Синопсис сценария: что такое, зачем нужен и как его написать
И чем он отличается от логлайна, сценарной заявки и тритмента.
Иллюстрация: galtmuseum / unsplash / Wikimedia commons / Colowgee для Skillbox Medoa
Из статьи узнаете:
- что такое синопсис сценария;
- для чего он нужен;
- в чём разница между синопсисом, логлайном, сценарной заявкой и тритментом;
- как написать синопсис.
Что такое синопсис сценария
Синопсис — это краткое изложение содержания произведения. С его помощью автор представляет свой проект агенту, редактору или продюсеру.
Отличие синопсиса от пересказа в том, что он пишется не для зрителя, а для продюсера. Поэтому в нём нужно раскрывать повороты сюжета, важные детали и концовку.
Синопсис входит в сценарный пакет — это документы, которые обычно пишет сценарист, чтобы продать сценарий.
Читайте также:
Для чего нужен синопсис?
Кинокомпании или организаторы питчингов получают много сценариев. Читать их целиком просто некогда. Синопсис помогает редактору или продюсеру за короткое время понять содержание истории и решить, стоит ли тратить время на полный сценарий.
Также он может косвенно показать уровень мастерства сценариста: насколько хорошо автор умеет структурировать информацию, выделять важные детали, интересно преподносить героев и сюжет.
Тут как с логлайном: если у вас получился захватывающий синопсис, выше вероятность, что и сценарий будет интересным. А когда синопсис не удаётся, значит, и с историей проблемы.
При этом сценарист с фильмографией и хорошей репутацией может продать проект, написав один лишь синопсис (вернее сказать, заявку с синопсисом — об этом ниже). А начинающему автору придётся приложить готовый сценарий фильма или пилот сериала.
Чем синопсис отличается от логлайна, сценарной заявки, тритмента?
В российской киноиндустрии нет общепринятых названий для документов из сценарного пакета. В одной компании вас попросят прислать заявку, в другой — синопсис, но иметь в виду будут одно и то же: краткое описание проекта.
Формально различия такие:
- Логлайн — это интригующий пересказ идеи фильма или сериала в одно или несколько предложений. Максимально сжатый синопсис. О том, что такое логлайн и как его написать, мы говорили в отдельной статье.
- Сценарная заявка — документ, в котором кратко представлен проект. Единой формы у неё нет. Обычно заявка содержит имя и контакты автора, данные о фильме (название, жанр, формат и количество серий для сериала, хронометраж, референсы), логлайн, краткое изложение истории — то есть синопсис.
- Тритмент — расширенный синопсис, где события и персонажи описаны более подробно, но по-прежнему в вольной форме. Не входит в заявку, оформляется отдельным документом. Условный объём: 10–12 страниц для фильма, до 40 страниц для сериала.
Сколько слов должно быть в синопсисе?
Тут нет общепринятых правил. Синопсис может занимать от нескольких абзацев до 5–6 страниц. Всё зависит от требований конкретного продакшена или питчинга.
В индустрии есть понятие onepager (от англ. one page — «одна страница») — это заявка с синопсисом на 1–2 страницы. Это максимально короткий документ, представляющий проект. Часто для начала обсуждения сценаристов просят прислать текст именно такого объёма.
Читаете эту статью, потому что хотели бы зарабатывать на сценариях? Присмотритесь к этому курсу Skillbox — он подойдёт для того, чтобы освоить профессию сценариста с нуля.
Какую информацию должен содержать синопсис?
В синопсисе нужно кратко, но захватывающе описать вашу историю. Представить героев, их мотивацию, последовательность событий, арку главного героя — изменение, которое с ним случится к концу.
Многие источники рекомендуют такую структуру синопсиса:
- Экспозиция: описание места и времени действия в фильме.
- Завязка: описание главного героя и событие, которое кардинально меняет его жизнь. Если главных героев несколько, надо писать о группе: «школьники-неудачники», «заблудившиеся туристы», «семейка суперагентов».
- Основные перипетии: в чём конфликт, чего хочет герой и какие препятствия он преодолевает на пути к цели.
- Кульминация: наивысшая точка напряжения в истории.
- Развязка: чем всё кончается, каким герой выходит из перипетий.
В синопсисе сериала обычно расписывают события пилотной серии и краткое содержание сезона. Если линий повествования несколько, надо сформулировать арку каждой. Например, у сериала «Игра в кальмара» можно выделить три основные линии:
- Смертельная игра. Кто победит и что будет с главным героем?
- Линия полицейского, который пытается выяснить, что происходит. К чему приведёт его расследование?
- Таинственные организаторы игры. Кто они и зачем это делают?
Синопсис предполагает спойлеры, ведь продюсеру нужно знать основные повороты сюжета и чем всё закончится. Понятно, что в коротком тексте не выложить на стол все карты. Нужно рассказать самое главное.
Писать в конце: «А чем всё кончится, вы узнаете, прочитав сценарий» — плохой вариант. Он вызовет у киношников скорее раздражение, чем интерес.
Стоит сказать, что сценарная заявка, помимо синопсиса, может содержать и описание концепта сериала. Например, по интернету гуляет заявка режиссёра и сценариста Алексея Сидорова на сериал «Бригада». В ней упор сделан не на описание конкретных событий сценария, а на то, чем интересны герои и как история будет подана и снята.
Этот же принцип использует сценарист «Настоящего детектива» Ник Пиццолатто. Он подробно объясняет, чем сериал отличается от классических полицейских процедуралов: действие в двух временных отрезках, упор на жизненные драмы героев, принцип ненадёжного рассказчика и так далее.
В Skillbox есть курс «Профессия Сценарист». Уже во время обучения вы сможете начать карьеру в кино: создавать проекты совместно с другими студентами, участвовать в престижных конкурсах и фестивалях.
Как написать синопсис?
Важно, кому вы собираетесь его отправить. Если известны требования по объёму, соблюдайте их. Если нет, лучше начать с onepager и приложить сам сценарий.
Скорее всего, ваш читатель за день получает десяток заявок. Нужно, чтобы история заинтересовала его с первого же абзаца. Подумайте, чем зацепить в самом начале? Опустите лишние подробности и переходите сразу к сути.
Чего избегать в синопсисе:
- Общие фразы. Не пишите: «Тут нас ждёт неожиданный поворот» или «…цепочка невероятных событий…». Обозначьте конкретные ситуации и повороты сюжета.
- Мелкие детали. В синопсисе неважно, какого цвета волосы у героя и даже как его зовут. Опустите всё, что не имеет значения для сюжета и характеристики персонажа.
- Обращения к читателю. Не пишите: «Вы увидите, как он уходит от погони». Рассказывайте через действия: «Герой уходит от погони».
- Недоговорённости. Не пытайтесь интриговать. Раскройте ключевые сюжетные повороты и концовку.
- Ошибки в тексте. Идеальной грамотности от сценариста вряд ли ждут. Но аккуратность будет к месту.
К чему стремиться:
- Лаконичность. Идеальный синопсис в нескольких абзацах рассказывает суть истории и не оставляет вопросов по содержанию.
- Увлекательность. Хорошо, когда описание будит воображение, показывает самые яркие черты героев, подстёгивает представлять сцены и даже диалоги.
Синопсис легче написать, когда идея хорошо проработана. Если вы чётко знаете, что происходит, — об этом легко рассказать другим. Если синопсис не получается, значит, где-то есть пробелы. Вернитесь к разработке темы, персонажей и структуры истории.