Кино
#статьи

Как стать режиссёром и получить работу в кино

Режиссёр Алексей Петрашевич — о том, где учиться, зачем снимать короткометражки и что делать, чтобы их показывали на фестивалях.

Иллюстрация: freepik / xb100 / pikisuperstar / Freepik / Jason Wong / Ken Suarez / Guillaume Briard / Screen Post / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Алексей Петрашевич — сценарист и режиссёр. Во время учёбы в киношколе снял короткометражку «Джек and Чан». Она поучаствовала в трёх десятках фестивалей и получила много наград. Алексей сделал ещё несколько проектов, после чего его пригласили снимать сериал «Подслушано» для платформы Kion.

Мы поговорили с Алексеем о его пути в кино.

Из статьи вы узнаете:


Где учиться на режиссёра и зачем участвовать в питчингах

Пойти в кино никогда не поздно. Даже если раньше вы занимались совсем другими вещами — это не повод отказываться от мечты. Хотя дорога к ней может быть извилистой.

Алексей Петрашевич

сценарист и режиссёр


У меня абсолютно не творческая семья. Меня же с детства дико интересовало кино. Родители хотели, чтобы я стал финансистом. Мне хорошо давалась математика. В какой-то мере это и помешало.

В 2010 году нужно было выбирать вуз. Я подумал: «Может, пойти в кино?» Посмотрел, где этому учат, и нашёл только ВГИК. Для вступительных испытаний нужно было знать школьную программу по литературе. Но я не читал классику. Думал: «Зачем? Я же в математическом классе». Поэтому я поддался сомнениям и решил, что творчество — не моё.

После 18 сразу пошёл в банковскую сферу. Просто позвонил в банк, сказал — давайте я буду у вас работать. Они меня взяли. Шесть лет я работал в офисе. Но постепенно пришёл к мысли, что лучше буду делать то, что приносит удовольствие — даже без денег, — чем приходить каждый день на работу и считать дни до зарплаты.

Заканчивать киношный вуз необязательно. Раньше учиться на режиссёра можно было только в вузах. Сейчас много курсов: там нет сложных вступительных испытаний, они дешевле и короче, чем учёба в университете. Вы не получите там фундаментальных знаний, зато будет практика. Этого может хватить для начала карьеры.

Алексей Петрашевич:

Когда я работал в банке, мы с друзьями снимали на телефон какие-то приколы, просто по фану. Я скачал монтажную программу и научился в ней что-то делать. Однажды увидел по телевизору клип и подумал: «Я же могу такое снимать».

Стал искать камеру. Выбрал известного китайского производителя DJI.

У нас она стоила 250 тысяч рублей, а в Китае 150 тысяч. Но купить её в итоге всё равно не получилось.

И видимо, я так много гуглил камеры, что мне попалась реклама киношколы «Свободное кино». Я такой: а что, не только ВГИК есть? Увидел, что нет вступительных испытаний, — моя тема. Почитал, что делает режиссёр, и понял, что это мне близко. Оплатил обучение деньгами, которые откладывал на камеру.

На учёбе старайтесь восполнить пробелы. Если вы любите современное кино, а вам дают задание посмотреть «Гражданина Кейна» или «Броненосец „Потёмкин“» — используйте эту возможность.

Алексей Петрашевич:

На курсах нам рассказывали, как питчить. Я решил хорошо подготовиться. Нанял дизайнера, чтобы сделать презентацию, сам смонтировал видеоролик. Были безумные дни: я три дня работал по 14 часов, остальное время учился, спал по 2–3 часа в сутки несколько месяцев. Зато выиграл питчинг и сразу уволился с работы.

Стремитесь победить в питчингах — для этого готовьтесь основательно. На хороших курсах, как правило, организуют питчинги, где можно презентовать свою идею продюсерам. Иногда можно выиграть скидку на аренду техники для съёмок, постпродакшен и другие бонусы. Ради этого стоит вложиться в выступление.

Как показать свой первый фильм на фестивалях

Если вы режиссёр, поучитесь писать сценарии. Пройдите хотя бы небольшие сценарные курсы. Не обязательно писать шедевр, но важно понимать, как создаётся сценарий.

Дружите с коллегами, это поможет в работе. Когда Алексей снял свою первую короткометражку, его друзья бесплатно сделали цветокоррекцию. Другой знакомый сделал звук за скромные деньги.

Не замахивайтесь сразу на большой формат. Короткий метр — это не коммерческий проект, на нём много не заработаешь. Но благодаря короткометражному фильму можно получить хороший старт в карьере.

Выбирайте реалистичную стратегию продвижения. Есть компании, которые могут организовать прокат вашего фильма. Но часто начинающие кинематографисты хотят попасть на известные зарубежные фестивали, хотя их работу за границей вряд ли поймут.

Алексей Петрашевич:

Со своим фильмом я обращался в разные компании по прокату, остановился на CinePromo. У нас совпало видение стратегии. Я сказал, что мне не нужны Канны, Берлин и «Оскар». У меня русскоязычный юмор, основанный на менталитете: его поймут только в странах, где знают, например, что такое коррупция.

Мы составили сетку фестивалей, куда отправлять. Я хотел попасть на два знаковых фестиваля для короткого метра — «Кинотавр» и «Короче». Ни с одним из них не сложилось.

Но есть менее громкие, но всё равно престижные мероприятия: «Дух огня», «Амурская осень». Один из моих любимых — «Восток и Запад» в Оренбурге. Это был мой первый крупный фестиваль. Многие зрители, которые увидели мою работу там, до сих пор пишут, спрашивают, когда новые работы.

Как начинающему режиссёру найти работу в кино

Не ждите мгновенного результата. У Алексея ушло два года на учёбу и создание первой короткометражки.

Ещё два года он работал в рекламе и делал небольшие проекты для портфолио: написал сценарий для двух эпизодов сериала, снял тикток-сериал, набравший несколько миллионов просмотров, сделал небольшой вертикальный фильм, с которым вышел в финал конкурса Nespresso Talents.

И только спустя почти четыре года с начала учёбы Алексея позвали снимать сериал для Kion.

Алексей Петрашевич:

Я подрабатывал ассистентом на рекламе. Поздно вечером после работы увидел сторис Ани Мирохиной, креативного продюсера Legio Felix. Она искала молодого режиссёра с образованием, с опытом. Просила написать на почту, как зовут, сколько лет, где учились, а также скинуть портфолио.

Не все любят, когда им пишут поздно. И я подумал: напишу завтра. Но в час ночи вижу, что Аня выкладывает другую сторис: уже много людей откликнулось, но можете ещё прислать. Тогда я быстро отправил свой недоделанный пилот сериала, «Джек and Чан» и вертикальный короткий метр — я это называю «полтора коротких метра и недоделанный пилот». В девять утра приходит сообщение: «Алексей, когда можем с вами созвониться?»

Мы созвонились, она попросила посмотреть первый сезон сериала «Подслушано». Я посмотрел, меня спросили: как мне? Я честно сказал, что идея классная, что-то нравится, а что-то нет. И она предлагает мне снять продолжение. Для меня это был огромный шок. До сих пор не укладывается в голове. Если со стороны трезво смотреть на всё, что тогда происходило, — так не бывает.

Не гонитесь сразу за большими деньгами. Четыре года Алексей делал свои проекты бесплатно и работал за небольшие деньги. На съёмки «Джек and Чан» он взял кредит.

Чтобы добиваться своего, не обязательно быть жёстким. В кино есть люди, которые «выбивают дверь с ноги». Но Алексей считает, что тактичность и уважение тоже работают.

Алексей Петрашевич:

Мне нравится работать по дружбе, когда всё по-доброму. Мне хочется познакомиться с человеком, найти общие точки, чтобы мы дальше пошли вместе. Кто-то принимает доброту за слабость и неуверенность. Но я хочу относиться к людям с уважением.

Как режиссёру оформить портфолио

Важно не количество проектов, а качество и известность. Недавно знакомый оператор рассказал Алексею, как на работу взяли его коллегу, у которого работ меньше, зато они «шумнее». Сам Алексей тоже столкнулся с этим в рекламе: заказчикам нравится шоурил с известными лицами. В кино тоже смотрят на опыт и качество проектов.

Стремитесь попасть на «Кинопоиск»: там продюсеры в первую очередь смотрят, что снял режиссёр. Чтобы впервые попасть на «Кинопоиск», нужно сделать работу с кем-то, кто уже есть на сайте.

Например, у тебя снялся известный актёр. Заходишь в его профиль, жмёшь «Добавить информацию», указываешь, что этот актёр снимался в таком-то фильме, а режиссёр этого фильма ты. Сотрудники рассматривают заявку и потом создают карточку кинокартины и твой профиль как режиссёра.

Соцсети могут работать как шоурил. Для людей красивый «Инстаграм»* часто нагляднее, чем шоурил. Иногда так приходят заказчики. Люди пишут: «Красивый профиль, что снимаете?»

Как не бросить мечту о кино на полпути

Настройтесь на долгую дистанцию. Вместе с Алексеем учёбу в киношколе начинали 40 человек, после первого полугодия осталось 20, до питчинга дошли 13, в итоге в кино работают двое. Так бывает почти везде, всегда есть отбор. Но самый упорный придёт к своей цели.

Выбирайте сложные задачи. Когда тебя спрашивают, сколько будет два плюс два, мозг выдаёт ответ, не задумываясь. А если дают уравнение, то надо подумать. То же самое происходит с историей и зрителем в зале. Если ты загоняешь героя в события, которые придумал за две минуты и написал за десять, зритель тоже всё поймёт за первые две минуты, а остальные двадцать будет скучать. Так не работает.

Но когда ты ставишь героя в обстоятельства, где всё очень сложно, у зрителя есть только двадцать минут, чтобы понять, как персонаж выберется из этой ситуации. И если ты над этим думал полгода, тогда зрителю становится интересно: как он до этого додумался?

Самые творческие, интересные, небанальные решения приходят в раздумьях, в умении провоцировать себя на сложности, искать такие задачи.

Алексей Петрашевич:

Так выявляется предрасположенность к любой профессии, не только к кино. Если ты воспринимаешь сложности не как сложности, а как интересную задачу — скорее всего, у тебя что-то получится. Если ты воспринимаешь сложности как то, что можно отложить, попробовать сделать проще, найти обходные пути — скорее всего, это не твоя работа. Либо у тебя будет некачественно получаться, либо тебе будет тяжело и неинтересно. Это садомазохизм.

Придумывая и снимая, ты должен намеренно создавать себе сложности. Для меня это было открытием, потому что я думал: как бы так сделать, чтобы было попроще? А это — хуже. Здесь должно быть сложно, если ты, конечно, не гений с рождения.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована