9 рэп-опер и концептуальных альбомов
Альбомы с сюжетом умеют писать не только рокеры.
Фото: Theo Wargo / Getty Images
Конец шестидесятых и семидесятые были годами расцвета концептуализма в популярной музыке. Многие рокеры записывали альбомы, в которых все треки связывались общими темами. Некоторые даже выпускали рок-оперы, в которых были сюжеты и персонажи.
Мы уже писали про рокеров, которые и в 21-м веке создают монументальные альбомы. Хип-хоп к такому формату располагает даже больше: текстоцентричный жанр позволяет рассказывать эпичные истории.
Good Kid, m.A.A.d. city — Kendrick Lamar
Год: 2012
Кендрик Ламар давно стал не рядовым рэпером. Он первым из неклассических композиторов или джазменов получил Пулитцеровскую премию. Огромную роль в этом сыграл талант рассказчика, который Кендрик использует для обнажения социальных проблем афроамериканцев.
Ламар вырос в Комптоне — самом криминальном городе Калифорнии, откуда вышло множество рэперов, включая группу N.W.A., отцов гангста-рэпа.
Альбом Good Kid, m.A.A.d. city Ламара показывает один день из жизни 17-летнего парня среди разбоя и наркоторговли. Юноша угоняет автомобиль родителей, чтобы поехать на свидание. Разные песни показывают все стороны того, с чем сталкивается афроамериканец в криминальном районе: налёты на дома, стрельба на улицах, наркотики, едва не убивающие героя.
Кендрик читает от лица не только подростка, но и других героев, рассказывая истории людей, попавших в наркоторговлю и проституцию. Через весь альбом он проводит свою линию, и в конце этой линии превращается в поэта, которому удалось вырваться из гетто.
Undun — The Roots
Год: 2011
Группа The Roots также рассказывает об одном дне из жизни городского бедняка, но делает это совсем иначе, нежели Кендрик. В отличие от классического хип-хоп-звука Ламара, The Roots как группа, играющая на живых инструментах, добавляет много клавишных, струнных и хорового пения.
Через альбом Undun проходит история вымышленного персонажа Редфорда Стивенса. Всё начинается протяжённым звуком кардиографа, благодаря которому можно узнать, что Стивенс умер. Потом мы узнаём его предсмертные мысли, угрызения совести и желание покончить с собой.
Стивенс жалеет, что был вынужден убить человека, чтобы спасти себя. В конце истории мы видим героя, который решает, готов ли он пойти на преступление для собственного благополучия.
Disposable Arts — Masta Ace
Год: 2001
Частично биографический альбом нью-йоркского рэпера Masta Ace начинается с того, что главный герой выходит из тюрьмы после пяти лет заключения. Чтобы снова не втянуться в криминал, парень поступает в некий Институт одноразовых искусств, где обучается хип-хопу. После выпуска он решает основать собственный лейбл.
По ходу альбома Эйс не раз описывает тот Бруклин, от которого пытается сбежать в музыку:
«Проснулся сегодня утром, услышав выстрелы под окном.
Вижу, что кто-то ещё подхватил случай отравления свинцом.
Такое на моём пути — обычное явление.
То же только что случилось с моим Террансом,
A неделю спустя кто-то ещё лежит при смерти,
Окружённый толпой людей и плачущей мамой».
В песне Every Other Day Эйс объясняет, как постоянное насилие со стороны окружения и стресс могут сломить души. Black Episode представляет три разных точки зрения на перестрелку по соседству. Эйс играет роль наблюдателей, а два приглашённых рэпера изображают убийцу и студента-отличника, которому не повезло оказаться не в том месте не в то время.
Разнообразие тем альбома иллюстрирует разные уроки в школе хип-хопа: Эйс учит или учится, как писать песни про свою крутость, величие хип-хопа, любовь и секс. Тематика обучения проходит через альбом при помощи скитов — разговорных вставок без музыки.
Twelve Reasons To Die — Ghostface Killah & Adrian Younge
Год: 2013
Ghostface Killah, участник Wu-Tang Clan, рассказывает сюжет вымышленного итальянского хоррора из шестидесятых с участием его альтер-эго Тони Старкса. Герой служит боевиком мафиозного клана ДеЛука, однако решает организовать свой бизнес и уходит из «семьи». Он создаёт синдикат, зарабатывает на импорте кокаина и влюбляется в дочь криминального авторитета.
За это его убивают и бросают тело в чан с винилацетатом — материалом для изготовления пластинок. Друзья Тони вырезают из его останков 12 пластинок, а когда те проигрываются, то Старкс возрождается в виде Ghostface Killah и начинает мстить. По легенде он даже становится бессмертным.
Винтажная тематика Италии и криминала подчёркивается эклектичной музыкой Эдриана Янга и его группы. В битах собрана музыка Эннио Морриконе из итальянских вестернов, оперные отрывки, органы и бас из эксплуатационных фильмов Голливуда.
Deltron 3030 — Deltron 3030
Год: 2000
Альбом рассказывает о 3030 годе, жизнь в котором превратилась в киберпанковую антиутопию. Олигархи и крупные корпорации держат всех в нищете, природа погибает, на улицах идут бои. Робот-солдат Делтрон Зеро восстаёт против системы.
Через сложное повествование рэпера Del the Funky Homosapien слушатели узнают, что Делтрон с помощниками (капитаном Армосом и чудо-мальчиком Скизнодом) путешествуют по космосу ради участия в рэп-батлах. Это и политическая акция, ведь правительство подавляет хип-хоп. В этой вселенной рифмы похожи на экстрасенсорные способности, которые наносят физический урон противнику.
Dr. Octagonecologyst — Dr. Octagon
Год: 1996
Доктор Октагон — это персонаж хип-хоп-ветерана Kool Keith, в котором тот воплотил свои самые буйные фантазии. В альбоме смешались элементы хоррора, научной фантастики, причудливых галлюцинаций, порнографии и абсурдного юмора.
Октагон — хирург и гинеколог с Юпитера, который иногда убивает пациенток по неосторожности, а также постоянно соблазняет медсестёр. Сам Доктор описан как обладатель жёлтых глаз, зелёно-серебристой кожи, розово-белого афро и светящегося мозга.
Октагон избавляет шимпанзе от прыщей, восстанавливает прямую кишку и перемещает слюнные железы. Хотя Октагон использует для лечения продвинутые технологии, некоторых пациентов он кормит супом из зелёных мух, чтобы те кашляли, пока не посинеют. Также по его больнице в танце бродят психбольные.
Биты достойно сопровождают абсурдный текст, смешивая элементы хип-хопа с психоделией и электроникой. Классические биты дополняются флейтой, струнными и синтезатором Moog из прогрессивного рока семидесятых. Также в музыку встревают отрывки диалогов из порно и комедий.
Man on the Moon: The End of Day — Kid Cudi
Год: 2009
В конце нулевых хип-хоп совершил антимаскулинный поворот. Если раньше в почёте было только самоутверждение и альфа-самцовость, то благодаря стараниям Канье Уэста и Дрейка рэперы перестали бояться говорить о своих чувствах, копаться во внутреннем мире и рассказывать о своих слабостях. Большой вклад в это внёс и дебютный альбом Kid Cudi, полный рефлексии и не очень весёлых мыслей.
Герой Скотта Мескади горюет из-за смерти отца, которого потерял в 11 лет, и чувствует себя одиноким даже в компании братьев и сестры. Рэпер преподносит себя в роли жертвенного агнца, чтобы его слушатели нашли родственную душу.
Он говорит: «Показать этим детям, что они не единственные, кто не может уснуть по ночам». Кошмарные мысли Кади смешивают для него реальность и воображение, единственным лучом света в котором становится поддержка матери. Поиск себя приводит к наркотической зависимости, о последствиях которой Кади говорит значительную часть альбома.
Mm…Food — MF Doom
Год: 2004
MF Doom — легенда рэп-андеграунда. Он создал фирменный стиль с уникальным речитативом, местами совсем не стыкующимся с битом, что не делает его менее крутым. Он носил маску и читал в комиксной эстетике от лица гипертрофированного злодея. Его музыка всегда довольно весёлая, но при этом хладнокровно-серьёзная.
Весь альбом Mm…Food построен вокруг китчевой формы, через которую MF Doom выражает мысли о важных для него вещах — как личных, так и касающихся рэп-индустрии. Рамкой для этих строк служит еда: за весь альбом рэпер упоминает более 60 блюд, а в их названиях и способах приготовления использует игру слов.
Например, в треке Deep Fried Frenz обыгрывается обжаривание во фритюре, а в тексте MF Doom говорит о паранойе: он всегда ждёт предательства от близких людей, но это для него не минус, а способ стать настоящим злодеем.
В Beef Rap первое слово название означает не только говядину, но и бифы — так на сленге обозначают противостояния между рэперами.
В Fillet-O-Rapper герой Дума вполне мог бы прочитать о том, как рубит врагов на кусочки, но он неожиданно признаётся в собственном одиночестве и представляет, какой ужин приготовил бы для гостей, если бы они были.
Свиное рыло — ЛСП
Год: 2020
Тексты Олега из белорусской группы «ЛСП» всегда отличала трагикомичность — умение с шутками рассказывать об очень невесёлых вещах. В этом альбоме «ЛСП» берёт на себя большую задачу и рассказывает новую версию истории о трёх поросятах, фоном для которой становится поздний СССР и пост-СССР.
Поросёнок Свиное Рыло растёт в неблагополучной семье, в восьмидесятые служит в армии, в девяностые с друзьями торгует на рынке, становится поп-звездой. Волк Грязный Рубль убивает его друзей-поросят, и Свиное Рыло решает мстить. Драма уровня фильма «Брат», но благодаря форме детского мюзикла альбом звучит легко и беззаботно. Правда, социальные проблемы и вопросы мести от этого колют не менее больно.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс