фестиваля «Питчинги» во «ВКонтакте»

Питч — это отдельное произведение, а вы его главный герой. Вы должны быть частью своего питча. Если вы рассказываете комедийную историю не смешно, а от презентации триллера хочется зевать — это полный провал.

Как вести себя на сцене

  1. Обязательно отрепетируйте питч перед тем, как выступать, — дома, перед друзьями, перед зеркалом. Просто чтобы убедиться, что вы укладываетесь во время. Часто бывает, что люди не укладываются, начинают спешить, быстро переключают слайды, отматывают назад. Это выглядит неловко и портит впечатление.
  2. Не читайте по бумажке — на такое никому не интересно смотреть. Продюсеры почувствуют, что их время тратят зря: они сами могли бы прочитать эту бумажку. Читать с экрана, повернувшись лицом к своей презентации, тоже плохо. А вот иногда подсматривать в телефон или в шпаргалку — нормально.
  3. Выйдя на сцену, потратьте секунду и посмотрите на своих слушателей. Даже если это совсем небольшая аудитория. Если вы выступаете в конце питчинга, когда все уже устали и хотят поскорее уйти, не обижайтесь на комментарии жюри (об этом ещё расскажем ниже) и не давайте обиде отразиться на вашей речи и интонации. Если зрителям неинтересно вас слушать — это ваша проблема, а не их.
  4. Постарайтесь успокоиться перед презентацией. Часто у выступающего начинается паника, он скороговоркой произносит свою речь и всем своим видом показывает, что единственное его желание — чтобы это всё поскорее закончилось. Такое выступление не произведёт нужного впечатления. Вряд ли получится уверенно выступить перед аудиторией с первого раза, но не отчаивайтесь и обязательно пробуйте ещё.

Сима Ореханов

Есть один нехитрый способ справиться с волнением. Когда вы выходите на сцену и понимаете, что вам страшно, — просто секунду постойте, поживите с этим ощущением, признайте, что оно у вас есть. И после этого волевым усилием изгоните его из себя: «Нет, я хочу выступить хорошо и получу от этого удовольствие».

Как минимум вы не будете тараторить. И всем не будет казаться, что эта история вам не важна. Когда вы торопитесь, всем кажется, что эта история вас самого не сильно задевает. В таком случае она не может задеть кого-то ещё.

И ещё: даже если прямо перед выходом на сцену вы поняли, что что-то в вашем питче недоработано, не меняйте ничего по ходу выступления, выступите так, как репетировали. Если в последний момент попытаться что-то переделать, скорее всего, вы будете волноваться ещё больше.

Как реагировать на вопросы и критику

Почти на всех питчингах жюри задаёт вопросы. Хотя для многих это фрустрирующий опыт, на самом деле такое очень полезно. Вы можете сразу получить фидбэк от разных людей. Они могут вас ругать или хвалить, могут просто говорить какие-то глупости, потому что им скучно и они пытаются развлечься. Но из всего этого вы, как автор, сможете извлечь для себя что-то полезное.

Фото: Варвара Самаркина / официальная страница фестиваля «Питчинги» во «ВКонтакте»

В идеале продюсеры зададут вопросы для того, чтобы уточнить детали вашего сценария и принять решение, интересна им эта история или нет. Но бывают и другие причины. Как бы это странно ни звучало, но часто члены жюри бросают какие-то реплики, чтобы привлечь внимание к своей персоне. В России вы точно с этим столкнётесь. Но сильно переживать из-за этого не надо. Нужно оставаться максимально спокойным.

Кто-то из членов жюри может откровенно нахамить (или вам может показаться, что хамят). В таких случаях нужно отвечать максимально вежливо. Так вы будете выглядеть гораздо лучше спрашивающего и выйдете победителем из ситуации.

Если вам задают вопрос, на который вы не знаете ответа, например вы не подумали про бюджет или не умеете его считать, ничего не придумывайте, а ответьте честно: «Я не специалист в этом». Если у вас хороший питч, как бы вы ни отвечали на вопросы, вы ничего не теряете. Зато если скажете что-то, что добавит ценности вашей идее, то можете выиграть от этого. Вдобавок, если ваш питч заинтересовал продюсера, он всё равно к вам подойдёт и будет задавать вопросы.

Вообще, любая критика — от профессионалов, друзей или посторонних людей — полезна, но требует интерпретации. Не стоит воспринимать буквально то, что вам говорят. Например, рассуждая о кино, часто говорят: «В жизни так не разговаривают». И это правда. Если бы в кино разговаривали как в жизни, это было бы невыносимо смотреть. Когда люди говорят: «В жизни так не разговаривают», это не про то, чтобы актёры на экране бекали, мекали, заикались и не знали, что сказать. Они имеют в виду, что не верят в персонажей в этих обстоятельствах: что это живые существа, у которых есть чувства, цели, мотивации и мечты.

Попытайтесь задать встречный вопрос и разобраться, что именно человек ощущает, что именно он имеет в виду или даже что бы он поменял. С одной стороны, вы опять же будете классно выглядеть, потому что не боитесь критики и не смущаетесь. А с другой — получите ещё одну порцию фидбэка.

Сима Ореханов

Сбор критики — это неприятное занятие, но очень полезное, если вы осознанно хотите развиваться в этой профессии. Выслушивайте критику не для того, чтобы почувствовать себя бездарностью или всех окружающих идиотами. А чтобы понимать, как в принципе в людях отзывается то, что вы рассказываете.

Если научиться правильно интерпретировать критику: отсеивать неважное и какие-то лишние эмоции и находить то ценное, что вы можете использовать в своей работе, — это поможет вам быстрее довести её до профессионального уровня. Намного быстрее, чем в ситуации, когда вы сами свой единственный читатель и слушатель.


Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Школа дронов для всех
Учим программировать беспилотники и управлять ими.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована