Кино
#статьи

Сценарист: чем он занимается и как им стать

Рассказываем, что должен уметь сценарист фильмов и сериалов, где выучиться и как найти работу.

Иллюстрация: Кal visuals / Unsplash / Jen Theodore / AboutLife / Adobe Stock / Annie для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:


Кто такой сценарист

Сценарист — это специалист, который пишет сценарии фильмов и сериалов. В сценарии прописано всё, что должно происходить на экране: действия и слова персонажей, титры и закадровый голос.

Профессиональные сценаристы обычно работают по заданию продюсера: получают идею, разрабатывают её, пишут сценарий и вносят правки — до тех пор, пока продюсер не утвердит окончательную версию. Другой вариант — написать сценарий по собственной идее и продать его продюсеру.

Часто сценарист работает не один, а в сценарной комнате — это когда несколько авторов пишут один проект.

Чем работа сценариста отличается от работы писателя, поэта или драматурга

У сценаристов больше ограничений, чем у писателей:

  • Сценарий — не самостоятельное произведение как повесть или роман. Поэтому успех сценариста зависит не только от него: если в какой-то момент от съёмок фильма откажутся, то и сценарий можно считать написанным зря, каким бы хорошим он ни был.
  • Сценарист — командный игрок, он должен учитывать множество факторов: мнение продюсера, бюджет проекта… Можно написать масштабную батальную сцену, но если у продюсера нет денег, то её не снять, поэтому придётся убрать или переделать.
  • Чтобы продать сценарий, автору приходится писать много дополнительных документов: заявку, синопсис, поэпизодный план, посерийный план и так далее.

Чем сценарист кино отличается от авторов ютуб-роликов и сценаристов видеоигр

Сценаристами также называют людей, которые создают сценарии к роликам на YouTube, рекламным видео и видеоиграм. Между этими специалистами есть общее, но есть и различия.

Общее:

  • Главная задача — вызвать интерес у зрителя, удержать его внимание. Поэтому повествование должно воздействовать на эмоции и чувства людей.
  • Важно придумать запоминающегося героя, который вызовет отклик у зрителя, — будь он в триллере, в рекламе кошачьего корма или в видео с пранком.
  • Структура важна. История на экране с чего-то начинается, как-то развивается и чем-то заканчивается. Даже артхаусное кино только на первый взгляд бессвязно. Логика повествования должна быть во всём.

Различия:

  • Создать историю для кино и игры сложнее, чем для YouTube и рекламы. Нужно изучить больше информации, разработать множество персонажей и систему отношений между ними. Это требует больше времени и погружения в тему.
  • Делать ролики и рекламу быстрее и дешевле, чем кино и игры. Это влияет на зарплату и сроки. Гонорары киносценариста больше, но, с другой стороны, он может за год написать только один фильм, а автор рекламных роликов будет делать заказы быстрее и получать деньги более скромные, но чаще.
  • Сценаристам, пишущим для YouTube, нужно реагировать на новостную повестку, новые мемы и так далее. Сценаристу кино тоже важно следить за трендами, но у него больше свободы.
  • Истории в кино и играх строятся по-разному. Например, сценаристу видеоигры нужно придумывать несколько вариантов развития событий, меняющихся в зависимости от действий игрока.

Чем занимается сценарист кино

Сценарист выполняет следующие задачи:

  • Изучает материалы по теме — эта стадия называется ресёрчем (от англ. research — исследование). Например, чтобы написать сценарий исторического детектива, сценарист может смотреть похожие фильмы и сериалы, читать статьи, художественные и документальные книги про ту эпоху, брать интервью у экспертов и так далее.
  • Придумывает логлайн будущего фильма или сериала — это описание идеи в одно или несколько предложений. А также синопсис — развёрнутое описание истории на 1–2 страницы.
  • Придумывает персонажей: их внешность, характер, обстоятельства жизни, речевые особенности, а также мотивацию и ставки — чего хотят персонажи, ради чего они действуют, как меняются к финалу.
  • Придумывает сюжет: с чего начинается история, как она развивается и чем заканчивается.
  • Пишет сценарный пакет — это документы, которые нужны продюсеру, чтобы принять решение о запуске проекта. В пакет входит заявка, посерийный план сериала, поэпизодный план фильма или серии, первый черновик сценария.
  • Пишет сценарий и вносит правки.

Какими навыками должен обладать сценарист

Большинство сценарных навыков можно отнести к софт-скиллам:

  • Способность изучить и проанализировать большой объём информации.
  • Наблюдательность и основы психологии — чтобы создавать интересных и реалистичных героев.
  • Очень важно умение работать в команде, спокойное отношение к правкам и готовность много раз переписывать сценарий.
  • Способность аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Главный хард-скилл  — знание основ драматургии, умение продумывать структуру и логику истории.

Алексей Караулов

сценарист, спикер курса «Как написать сценарий к сериалу»

«Сценарист — это человек, который жертвует личными связями и контактами в пользу большей эрудиции, готовности принимать в себя огромное количество информации. Будьте готовы жертвовать личной жизнью в пользу абстрактной жизни своих персонажей.

Ещё важно сохранять пластичность мозга: не застревать в каких-то воззрениях, быть готовым к тому, что поменяются ваши ценности и ваши персонажи, что вы начнёте присваивать себе идеи, которые вашими не являются, — условно, оправдывать какого-то злодея. Это готовность видеть вещи не такими, какими они были вчера, подвергать всё сомнению и отпускать старые концепции».

Сколько зарабатывает сценарист

В России начинающий сценарист за серию получасового формата получает от 100 до 250 тысяч рублей. За часовую — от 150 до 350 тысяч рублей. По мере роста фильмографии сценариста верхняя планка может подниматься. Но лишь несколько сценаристов в нашей стране получают за серию около 1 миллиона рублей.

Гонорары за сценарий полнометражного фильма могут достигать нескольких миллионов рублей. Конкретная цифра зависит от фильмографии и репутации сценариста.

Алексей Караулов, соавтор сценариев телесериалов «Эпидемия», «Звоните ДиКаприо!», «Седьмая симфония», говорит, что первые пару лет сценаристы зарабатывают мало. Это время уходит на выстраивание связей и набивание руки. Где-то со второго-третьего года гонорары обычно начинают расти.

Алексей считает, что на первых порах можно совмещать сценарную работу с другой. Но желательно, чтобы она тоже была связана со словом и восприятием информации.

Но можно пойти и по другому пути: накопить подушку безопасности на 2–4 месяца, а лучше — на год-полтора, и совершить прыжок веры, посвятив всё время написанию сценариев.

Где искать работу сценаристу

На сайтах с вакансиями много предложений для сценаристов игр, ютуб-роликов и рекламы. Иногда даже попадаются вакансии сценариста мультфильмов.

Но всё же открытые вакансии в киноиндустрии — редкость. Обычно их размещают в тематических телеграм-каналах, например в канале «Питчинги», или в VK, например, в группе «Хороший сценарий». В любом случае там ищут сценаристов с опытом и фильмографией.

Скриншот: страница «Хороший сценарий» во «ВКонтакте»

Начинающему автору найти работу сценариста непросто. И связи тут не всегда помогут. Главное — качество вашего сценария.

Есть несколько способов попасть в индустрию:

  • Рассылать свой сценарий на адреса онлайн-платформ и продакшенов.
  • Искать в соцсетях продюсеров и редакторов и отправлять им в личку свой сценарий.
  • Участвовать в питчингах и конкурсах.
  • Познакомиться с действующим сценаристом и попасть к нему в подмастерья.
  • Заинтересовать своими работами сценарные агентства.

Как стать сценаристом

У каждого свой путь в профессию. Алексей Караулов много лет работал журналистом, а сценариями занимался как хобби.

Алексей Караулов

сценарист, спикер курса «Как написать сценарий к сериалу»

«В 2013-м продюсер и сценарист Роман Кантор позвал меня писать сценарий подростковой комедии. С Ромой мы познакомились ещё в начале 2000-х на журфаке МГУ. В 2008-м я написал книгу подростковой фантастики и давал её читать всем друзьям. Рома её прочитал ещё тогда, она ему понравилась. Всё это время мы поддерживали отношения. И вот когда он отучился во французской киношколе, то стал активно заниматься продюсированием. Я написал несколько сцен для его кино. Права на сценарий купила компания Lunapark, создавшая комедию „Горько!“. Но по какой-то причине наш сценарий положили на полку, а зелёный свет дали другому проекту.

В 2015-м главный редактор журнала Maxim, где я работал, познакомил меня с Тихоном Корневым. Он тогда открывал маленькое издательство комиксов. Я показал ему свой сценарий комикса, и так мы начали работать. Тихон давал мне задания по сценариям и платил первые официальные гонорары. Например, я написал сцену для его фильма „Диггеры“ — правда, она не вошла в окончательный монтаж. А потом участвовал в работе над сценариями „Гоголя“ и „Вурдалаков“. С этого и стартовала карьера.

С одной стороны, к тому моменту я уже написал около 30 заявок. С другой — тогда путь был гораздо длиннее, а порог входа выше: не было такого количества платформ и запросов на сценарии».

Татьяна Набродова училась в Литературном институте на драматурга. Во время учёбы писала пьесы — одну из них поставил БДТ имени Г. А. Товстоногова. После института она поняла, что кино ей ближе, чем театр, и стала читать книги по сценаристике и писать сценарии.

Татьяна Набродова

ВЫПУСКНИЦА КУРСА «КАК НАПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ К СЕРИАЛУ», РАБОТАЕТ В КОМПАНИИ «ДРУГ ДРУГА»

«В 2017 году с первым сценарием полнометражного фильма я прошла отбор в Союз писателей Москвы. Мне даже платили премию, но главное — это дало силы и помогло поверить в себя. Я написала ещё два сценария полного метра, участвовала в питчингах, но никуда не прошла.

В 2019 году я пошла на питчинг сценаристов Николая Куликова и Константина Майера. Они искали соавторов: рассказывали свои идеи и предлагали желающим написать первые десять страниц сценария.

Я сделала это задание, и через некоторое время мы встретились с Куликовым. Он дал мне довольно суровый фидбэк, я ещё несколько раз переписала сцены. После этого меня взяли на работу. Первые месяцы работала ассистентом без зарплаты: записывала чужие идеи и оформляла их. Потом со мной заключили договор, я стала работать уже за деньги — над проектами компании в авторской комнате».

Вероника Кондратьева в 30 лет пошла к психологу, потому что занималась не тем, чем хотела. На консультациях она вспомнила о своём увлечении кино и решила пойти на сценарные курсы.

Вероника Кондратьева

выпускница курса «Профессия Сценарист», победила в питчинге медиагруппы «Красный квадрат»

«В Skillbox есть видеомастерская — там студенты снимают короткометражки, документальные фильмы и клипы. Моим куратором в мастерской была продюсер и режиссёр Анна Митафиди. Мы с ней быстро нашли общий язык, из педагога и ученика стали партнёрами и соавторами.

Сценарий нашего веб-сериала „Подруга на час“ стал лауреатом питчинга компании „Красный квадрат“. Всего участвовало 497 заявок. У нескольких победителей появилась возможность заключить контракт с медиагруппой и отправить свои сценарии в разработку.

Всё так стремительно произошло! Ещё недавно я училась, и вот я на питчинге, потом в „Останкино“ и уже обсуждаю свой проект! После такого становишься смелее и понимаешь, что и других невозможных вещей нет. Всё невозможное — в твоей голове».

Читать историю Вероники

Александр Кузнецов когда-то писал рассказы и пошёл на сценарный курс, чтобы разнообразить жизнь. На курсе он написал пилот сериала, который вышел в финал конкурса.

Александр Кузнецов

выпускник курса «Как написать сценарий к сериалу», вышел в финал сценарного конкурса Potential

«Когда пилот был написан, я стал отправлять его на всевозможные питчинги и фестивали. Думал: а вдруг повезёт, раз в год и палка стреляет! Но никто мне не отвечал.

А потом мой сценарий лично посмотрел Алексей Караулов и сказал, что сюжет откровенно сырой, недоработанный и нужно переделать. Я исправил ошибки, отправил проект на фестиваль, и, к моему удивлению, он прошёл отбор в полуфинал.

В итоге я попал в список финалистов, мы заключили с представителями фестиваля агентский договор на девелопмент проекта. Сейчас я должен дописать сезон сериала, а мне помогут в поиске платформ и кинокомпаний для реализации».

Читать историю Александра

Елена Топалова зарабатывала фотографией, а потом вспомнила о мечте попасть в киноиндустрию. Пошла учиться на курсы, снимала короткометражки, а недавно получила первый гонорар за сценарий.

Елена Топалова

выпускница курса «Как написать сценарий к сериалу», недавно написала первый сценарий за деньги

«Мой сын работает оператором в молодом продакшене, который захотел снять анимационное шоу для детей. Его создатели искали сценариста, и сын предложил мне попробовать написать заявку по их техзаданию. Я решила рискнуть, и в итоге меня пригласили сотрудничать с ними уже на коммерческой основе. Это моя первая оплачиваемая работа в качестве сценариста!

Я написала пилот и синопсис сезона, весной 2023 года запланированы съёмки».

Читать историю Елены

Где выучиться на сценариста

В Сети можно найти два десятка онлайн-курсов, где учат писать сценарии. На многих преподают действующие сценаристы, режиссёры и продюсеры. Цены и длительность учёбы — на любой вкус.

Первые шаги можно сделать в Potential School — за 8000 рублей вы в течение месяца напишете тритмент сериала. Самая дорогая онлайн-школа — «Индустрия» Фёдора Бондарчука: там учёба длится два года и стоит 480 тысяч рублей. В Skillbox курс «Профессия Сценарист» будет стоить от 2890 рублей в месяц, если покупать в рассрочку на 31 месяц, а «Как написать сценарий к сериалу» — 4926 рублей в месяц при рассрочке на 12 месяцев.

Если вы хотите глубоко погрузиться в историю кино, готовы потратить несколько лет и солидные деньги, то можно очно поступить в московские вузы или киношколы.


Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована