Синопсис сценария: что такое, зачем нужен и как его написать
И чем он отличается от логлайна, сценарной заявки и тритмента.
Иллюстрация: galtmuseum / unsplash / Wikimedia commons / Colowgee для Skillbox Medoa
Из статьи узнаете:
- что такое синопсис сценария;
- для чего он нужен;
- в чём разница между синопсисом, логлайном, сценарной заявкой и тритментом;
- как написать синопсис.
Что такое синопсис сценария
Синопсис — это краткое изложение содержания произведения. С его помощью автор представляет свой проект агенту, редактору или продюсеру.
Отличие синопсиса от пересказа в том, что он пишется не для зрителя, а для продюсера. Поэтому в нём нужно раскрывать повороты сюжета, важные детали и концовку.
Синопсис входит в сценарный пакет — это документы, которые обычно пишет сценарист, чтобы продать сценарий.
Читайте также:
Для чего нужен синопсис?
Кинокомпании или организаторы питчингов получают много сценариев. Читать их целиком просто некогда. Синопсис помогает редактору или продюсеру за короткое время понять содержание истории и решить, стоит ли тратить время на полный сценарий.
Также он может косвенно показать уровень мастерства сценариста: насколько хорошо автор умеет структурировать информацию, выделять важные детали, интересно преподносить героев и сюжет.
Тут как с логлайном: если у вас получился захватывающий синопсис, выше вероятность, что и сценарий будет интересным. А когда синопсис не удаётся, значит, и с историей проблемы.
При этом сценарист с фильмографией и хорошей репутацией может продать проект, написав один лишь синопсис (вернее сказать, заявку с синопсисом — об этом ниже). А начинающему автору придётся приложить готовый сценарий фильма или пилот сериала.
Чем синопсис отличается от логлайна, сценарной заявки, тритмента?
В российской киноиндустрии нет общепринятых названий для документов из сценарного пакета. В одной компании вас попросят прислать заявку, в другой — синопсис, но иметь в виду будут одно и то же: краткое описание проекта.
Формально различия такие:
- Логлайн — это интригующий пересказ идеи фильма или сериала в одно или несколько предложений. Максимально сжатый синопсис. О том, что такое логлайн и как его написать, мы говорили в отдельной статье.
- Сценарная заявка — документ, в котором кратко представлен проект. Единой формы у неё нет. Обычно заявка содержит имя и контакты автора, данные о фильме (название, жанр, формат и количество серий для сериала, хронометраж, референсы), логлайн, краткое изложение истории — то есть синопсис.
- Тритмент — расширенный синопсис, где события и персонажи описаны более подробно, но по-прежнему в вольной форме. Не входит в заявку, оформляется отдельным документом. Условный объём: 10–12 страниц для фильма, до 40 страниц для сериала.
Сколько слов должно быть в синопсисе?
Тут нет общепринятых правил. Синопсис может занимать от нескольких абзацев до 5–6 страниц. Всё зависит от требований конкретного продакшена или питчинга.
В индустрии есть понятие onepager (от англ. one page — «одна страница») — это заявка с синопсисом на 1–2 страницы. Это максимально короткий документ, представляющий проект. Часто для начала обсуждения сценаристов просят прислать текст именно такого объёма.
Какую информацию должен содержать синопсис?
В синопсисе нужно кратко, но захватывающе описать вашу историю. Представить героев, их мотивацию, последовательность событий, арку главного героя — изменение, которое с ним случится к концу.
Многие источники рекомендуют такую структуру синопсиса:
- Экспозиция: описание места и времени действия в фильме.
- Завязка: описание главного героя и событие, которое кардинально меняет его жизнь. Если главных героев несколько, надо писать о группе: «школьники-неудачники», «заблудившиеся туристы», «семейка суперагентов».
- Основные перипетии: в чём конфликт, чего хочет герой и какие препятствия он преодолевает на пути к цели.
- Кульминация: наивысшая точка напряжения в истории.
- Развязка: чем всё кончается, каким герой выходит из перипетий.
В синопсисе сериала обычно расписывают события пилотной серии и краткое содержание сезона. Если линий повествования несколько, надо сформулировать арку каждой. Например, у сериала «Игра в кальмара» можно выделить три основные линии:
- Смертельная игра. Кто победит и что будет с главным героем?
- Линия полицейского, который пытается выяснить, что происходит. К чему приведёт его расследование?
- Таинственные организаторы игры. Кто они и зачем это делают?
Синопсис предполагает спойлеры, ведь продюсеру нужно знать основные повороты сюжета и чем всё закончится. Понятно, что в коротком тексте не выложить на стол все карты. Нужно рассказать самое главное.
Писать в конце: «А чем всё кончится, вы узнаете, прочитав сценарий» — плохой вариант. Он вызовет у киношников скорее раздражение, чем интерес.
Стоит сказать, что сценарная заявка, помимо синопсиса, может содержать и описание концепта сериала. Например, по интернету гуляет заявка режиссёра и сценариста Алексея Сидорова на сериал «Бригада». В ней упор сделан не на описание конкретных событий сценария, а на то, чем интересны герои и как история будет подана и снята.
Этот же принцип использует сценарист «Настоящего детектива» Ник Пиццолатто. Он подробно объясняет, чем сериал отличается от классических полицейских процедуралов: действие в двух временных отрезках, упор на жизненные драмы героев, принцип ненадёжного рассказчика и так далее.
Как написать синопсис?
Важно, кому вы собираетесь его отправить. Если известны требования по объёму, соблюдайте их. Если нет, лучше начать с onepager и приложить сам сценарий.
Скорее всего, ваш читатель за день получает десяток заявок. Нужно, чтобы история заинтересовала его с первого же абзаца. Подумайте, чем зацепить в самом начале? Опустите лишние подробности и переходите сразу к сути.
Чего избегать в синопсисе:
- Общие фразы. Не пишите: «Тут нас ждёт неожиданный поворот» или «…цепочка невероятных событий…». Обозначьте конкретные ситуации и повороты сюжета.
- Мелкие детали. В синопсисе неважно, какого цвета волосы у героя и даже как его зовут. Опустите всё, что не имеет значения для сюжета и характеристики персонажа.
- Обращения к читателю. Не пишите: «Вы увидите, как он уходит от погони». Рассказывайте через действия: «Герой уходит от погони».
- Недоговорённости. Не пытайтесь интриговать. Раскройте ключевые сюжетные повороты и концовку.
- Ошибки в тексте. Идеальной грамотности от сценариста вряд ли ждут. Но аккуратность будет к месту.
К чему стремиться:
- Лаконичность. Идеальный синопсис в нескольких абзацах рассказывает суть истории и не оставляет вопросов по содержанию.
- Увлекательность. Хорошо, когда описание будит воображение, показывает самые яркие черты героев, подстёгивает представлять сцены и даже диалоги.
Синопсис легче написать, когда идея хорошо проработана. Если вы чётко знаете, что происходит, — об этом легко рассказать другим. Если синопсис не получается, значит, где-то есть пробелы. Вернитесь к разработке темы, персонажей и структуры истории.