Дисторшен: история звука перегруженных гитар в 11 песнях
Чтобы его добиться, рокерам приходилось быть изобретательными.
Фото: Francis Bijl / Flickr
Дисторшен — один из важнейших звуковых эффектов, сформировавших звучание современной музыки. Хотя сейчас его используют и в рейв-жанрах, и в хип-хопе, ассоциируется он прежде всего с роком и металом.
При дисторшене срезаются пики звуковой волны, из-за чего звук становится более агрессивным и грязным. Ещё в середине 20-го века экспериментаторы специально портили усилители, чтобы получить более тяжёлый звук, а сейчас для создания дисторшена достаточно компьютерной программы.
Bob Wills & The Texas Playboys — Bob Wills Boogie
Год: 1946
Жанр: вестерн-свинг
Началось всё, когда рока ещё не было. Группа Боба Уиллса играла в стиле вестерн-свинг — это смесь танцевального свинга (направление джаза) и многочисленных кантри-жанров запада и юга США.
Не будет преувеличением сказать, что эта песня на 10 лет опередила рок-н-ролл — ритмически она очень на него похожа. Больше всего выделяется Джуниор Барнард — гитарист вестерн-свинга, который играл так, как в джазе было не принято.
Примерно в 1945 году Барнард начал экспериментировать с элементарным звукоснимателем хамбакером и небольшим усилителем, чтобы получить свой фирменный «низкий и грязный» блюзовый звук.
Барнарду удалось добиться дисторшена и выжимать из гитары самые уродливые риффы, на которые была способна техника в 1946-м. Во вступлении Барнард на электрогитаре и Тини Мур на электромандолине вместе играют соло, что предвосхитило находки рок-групп с двумя соло-гитаристами вроде The Allman Brothers Band.
Jackie Brenston and his Delta Cats — Rocket 88
Год: 1951
Жанры: рок-н-ролл / ритм-н-блюз
Гитаристы в конце сороковых замечали, что их ламповые усилители искажают звук, когда громкость доходит до опасно высоких значений. Инженеры считали это нежелательным побочным эффектом, но музыканты стремились к подобному звуку. Чтобы получить его, некоторые даже сознательно повреждали усилители.
Хотя исполнители песни подписаны как Jackie Brenston and his Delta Cats, на деле её написал Айк Тёрнер и его группа Kings of Rhythm.
Rocket 88 некоторые называют первой песней рок-н-ролла, но есть и аргументы против: песня использует триольный ритм, характерный для джаза.
Rocket 88 особенно выделяется благодаря гитаристу Вилли Кизарту. По разным версиям, Кизарт уронил усилитель в студии, или же прибор выпал из машины, или же гитарист положил его в багажник, куда просочился дождь. Кизарт не смог найти новый или починить старый усилитель до записи, благодаря чему получил инновационный звук.
Guitar Slim — The Things That I Used to Do
Год: 1953
Жанр: электрик-блюз
Блюзмены в середине 20-го века переключились с акустических гитар на электрические. Некоторые музыканты начали экспериментировать с искажённым звуком. Гитар Слим дополнительно устраивал шоу, играя на гитаре зубами или держа её за спиной, красил волосы и надевал на сцену яркие наряды, предвосхищая рок-гитаристов будущего.
Сейчас его звук вряд ли кажется таким уж тяжёлым, но для блюза того времени это было большое новаторство. Хотя Слим выпустил песню на юге США, она стала хитом и на севере, что в те годы случалось нечасто.
Link Wray & His Ray Men — Rumble
Год: 1958
Жанры: сёрф-рок / гаражный рок
Ухищрения гитаристов, пытавшихся добиться как можно более грязного дисторшена, порой доходили до вандализма.
На одном из своих концертов Link Wray & His Ray Men поставила перед гитарным усилителем микрофон, чтобы гитару можно было услышать через барабаны. Звук получился настолько жёстким, что группа сразу же ринулась воспроизводить эффект в студийных условиях.
Для этого гитарист Линк Рэй карандашом пробивал дырки в динамиках усилителя. В итоге получился очень злой и агрессивный звук, который произвёл эффект в духе панк-рока семидесятых. Хотя в Rumble нет ни единого слова, композицию всё равно запретили на радио, потому не хотели пускать в эфир трек с названием, означающем уличные стычки «стенка на стенку».
Название отлично подходило к треку и обозначило будущую связь дисторшена с опасной и провокативной музыкой. Также Рэй одним из первых начал использовать квинтаккорды (пауэр-аккорды), в которые входят только первая и пятая ступень лада, из-за чего тот не является ни мажорным, ни минорным. Такие аккорды потом стали неотъемлемой частью метала и панка.
The Ventures — The 2000 Pound Bee (Parts 1 & 2)
Год: 1962
Жанр: сёрф-рок
Любовь к панк-вандализму была так сильна, что музыканты несколько лет обходили стороной техническую новинку, которая могла бы облегчить им жизнь. В 1962 производитель гитар Gibson представил фузз-бокс Maestro FZ-1 Fuzz-Tone. При помощи нажатия ногой на педаль можно было создать эффект фузза — самого жёсткого и искажённого вида дисторшена, наиболее далёкого от чистого звучания гитар.
До 1965 года фузз-бокс почти никто не использовал, The Ventures была одними из первых. Хотя её гитарные пассажи близки к волне сёрф-рока вроде Дика Дейла, популярного в начале шестидесятых, для жанра была характерна филигранная работа с мелодией, тогда как фузз-бокс делал звук более вязким, но при этом пробивным.
The Rolling Stones — (I Can’t Get No) Satisfaction
Год: 1965
Жанры: блюз-рок / хард-рок
А вот с этой песни и началось триумфальное восхождение фузз-бокса на вершину рок-олимпа. Первое место в чартах по обе стороны Атлантики обеспечили продажи гибсоновской педали и сделали её стандартом для рока, хотя изначально фузз-бокс брали в студию как замену валторне.
Гитарист Кит Ричардс изначально записал рифф из трёх нот в качестве руководства для сессионного музыканта, который потом сможет перезаписать песню в нормальном виде. К удивлению группы лейбл выпустил песню с фуззом. И не прогадал.
Black Sabbath — Children of the Grave
Год: 1971
Жанр: хеви-метал
Переход от хард-рока к хеви-металу состоялся в конце шестидесятых и начале семидесятых во многом благодаря усилиям британцев Black Sabbath. Уже с первых песен они установили высокую планку для тех, кто искал более тяжёлые и мрачные тона. Гитарист Тони Айомми модифицировал усилитель высоких частот Dallas Arbiter Rangemast, чтобы тот действовал на полный диапазон.
В альбоме Master of Reality, на котором есть и песня Children of the Grave, Айомми добился едва ли не самого брутального и искажённого звучания, которое можно было найти в 1971 году. Оно повлияло не только на хеви-метал, но и на более тяжёлые и экстремальные жанры вроде дум-метала.
Steve Vai — The Attitude Song /Red Hot Chili Peppers — Knock Me Down
Годы: 1984 / 1989
Жанры: блюз-рок (1) / альтернативный рок, фанк-рок (2)
В семидесятые начался бум педалей для дисторшена. С 1974 года на сцену вышла новая форма искажения сигнала, в которой вместо одиночных транзисторов использовали операционные усилители. Они обрезали сигнал ещё более агрессивно, так что музыка со временем продолжала тяжелеть.
Одной из самых культовых стала педаль Boss DS-1, особенно в восьмидесятые. Это очень универсальная модель, которая подошла как для классического хард-рока, так и для более грязных направлений альтернативной музыки. Сравним двух любителей Boss DS-1 — Джо Сатриани и Джона Фрушанте. Первый — гитарист классического рока с элементами харда и блюза, построенного в первую очередь на виртуозности человека с инструментом.
Второй — гитарист Red Hot Chili Peppers, которая сочетала альтернативный рок с фанком. Фрушанте играл соло-партии, но для группы куда важнее был кач в хип-хоп и яркие хуки.
Converge — Two Day Romance
Год: 1994
Жанр: металкор
В погоне за тяжестью звучания производители музыкального оборудования выпускали всё более дикие приспособления. Педаль MT-2 Metal Zone до сих пор остаётся предметом споров среди гитаристов. Кто-то не любит её за чрезвычайно резкий и искажённый звук, но продажи от этого не уменьшаются.
Строго говоря, эта педаль куда вариативнее, чем про неё принято думать. В ней можно срезать или усилить минимум на 15 дБ как верхние, так и нижние частоты, а секция средних частот эквалайзера регулируется в диапазоне от 200 Гц до 5 кГц.
С таким широким спектром тонов MT-2 Metal Zone использовал, например, Принс. Но она всё равно ассоциируется с адски тяжёлым звуком гитаристов вроде Курта Баллу из Converge.
Ski Mask the Slump God & XXXTentacion — Take a Step Back
Год: 2017
Жанр: трэп-метал
Сейчас для создания дисторшена вообще не нужны фузз-боксы или извращения с усилителями. Эффект уже есть в DAW — цифровой рабочей станции (Ableton Live, FL Studio), — где его легко сочетать с набором из тысяч других звуков, которые раньше нужно было делать на отдельных синтезаторах или драм-машинах. Логично, что дисторшен начали использовать рэперы, активнее всего пользующиеся такой техникой.
Больше всего в дисторшене реализовались представители так называемого саундклауд-рэпа, получившие название по своей любимой платформе для выкладывания музыки. В противовес индустрии, которая раскручивала звёзд и записывала их в дорогих студиях, рэперы вроде Ski Mask the Slump God и XXXTentacion делали максимально кустарный и жёсткий звук.
Их подход похож на идеологию панк-рока: антиэлитаризм и протест коммерции. Песню Take a Step Back они назвали гимном мошпита, а звучит она не менее тяжело, чем метал-гимны. Забавно, что с развитием технологией принцип сознательного ухудшения звука никуда не делся: чтобы придать дополнительное искажение, рэперы записали трек на наушники от айфона.