Кино
#статьи

Что такое сценарное мастерство и как ему обучиться

Рассказываем, как научиться писать хорошие сценарии и можно ли сделать это самостоятельно.

Кадр: фильм «Руби Спаркс»

Из статьи вы узнаете:


Что такое сценарное мастерство?

Сценарное мастерство — это высший уровень профессиональных сценарно-педагогических умений, приобретённых благодаря гибким навыкам и творчеству.

У сценариста должны быть знания в области литературы и искусства, развитое воображение, наблюдательность, художественное мышление.

Можно ли научиться сценарному мастерству самостоятельно?

Можно, но это непросто. Здорово, если у вас уже есть база — филологическое образование, умение рассказывать истории и образное мышление. С ними будет легче изучать драматургию, психологию и сторителлинг.

Например, у Ксении Яковлевой, слушательницы курса «Профессия Сценарист», есть высшее филологическое образование. До того, как начать писать сценарии, она работала в книжных магазинах и издательствах. Вот её история. А Евгений Камшилов до обучения на курсе 20 лет работал журналистом.

Но гуманитарное образование — не обязательное условие. Вероника Кондратьева раньше работала в колл-центре, а теперь учится сценарному мастерству на онлайн-курсах, и её работы уже побеждают в питчингах.

Пригодится ли сценаристу высшее образование по профессии?

Высшее образование по этой специальности, например во ВГИКе, даст отличные теоретические знания, но это только начало пути. Сценарист Екатерина Гейзерих считает, что главное в профессии — это практика. Чтобы понять основы, может быть достаточно и курсов, но дальше придётся много практиковаться.

Алексей Караулов, сценарист сериалов «Эпидемия» и «Гоголь», тоже уверен, что научиться писать сценарии можно только на практике и даже за теоретическими знаниями лучше пойти к практикующему сценаристу.

«Чтобы избежать ситуации, когда какие-то теоретики рассказывают тебе о том, как что-то принято делать, нужно искать преподавателя, который сам состоялся как профессионал. Сегодня такие спикеры чаще обучают на онлайн-платформах — там можно найти определённого эксперта и послушать, что ему помогает в работе».

Алексей Караулов

Идеально, если удастся попасть в подмастерья к сценаристу. Именно с этого свою карьеру начал Алексей Караулов: он познакомился со сценаристом Тихоном Корневым, заинтересовал его своими наработками — и тот пригласил его в помощники.

Фото: Ron Lach / Pexels

Такой способ учиться сценарному мастерству поддерживает и Дмитрий Сафонов — автор сценариев к сериалам «Другой майор Соколов» и «Дорога на остров Пасхи». Но он подчёркивает, что наставник только показывает направление, а ученик должен преодолеть этот путь самостоятельно. Для сценариста важны самостоятельное критическое мышление, широкий кругозор и глубокая эрудиция, чтобы создавать интересные сюжеты.

Можно сказать, что теория в сценарном мастерстве — это нечто второстепенное и необязательное?

Нет, нельзя. Как и в любой другой сфере, теория — это основа, позволяющая быстрее влиться в профессию и не тратить время на выведение закономерностей, которые выведены задолго до вас. Иными словами — зачем переизобретать велосипед, если инструкции по его сборке давно в открытом доступе 🙂

Другое дело, что теорию драмы можно изучать вечно. Поэтому на старте изучите некоторый базис и сразу же пробуйте применять полученные знания.

Классическая книга по теории драмы — это «Поэтика» Аристотеля. Именно в этом труде философ описал шесть составных частей драматического произведения:

  • Сказание (фабула) — содержание драматического произведения.
  • Характеры — нравственная направленность персонажей, которая проявляется в их выборах.
  • Речь — стилистическое определение драмы.
  • Мысль — способ мышления героя.
  • Зрелище — сценическая интерпретация драмы.
  • Мелос — музыкальная часть драмы.
Фото: cottonbro studio / Pexels

Книги по сценарному мастерству

Чтобы разобраться в теории, рекомендуем прочесть эти книги:

  • Жорж Польти «Тридцать шесть драматических ситуаций». Писатель и театровед Жорж Польти выделил 36 сюжетных линий, на которых основываются известные пьесы. В основе всех этих сюжетов лежит психология человеческих отношений и переживаний.
  • Джозеф Кэмпбелл «Тысячеликий герой». Антрополог и сравнительный психолог Джозеф Кэмпбелл в своей книге описывает универсальный сюжет приключенческой истории.
  • Роберт Макки «Диалог. Искусство слова для писателей, сценаристов и драматургов». Книга американского сценариста и преподавателя сценарного мастерства Роберта Макки учит писать драматические диалоги, которые делают речь персонажей живой и притягательной. Автор уверен, что хороший текст обращает читателей и слушателей чуть ли не в провидцев.
  • Блейк Снайдер «Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства». Пособие с забавным названием рассказывает о том, как писать сценарий с коммерческим потенциалом и яркими героями. Сценарист и продюсер Блейк Снайдер придумал собственную классификацию фильмов, насчитывающую десять категорий. Например, «Торжество чудака», «У чувака проблема» и «Чувак в группе».
  • Линда Сегер «Как хороший сценарий сделать великим. Практическое руководство голливудского эксперта». «Сценарный гуру» Линда Сегер в своей книге рассказывает обо всех этапах создания сценария — от замысла до финального редактирования. Автор описывает методы для создания структурированного, интригующего и продаваемого сценария.

Советы начинающим сценаристам

  • Читайте пьесы и сценарии фильмов, чтобы научиться распознавать все элементы: экспозицию, завязку, поворотные моменты, кульминацию и развязку.
  • Пишите собственные сценарии. Скорее всего, их придётся по несколько раз переписывать, но без этого не достичь мастерства.
  • Участвуйте в конкурсах и питчингах — презентациях сценариев продюсерам. Креативный продюсер компании «Нон-стоп Продакшн» Сима Ореханов считает, что питчинги — это в первую очередь возможность познакомиться с полезными для творчества людьми. Он настаивает на том, что не надо бросать ходить на питчинги, даже если эксперты на одном из них раскритиковали ваш сценарий. Ведь, как новичку, вам важно получать любую обратную связь от профессионалов.
  • Николай Куликов, сценарист фильмов «Движение вверх», «Легенда №17», «Горько!», рекомендует ставить себе дедлайны и не браться за несколько дел одновременно. Он считает, что в творчестве эффективнее ставить цель на день — определять место приложения усилий и сосредотачиваться на чём-то одном. Также сценарист уверен: не нужно пренебрегать плохими идеями. Он советует записать несколько неподходящих идей: пусть герой совершит нелогичный поступок, а действие ни к чему не приведёт. За плохими идеями обязательно подтянутся хорошие, считает Николай.
  • Константин Майер, сценарист сериалов «Физрук», «Толя-робот» и фильма «Я худею», тоже предлагает не стесняться глупых мыслей и записывать их — среди них могут оказаться и хорошие. Кроме того, такая практика поможет разогнаться и настроиться на работу.
Научитесь: Профессия Сценарист Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована