Кино
#подборки

7 жанров спокойной электронной музыки

Рассказываем, что такое эмбиент, трип-хоп, дабстеп — и не только.

Фото: Santiago Felipe / Getty Images

У электронной музыки есть два направления. Первое — громкая и энергичная музыка для клубов. Второе — спокойная и медитативная, под которую можно делать размеренные домашние дела, учиться или читать.

Мы уже рассказывали о культовых рейв-композициях. В этот раз предлагаем вспомнить жанры, под мелодии которых можно отдохнуть 🙂

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Эмбиент

Эмбиент построен преимущественно на синтезаторах, ударные здесь встречаются редко. Композиции в этом жанре, как правило, очень длинные, мелодии в них отсутствуют, а всё развитие представляет собой вариации тембра синтезатора.

Главной предтечей жанра была Берлинская школа — направление на стыке прогрессивного рока и электронной музыки. Её представители убрали гитары, но оставили сложные звуковые переплетения, характерные для рока начала семидесятых. Эксперименты со звуками, которые можно было делать на синтезаторах, помогали создавать сюрреалистичные космические пейзажи (Tangerine Dream, Клаус Шульце, Ashra, Popol Vuh).

Главным популяризатором жанра, первым поставившим слово ambient в название альбома (Ambient 1: Music for Airports), стал бывший участник группы Roxy Music Брайан Ино. Он концептуализировал жанр как фоновую, при этом обволакивающую музыку для общественных мест. Ambient 1 был написан как звуковая инсталляция для аэропорта в Нью-Йорке, которая успокаивала пассажиров.

Позже сам Ино перевернул расслабляющий эффект эмбиента и выпустил альбом Ambient 4: On Land, который стал прототипом одного из главных поджанров — дарк-эмбиента. Для него характерны мрачная атмосфера, загадочные и потусторонние шумы (Musica Cthulhiana, Saåad, Noises of Russia). Такими записями увлекались даже брутальные металлисты.

Поскольку для эмбиента много значит отношение с пространством, то часто композиторы делают музыкальные коллажи, вклеивая в потоки синтезаторов звуки реального мира или даже собирая аудиополотна только из них. Например, чилиец bahía mansa добавляет в песни шум воды.

Свойство эмбиента идеально заполнять и дополнять пространство привело к тому, что он часто попадал в саундтреки. Абстрактность синтезаторных пассажей особенно привлекла научную фантастику и хорроры, причём не только в кино («Сталкер», «Голова-ластик», «Бегущий по лезвию»), но и в компьютерных играх («Silent Hill», «Outlast»).

Эмбиент в сочетании с другими жанрами

Эмбиент стал едва ли не самым влиятельным направлением электроники. Он сочетается с любыми жанрами и выявляет в них тайные черты: загадочность, медитативность, спокойствие. Это касается как акустической, так и электронной музыки.

Примеры эмбиента, слившегося с живой музыкой:

Теперь о связке эмбиента с другими жанрами электроники. В начале девяностых эмбиент перевернул танцевальную электронную музыку: диджеи делали записи не только для рейвов, но и для вдумчивого домашнего прослушивания или отдыха после вечеринок. Некоторые из них, вроде тех же The Orb или The KLF, стали большими звёздами и выступали на крупных площадках. Так свой эмбиент появился в техно (Aphex Twin, Autechre) и в хаусе (Ultramarine, The Grid).

Трип-хоп

Трип-хоп возник как британский ответ на хип-хоп. В этом жанре также используют семплы, программируемый бит и речитатив, но есть в нём и более медленный темп, спокойная музыка и много вокала. Трип-хоп объединил в себе элементы других жанров, многие отрывки, взятые из рока, джаза и соула.

Жанр появился в мультикультурном Бристоле — городе с большими и самодостаточными диаспорами эмигрантов, особенно из Карибского бассейна. Выходцы из Ямайки проводили уличные вечеринки с саунд-системами — огромными передвижными динамиками, которые выдавали басы, слышные за несколько кварталов.

Ямайская музыка сильно повлияла на первую знаменитую группу в трип-хопе — Massive Attack; взять хотя бы бас из песни Save from Harm. Он сочетается с соул-вокалом, хип-хоп битом и речитативом белого Роберта дель Найи.

В 1994 году один из участников Massive Attack, Эдриан Тоус, начал сольную карьеру. Его проект Tricky открыл новую сторону жанра — загадочную и призрачную.

Третьей важной группой у истоков трип-хопа стала Portishead, которую отличало тяготение к джазу и театральный вокал Бет Гиббонс.

Далее появились и другие популярные группы: Morcheeba, Hooverphonic, Unkle. Трип-хоп постепенно уходил от хип-хопа в сторону красивого пения, а эксперименты с семплами и сложными битами остались диджеям, обходившимся без певцов, — DJ Shadow, DJ Krush.

Интеллиджент-драм-н-бейс

В первой половине 90-х появились джангл и драм-н-бейс — скоростные и агрессивные жанры, основанные на скоростном брейкбите (закольцованные ударные). Их отличала уличная грубость — акцент только на низкочастотном басе и дерзких ударных. Но со временем даже многие создатели джангла начали делать музыку более общедоступной: упрощали брейки и добавляли традиционные инструменты, чтобы песни звучали красивее.

Goldie записал 21-минутную Timeless с большим количеством атмосферных синтезаторов и струнных, 4Hero добавил джаз, A Guy Called Gerald эйфорически переработал наследие «чёрной» музыки.

Одними из лидеров спокойного драм-н-бейса для прослушивания в богемном баре с коктейлем в руках стали LTJ Bukem и Alex Reece.

После середины девяностых драм-н-бейс разделился на тяжёлые композиции для самых лютых танцполов и спокойный «интеллиджент», или «атмосферик», с достаточно спокойными ударными, эмбиентными синтезаторами и заимствованиями из более традиционных жанров.

Среди больших имён в этом поджанре — Calibre, Netsky, London Elektricity. Некоторые диджеи расширили палитру заимствованных звуков: бразилец DJ Marky стал звездой в Европе, смешав драм-н-бейс с самбой.

Даунтемпо

Даунтемпо возник на стыке эмбиента и трип-хопа. В этом жанре есть бит, но куда более мягкий и не такой отчётливый, как в трип-хопе. В то же время на фоне эмбиента это слишком уж ритмичный жанр, да и песни в нём короче, а также часто имеют куплетно-припевную схему.

Главной звездой даунтемпо можно назвать Moby, а его альбом Play стал прорывным для жанра и показал разнообразие звучаний: помимо обычного даунтемпо (Porcelain) Moby добавлял элементы блюза (Honey), религиозного госпела (Run On) и рока (South Side).

Другие популярные исполнители тоже не боялись экспериментировать с космической психоделией (Air), хаусом (Röyksopp), винтажными синтезаторами и ностальгическими семплами (Boards of Canada), сложными программируемыми ритмами (Ulrich Schnauss), заимствованиями из фолка (Four Tet). Иногда обмен работал в другую сторону: в даунтемпо пробовались исполнители из других жанров, особенно рокеры — Texas, Peter Gabriel.

Хонтология

Хонтологию можно считать подвидом эмбиента, но на деле она ближе не к продюсерской музыке, а к саунд-арту и другому современному искусству. Жанр плотно начинён философскими идеями, а его немногочисленные исполнители рефлексируют над тем, как работает индивидуальная и коллективная память.

Философ Жак Деррида считал, что прошлое подобно призраку: постоянно влияет на настоящее, однако на самом деле его как бы и нет, поскольку до нас доходят только обрывки информации. Мы не можем быть уверены в реальности прошлого, поэтому нам остаётся только гадать, что же было на самом деле. Исполнители-хонтологи попытались воплотить идею Дерриды в музыке.

The Caretaker записал шестичастный альбом, иллюстрирующий стадии распада сознания при деменции. Если в начале мы слышим записи вальсов из тридцатых, подёрнутые приятной ностальгией, то постепенно песни запутываются: появляются задвоения, шум, сбивки. В последней части мелодии окончательно теряются среди шума.

Уильям Басински запечатлел, как его магнитные записи из восьмидесятых, проходя цифровую перезапись, постепенно разрушаются. Куски ленты отваливались или царапались, из-за чего след старых песен постепенно исчезал.

Якоб Кьеркегор записал в Чернобыльской зоне отчуждения звуки заброшенных зданий — спортзала, театра, бассейна и церкви. Сочетание тишины и гула, источник которого мы не видим, напоминает о том, что раньше в этих местах жили люди.

Дабстеп

В России термин «дабстеп» в основном понимают неправильно, ассоциируя его с музыкой американских диджеев вроде Skrillex. Но Skrillex — это агрессивное побочное ответвление, имеющее мало общего с тем звуком, который родился в Лондоне, в основном в районе Кройдон, где жило много темнокожих эмигрантов.

Для понимания жанра важно знать, что у него — карибские корни. Дабстеп произошёл от ямайского даба, который возник как жанр ремиксов на регги-песни. Звукорежиссёры убирали из песен — целиком или частично — вокал, гитары и клавишные. Акцент шёл на бас и ударные. В начале нулевых продюсеры решили создать свою вариацию даба, используя электронные средства записи и сохраняя уникальный ритм.

Хотя песня Sister Nancy содержит вокал, минимализмом ритм-секции она очень напоминает ямайский даб

Для настоящего дабстепа характерны относительно небыстрый темп и низкочастотный бас, заставляющий вибрировать внутренности. Некоторые диджеи, хоть их треки и можно слушать на танцполе, оказывают почти успокаивающее и гипнотическое воздействие — примеры от Pinch, Skream, Mala, Burial. Для жанра даже не обязательно наличие мелодии: ритм ударных и волнообразные колебания баса всё делают сами (Coki, D1)

Как и ямайцы, дабстеп-продюсеры любят баловаться с эффектами, чтобы разнообразить звучание основного ритма: регулировать громкость дорожек, обрывать партии инструментов, накладывать эхо (2562, Benga). Некоторые экспериментируют с ударными, записывая вместо привычных барабанов необычные звуки (Ramadanman). Хотя жанр преимущественно инструментальный, в нём иногда встречаются вокальные семплы из ямайских песен или речитатив (Digital Mystikz, The Bug).

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована