«Процесс мне интереснее результата»: как педагог стала сценаристкой в 50 лет
Педагог, фотограф, сценарист анимационной студии — это ещё не все регалии Елены из Каменска‑Уральского.
Изображение: Engin Akyurt / davidson luna / Unsplash / freepik / rawpixel / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media
Елена рассказала:
- как обучалась искусству фотографии по переписке;
- как попала в киноиндустрию;
- как получила свои первые деньги за сценарий;
- что помогает ей придумывать персонажей;
- почему система Монтессори хороша и для взрослых.
Пожалуй, если я начну перечислять мои профессиональные праздники, то никогда не закончу!
«Педагогика близка к режиссуре: ты должен уметь завладеть вниманием»
Я из семьи профессиональных фотографов. Началось всё с прадедушки. С папой, который был ещё и кинолюбителем, мы снимали кино на плёнку и дома проявляли её. Можно сказать, что я выросла с камерой в руках. Поэтому я была уверена, что хочу стать режиссёром.
Но на режиссёрский факультет во ВГИК сразу после школы поступить было нереально. Помимо обычных экзаменов, был творческий конкурс, для которого нужно было среди прочего написать краткую автобиографию. Режиссура тогда считалась профессией для взрослых и умудрённых жизненным опытом людей, и вчерашних школьников к себе в ученики мастера брали редко.
Поэтому я решила повременить с поступлением, чтобы набрать, что называется, жизненный опыт. И пошла учиться на учителя начальных классов. Мне показалось, что педагогика близка к режиссуре: в обеих сферах нужно уметь завладеть вниманием. А ещё это возможность изучать характеры разных людей и то, как они строят отношения. Режиссёру полезно разбираться в человеческой психологии.
Обучение должно было длиться около двух лет, не считая практики. Идеальный вариант, чтобы успеть подготовиться ко ВГИКу. Но потом начались девяностые. Индустрия рухнула, кино оказалось никому не нужным, поступление пришлось надолго отложить. Так я осталась в педагогике, работала в разных образовательных учреждениях, открывала собственные школы. Но в один момент всё-таки достала с полки фотоаппарат и снова стала фотографировать.
«Наработанные связи остаются с тобой навсегда»: об умении знакомиться и доступности обучения
Чтобы заниматься фотографией профессионально, мне, конечно, пришлось переучиваться. Ведь снимать нужно было уже на цифровой фотоаппарат. В фотографии принято так называемое цеховое обучение, когда начинающие перенимают опыт у успешных коллег.
Интересным было обучение у известного фотографа Георгия Розова. Это был необычный формат: Георгий не выкладывал весь багаж своих знаний, а давал только ту информацию, которую нужна была именно мне. Я отправляла ему свои фото, задавала вопросы по ним, а он развёрнуто отвечал. Сложнее всего было правильно сформулировать эти вопросы: для начала нужно понять, каких именно знаний мне не хватает. Но это полезный навык, который мне помогает и сейчас.
Вернуться к мыслям о кино меня подтолкнул сын. Он захотел стать оператором, и, пока он готовился к поступлению на операторский факультет, я вспомнила, как сама мечтала попасть в киноиндустрию. Я подумала — а ведь время изменилось! И теперь, чтобы снимать кино, не обязательно работать в какой-то киностудии. Я купила камеру для съёмки видео и стала искать команду, к которой могла бы присоединиться.
И тут мне попалась информация о кинолаборатории в Москве, на которую съезжаются киноспециалисты разного уровня подготовки со всего мира. Они собираются в команды и в течение недели снимают авторские короткие метры. Я подала заявку, и, к моему удивлению, меня пригласили оператором! И на неделю я отправилась в Москву снимать кино.
Вместе с разными командами мы сделали один, второй, третий фильм… Потом кинодвижение затянуло, были лаборатории в Питере и Тель-Авиве. Знакомства и наработанные связи остаются с тобой навсегда, мы часто снимали что-то ещё. В итоге я сняла двенадцать короткометражек как оператор и ещё две как режиссёр. А к паре работ даже написала сценарий.
Об обучении, дипломе и первых деньгах
Мне захотелось узнать, как работает драматургия! В Екатеринбурге я нашла курсы, где обучали писать сценарии для короткометражного кино.
Мне показалось это прикольным: ты пишешь, складывается история. При этом в сценарии не нужно «глаголом жечь сердца людей», никто не ждёт от тебя красивого слога и умения искусно использовать метафоры. Сценарий должен быть ёмким, по делу.
Поняв, что мне это интересно, я продолжила изучать драматургию. Потом заинтересовалась сценариями для сериалов и наткнулась на лекции Алексея Караулова на YouTube. Мне понравилось, как он рассказывал о структуре сценария, и когда я узнала, что он преподаёт в Skillbox, то решила взять курс. Так что в первую очередь я пришла к конкретному спикеру.
На курсе нет жёстких дедлайнов — это удобно. Например, когда я добралась до описания персонажей, их характеристик и речи, то ушла разбираться с разными психологическими системами, изучала разные материалы вплоть до диссертаций криминалистов. Погрузилась в это на целый месяц — и не отстала от учёбы.
Ещё мне понравились упражнения, которые давал Алексей. Например, было такое: нам предложили взять героя, тему и жанр из известных нам сериалов и составить на их основе идею своего сериала.
Я взяла героя из сериала «Крюк» (2021) — это спортивный агент; тему из сериала «Родители года» (2020) — он о людях, которые испытывают негативные эмоции из-за того, что им пришлось стать родителями; и жанр фантастической комедии «Загрузка» (2020).
На их основе придумала антиутопию-драмеди о будущем, в котором можно за большие деньги выбрать характеристики ребёнка. Главная героиня — семейный агент, который как раз и помогает родителям подобрать идеального ребёнка под их запросы. Этот сюжет лёг в основу моего дипломного проекта. Сценарий ещё нужно основательно доработать. Возможно, поменяется даже концепция. Но сам процесс придумывания увлекает и иногда кажется интереснее результата!
А недавно в Skillbox проходил конкурс от киностудии «Леан-М». Нужно было написать заявки по брифу производителей ситкома. Мне удалось пройти в шорт-лист конкурса, а редактор студии, Елена Гудкова, разобрала все заявки финалистов и сказала, что нужно доработать, что подтянуть, а что уже хорошо. Теперь по этим заявкам мы можем написать пилотную серию, и Елена обещала их прочитать.
Один из моих недавних проектов стал коммерческим, — это сценарий для мультика. Мой сын работает оператором в молодом продакшене, который захотел снять анимационное шоу для детей. Его создатели искали сценариста, и сын предложил мне попробовать написать заявку по их техзаданию. Я решила рискнуть, и в итоге меня пригласили сотрудничать с ними уже на коммерческой основе. Это моя первая оплачиваемая работа в качестве сценариста!
Я написала пилот и синопсис сезона, весной этого года запланированы съёмки.
«Мои ученики — это фокус-группа»
Писать сценарии мне пока нравится больше, чем снимать и режиссировать. Во-первых, никуда не надо ездить, сидишь себе дома и работаешь. А во-вторых, быть автором истории для меня не менее увлекательно, чем эту историю экранизировать.
Ещё я заметила, что мой педагогический опыт действительно сильно помогает в придумывании характеров персонажей. Я работала по системе Монтессори, поэтому привыкла наблюдать за детьми в процессе обучения и игр и только потом делать выводы. И этот навык наблюдения, понимание психологии мне и правда пригодились, я многое беру из реальной жизни.
А ещё вот что забавно: я ведь параллельно со всеми сценарными проектами продолжаю работать в школе. И сейчас ученики — моя фокус-группа в самом буквальном смысле! Я рассказываю им сюжет будущего анимационного шоу, а они оценивают, что им нравится или не нравится, говорят, как бы они хотели, чтобы развивались события.
Мой операторский опыт тоже иногда помогает писать: я вижу мизансцену, вижу, как могут выглядеть герои в кадре. Это круто, но главное — уметь вовремя отделить одну профессию от другой, не застрять на операторских переходах, монтажных склейках.
«Интерес — это самое главное в любой работе»: о том, чему можно поучиться у детей
Во времена моего студенчества интернета не было. Я не могла читать те книги, которые мне нужны, потому что их не было в городе. Можно было только заказывать какую-то литературу по системе библиотечного обмена из Москвы. Однако домой тебе книгу не давали. Её присылали на две-три недели в читальный зал, и только там можно было читать. Ксерокопий тогда тоже не было, благо мой папа занимался фотокопиями. Удивительно, но до сих пор у меня где-то хранятся эти фотокопии.
Сейчас так просто учиться! И я этим пользуюсь. Возможно, именно поэтому мне удаётся более или менее удачно совмещать педагогику и другие сферы моей жизни.
А может быть, потому что работаю с детьми и перенимаю их естественное стремление развиваться. Педагог в системе Монтессори не заставляет ребёнка 45 минут сидеть на уроке. Дети сами выбирают, чем заниматься.
Когда ребёнку интересно его занятие, он может настолько увлечься, что забудет поесть, попить, — он будет заниматься только одним делом. Ещё я люблю играть вместе с детьми. Поэтому мне редко бывает скучно в профессии, а если такое и происходит, то я смело эту профессию меняю. Потому что интерес — это самое главное. Без него нет смысла что-то делать.