Как рэперы заимствовали у рока — 11 лучших примеров
Мотивы The Police, Led Zeppelin и Pink Floyd нашли новую жизнь в хип-хопе.
Фото: Jim Dyson / Getty Images
Хип-хоп — жанр, основанный на заимствованиях отовсюду. Поскольку зародился он среди афроамериканцев, то в основном битмейкеры семплировали другие жанры чёрной Америки: фанк, соул, R&B, джаз. Однако и про рок не забыли: он всегда отлично помогал сделать песни мощнее.
Led Zeppelin и все-все-все
Когда хип-хоп только формировался в 1970-е и 1980-е, главным активом диджеев были брейки — отрывки композиций, в которых звучали только ударные. Их можно было зациклить на вечеринке, чтобы рэперы могли зачитывать свои тексты поверх, не опасаясь внезапного появления гитар или духовых.
Найти такой «чистый» музыкальный фрагмент было сложно, поэтому многие брейки хип-хоперы использовали очень часто. Обычно их вырезали из соула или фанка, но в и роке есть классический пример: «When the Levee Breaks» Led Zeppelin, которая начинается с чистого звука тяжёлых ударных.
Этот семпл был в огромном количестве классических песен — сайт whosampled насчитал 239 примеров. Среди них: Eminem, Dr.Dre, Ice-T, J. Cole.
Beastie Boys и Black Sabbath
Трио бывших панков из Нью-Йорка, Beastie Boys, в середине восьмидесятых стало одной из первых групп, проложивших хип-хопу дорогу в массовую ротацию. Во многом — благодаря скрещиванию рэпа и рока: большим хитом была песня Fight For Your Right (To Party), а Rhymin’ & Stealin’ показала мастерство смешивания семплов.
В ней тоже есть брейк из When the Levee Breaks. Гитары же взяты из другой классики британского хард-рока — Sweet Leaf от Black Sabbath. Получился жёсткий и максимально пробивной трек.
Хотя Beastie Boys и отличались от других рэперов гитарным звучанием, сам метод использования семплов максимально характерен для того времени: большие куски из чужих песен с минимумом обработки, атмосфера пиратского веселья.
Boogie Down Productions и Deep Purple
Создатели хип-хопа восьмидесятых над работой со звуком не заморачивались. У жителей гетто на это банально не хватало технических средств, да и в целом они не преследовали цели сделать изысканную музыку — главное, донести политический посыл и защитить чернокожее население от полицейского произвола, коррупции, бедности, наркотиков. Или хотя бы зарядить себя энергией — эдакая психотерапия, которая помогает чувствовать себя крутым.
Для такого мощного посыла и музыка нужна соответствующая, брутальная. Группа Boogie Down Productions много читала о социальных проблемах, но песня Ya Slippin’ это скорее упражнение в рифмах и речитативе на тему «Я лучший». Поддерживает идею жёсткий бит, в который вплетён рифф из «Smoke On The Water» Deep Purple.
Kanye West и King Crimson
King Crimson была одной из главных групп прогрессивного рока — жанра, который в 1960–1970-е прославлял многочастные песни, длинные соло и сложные партии. Одной из их фирменных песен стала 21st Century Schizoid Man — жуткая, с тяжёлыми гитарами и истеричными партиями саксофона, переполненная до краёв антиутопичной паранойей.
В 2010-м Канье Уэст выпустил свой самый прогрессивный альбом My Beautiful Dark Twisted Fantasy, полный красивых работ с семплами и длинных песен со сложной структурой.
Поэтому заимствование из классики прогрессивного рока выглядит весьма символично для того, кто решил выпустить свой Magnum Opus. Канье говорил, что песней Power он хотел вдохновить людей на то, чтобы они любили себя. Маршевый ритм ударных King Crimson задаёт нужное настроение.
Death Grips и Pink Floyd
Pink Floyd в семидесятые стали главными звёздами прогрессивного рока, но начинали в шестидесятых с психоделических поисков. Одна из главных их песен тех лет — Interstellar Overdrive, эпичная 10-минутная инструменталка с кучей космических эффектов. Это один из самых ярких примеров того, как при минимуме инструментов можно перенести слушателя на другой конец вселенной.
Death Grips — безумцы, одни из главных экспериментаторов в истории хип-хопа и любимцы критиков. MC Ride временами не столько читает, сколько яростно орёт под мешанину из тяжёлого электронного шума, панк-настроя и живых ударных.
I Want It I Need It (Death Heated) — едва ли не самая спокойная их песня, которая при этом не теряет фирменной ломаной ритмики и нестандартного речитатива. Причудливые гитарные пассажи Pink Floyd на фоне Death Grips выглядят как самая адекватная часть песни.
Eminem и Simon & Garfunkel
Семплы из классического рока встречались у Eminem на протяжении всей карьеры, но обычно были гитарными: Aerosmith в Sing For The Moment, Billy Squer в Berzerk.
Darkness — пример более необычный. Это очень мрачная песня, в которой Eminem копается в мыслях Стивена Пэддока — стрелка, убившего 60 человек на кантри-фестивале в Лас-Вегасе.
Для такой темы Eminem выбрал песню, которая больше всего ассоциируется с темнотой, — «The Sound of Silence» Simon & Garfunkel. Её стартовая фраза «Hello, darkness, my old friend» повторяется у рэпера.
Onyx и Iron Butterfly
Мастерство семплирования прекрасно тем, что иногда оригинал сложно опознать, поскольку битмейкер проводит с ним большую работу или выбирает из песни неожиданный кусочек, который не очень ассоциируется с общим звучанием.
Группа Onyx взяла одну из самых эпичных песен психоделических шестидесятых — «In-a-Gadda-da Vida» Iron Butterfly, 17-минутное полотно с обилием гитарных, органных и барабанных соло. Но в семпл попали только стартовые аккорды органа, ещё и значительно искажённые.
В итоге отрывок напоминает скорее какую-то космическую электронику восьмидесятых и придаёт загадочную отстранённость суровому стилю Onyx с тяжёлыми ударными и ядовитой читкой.
Little Simz и The Rolling Stones
Little Simz — одна из самых талантливых современных рэперш. В 2022 году она получила награду Mercury Prize, вручаемую за лучший альбом в Британии. В её работе Sometimes I Might Be
Introvert много не только отличного рэпа и личных текстов, но и богатых семплов с заимствованиями из соула и джаза, а также с оркестровыми влияниями.
В ранней песне Little Simz «Problems» семплирован хит The Rolling Stones «Gimme Shelter» — блюзовая песня, где с Миком Джаггером поёт соул-певица Мэри Клейтон. Характерная черта песни — утончённая гитарная партия, далёкая от любимых «Роллингами» грохочущих риффов. В песне Little Simz гитары обрезаны так, чтобы выбрать самый загадочный отрывок.
A$AP Rocky и Rod Stewart
A$AP Rocky — в принципе любитель психоделического звучания, а в песне Everyday оно ещё и обыгрывает текст. Он использовал припев Рода Стюарта из песни In a Broken Dream группы Python Lee Jackson. Rocky рассуждает о статусе звезды, из-за которого жизнь превращается в бегство за свободой и поиск собственного я, отделённого от шелухи СМИ.
В Everyday есть не только винтажный орган из песни Python Lee Jackson, но и целиком куплет. Причём это не просто прямое заимствование — Род Стюарт заново исполнил свой куплет. Его хриплый голос, как у старого рокера, поющий про алкогольный эскапизм, связывает семидесятые и наши дни, как бы говоря, что проблемы с тех пор не изменились. А затем припев дублирует молодой певец Miguel, поддерживая тот же посыл.
Puff Daddy и The Police
В истории хип-хопа случалось немало случаев, когда объём цитирования других песен был настолько велик, что у некоторых это может вызвать возмущение. Песня Puff Daddy «I’ll Be Missing You» — пример одинаково популярный и спорный.
Композиция сразу после выхода заняла первое место чарта Billboard Hot 100. Во многом благодаря теме: Puff Daddy посвятил её памяти Notorious B.I.G., своего друга и одного из главных рэперов девяностых, застреленного в 1997-м.
Хотя I’ll Be Missing You была дико популярна, многие задавались вопросом: точно ли это оригинальная песня? В ней есть гитары из Every Breath You Take, почти идентичные ударные и построение песни, а припев исполнен на тот же мотив, только текст другой. Неоднозначности добавляет ещё и тот факт, что для дани памяти использовали песню, которую многие воспринимают как романтическую, но на самом деле она рассказывает о сталкере, преследующем девушку.
Devlin и Jimi Hendrix Experience
Вот ещё один пример, когда из оригинальной песни Джими Хендрикса взяли почти всё, но хоть как-то переработали. All Along the Watchtower — одна из самых интересных работ гениального гитариста, но из неё взят только рифф, который записан громче и быстрее. Также и припев исполнен Эдом Шираном на надрыве, которого не было в оригинальном треке. Под мощные гитары британский рэпер Devlin рассуждает о своём жизненном пути.