Бизнес
#Интервью

Купить реальные вещи и выпить кофе на виртуальном катке: зачем ГУМ идёт в VR

Объясняет технический директор компании «Номикс» Аркадий Оверин. Его команда разрабатывает дополненную реальность для ГУМа. В планах — VR-проект.

Dana Moskvina / Skillbox

Кто и зачем покупает VR в России

— Кто ваши клиенты? Из каких секторов приходит больше всего заказов на VR и AR? Где самые сложные проекты?

— Хороший вопрос. Наши клиенты — это почти всегда крупный бизнес. Поэтому и проекты масштабные. В основном нам приходят заказы на программы обучения или VR/AR в промышленности. Клиенты разные: от производителей самолётов до добытчиков полезных ископаемых. В техническом отношении сложнее всего создавать программы для обучения.

— Как пандемия повлияла на ваш бизнес? Насколько вырос поток клиентов? Как поменялись их запросы?

— Были разные изменения. И положительные, и отрицательные. Начну с отрицательных. У клиентов стало меньше денег, бюджеты режут. Некоторые проекты, о которых мы уже договорились, отодвинулись на год-два, и дальнейшая их судьба неизвестна.

Положительные изменения — это то, что в стране и в мире на первый план вышло цифровое развитие экономики, в том числе с помощью технологий виртуальной реальности. В итоге, несмотря на перенос согласованных проектов, новых заказов стало больше.

Запросы немного изменились. Клиенты стали чаще искать удалённые решения: удалённое обучение, удалённые встречи. В условиях, когда невозможно съездить на выставку или просто слетать за рубеж, появилось много ниш для использования виртуальной реальности.

Люди чаще стали думать о том, как представить в VR технику или даже объекты недвижимости. Иностранные коллеги рассказали нам про кейс из своей практики. Чтобы сдать склад в Арабских Эмиратах партнёрам из Китая, которые его приобрели, компания создала его цифровую копию в виртуальной реальности, защитила эту копию и показала покупателям, что на складе соблюдены все нормы. Потом они удалённо подписали бумаги, и сделка состоялась без личного контакта.

У нас пока таких кейсов не было, но VR часто используют для отображения экспонатов на выставках. Онлайн-экспозиции стали популярными и в промышленности, и в сфере искусства.

От виртуального катка к шопингу в VR

— С чего всё началось? Когда ГУМ задумался о VR? Это было до пандемии или уже во время?

— Первую встречу мы провели летом прошлого года. Это было уже на пике пандемии. Мы обсуждали возможность перетащить ретейл в VR или дополнить его элементами AR. На последнем и сошлись. Для начала запустили имиджевый проект. Наши клиенты захотели, чтобы каток, который они организовали на Красной площади, продолжал работать и после того, как зима закончится. Чтобы люди продолжали на нём кататься уже в виртуальной реальности.

Разрабатывая этот проект, мы полностью оцифровали Красную площадь, весь ГУМ снаружи, разместили в VR каток и дали пользователям возможность на нём кататься. Всё это размещено на сайте Bosco в общем доступе, бесплатно.

Виртуальный каток перед ГУМом. Источник: «Номикс»

Учитывая то, что VR-устройства есть далеко не у всех, мы предусмотрели возможность «выходить» на каток и без шлема. Конечно, на плоском мониторе эффект хуже, но можно получить представление об этом опыте.

— Расскажите про проект виртуального ГУМа. Как он будет устроен? Что посетители смогут делать в VR?

— На данный момент мы всё ещё ведём R&D и вместе с партнёрами решаем, что будем делать и как это будет выглядеть. Прежде всего, мы изучили весь рынок — и российский, и международный — с точки зрения использования технологий VR и AR в ретейле.

Решили сфокусироваться на AR, так как телефон есть у каждого, а шлем — нет, особенно в России. Сначала мы реализуем AR-проект, а уже потом будем думать в сторону VR.

— У вас уже есть видение того, каким будет опыт у покупателя? В VR и AR будут продаваться реальные вещи или цифровые?

— Скорее всего, поначалу это будут реальные вещи. Мы изучили опыт Zara и Lamoda. В приложении Lamoda ты можешь примерить кроссовок на ногу. А Zara даёт возможность увидеть образ целиком в дополненной реальности.

AR-приложение от Zara

— А что это даёт потребителю? Просто экономит время?

— Да, экономит время, но не только. Судя по всему, пандемия никуда не собирается уходить. Всё перемещается в онлайн, и там проценты продаж растут в разы, это не секрет.

Если мы поймём, что у российских пользователей достаточно VR-устройств, то сможем создать для них такую социальную платформу, где можно и общаться, и обсуждать покупки, и мерить вещи, и даже трогать их.

С помощью AR мы дополним онлайн-опыт и сделаем его лучше. Покупатель получит возможность узнать больше о предмете, который он хочет приобрести. А на следующем этапе проекта, в VR, пользователи уже смогут взаимодействовать друг с другом и делать покупки всей семьёй.

Как омолодить аудиторию с помощью технологий

— Что именно вы изучаете при подготовке к проекту? Какие исследования проводите?

— В первую очередь исследовали рынок: все решения, которые были реализованы, их эффекты, результаты. После этого мы поняли, что сделано, что можно сделать, какие есть технологии, посчитали, сколько это может стоить.

Пока на рынке нет универсального решения, которое подходило бы для разных проектов. Каждый раз приходится многое придумывать заново.

Но назвать конкретную сумму я сейчас не готов. Сколько мы потратим, до конца не известно. Технологии ещё сырые, многое придётся доделывать и переделывать. Пока на рынке нет универсального решения, которое подходило бы для разных проектов. Каждый раз приходится многое придумывать заново.

Мы изучаем не только технологии, но и поведение пользователей. На финальном этапе подготовки проведём фокус-группы, покажем потенциальным покупателям возможные решения и примеры их реализации, дадим прямо на смартфоне попробовать, как всё это работает.

— Целевая аудитория виртуального ГУМа — это кто?

— Прежде всего, девушки и женщины. Мы понимаем, что бренды Bosco — это всё-таки возрастная аудитория. Одна из задач нашего проекта — снизить средний возраст покупателей. VR и AR как раз помогут собрать молодую аудиторию.

— За время исследования вам удалось найти какие-нибудь инсайты? Расскажите про самые интересные открытия.

— Больше всего удивило, что с технологической точки зрения не всё готово для того, чтобы дополнить ретейл AR. Нет возможности быстро, дёшево и качественно сделать цифровую копию человека в виртуальном мире, построить его трёхмерную модель.

— В России нет или вообще нигде нет?

— Дёшево это нельзя сделать нигде. Есть определённые наработки — например, с помощью нового айфона можно что-то сделать, но качество низкое. Может быть, для развлечения это и подойдёт, но по-настоящему использовать существующие модели для виртуальной примерки вещей нельзя.

Гайд от Apple по работе с объектами дополненной реальности на iPhone

Сейчас в большинстве проектов это делается в полуручном режиме. Нет такого, чтобы виртуальная одежда автоматически садилась на фигуру, красиво двигалась и ткань повторяла все изгибы.

Что можно купить, а что придётся делать самим

— Хард и софт для виртуального ГУМа будут российскими или зарубежными?

— Есть два варианта. Либо мы изобретаем что-то своё, и тогда софт наш, либо мы используем что-то стороннее. Тогда, может быть, мы купим софт у ребят, которые находятся за рубежом, не могу точно сказать.

Решение, которое мы выберем, зависит от той технологии, на которой мы остановимся. Либо на рынке появится инструмент, который отображает одежду на фигуре в автоматическом режиме и в высоком качестве и мы это используем, либо мы разработаем его сами. Например, каток мы делали полностью своими силами с использованием игрового движка Unreal Engine.

При этом мы всегда стараемся делать свои решения универсальными, чтобы они работали на любом шлеме, а если надо — ещё на компьютере и смартфоне.

Цифровая одежда и вид из окна на заказ: когда и как VR изменит нашу жизнь

— Что сейчас мешает распространению VR- и AR-технологий в России и в мире?

У Facebook* вторая статья дохода — это VR.

— В мире уже ничего не мешает. Уже есть эти устройства, они распространяются, и статистика продаж бешеная. У Facebook* вторая статья дохода — это VR.

У нас рынок более закрытый, не всё официальное. Крупные игроки либо не могут, либо не хотят идти в Россию, потому что здесь пока мало потенциальных покупателей. После уплаты всех пошлин VR-устройства дорожают, и для массовой аудитории в России это всё пока стоит слишком дорого.

В отличие от iPhone, VR-шлем — это не то устройство, которое ты будешь использовать всё время и всё время носить с собой. Возможно, когда выйдет VR-, а затем и AR-гарнитура от Apple, ситуация изменится и все захотят купить эти продукты.

— Сейчас далеко не у каждого есть очки или шлем для VR. Верите ли вы в VR без специальных гаджетов?

— Не у каждого есть PlayStation и Xbox, а это самые популярные игровые приставки в мире. Сегодня в России есть VR-румы, куда можно прийти и поиграть с друзьями. Но со временем эти гаджеты будут становиться всё доступнее и люди будут их покупать. Контента на них становится всё больше, и он всё интереснее. Когда мы показываем клиентам шлем Quest 2, они говорят, что купят его своим детям. Рано или поздно у нас вырастет поколение, которое будет играть уже таким образом, а не только с джойстиками, сидя у телевизора.

А чем больше у детей таких гаджетов, тем скорее родители поймут, что это такое, попробуют, поверят в это и внедрят VR на своей работе. А как только VR-пользователей станет много, в эту сферу придут крупные игроки.

Тот же Facebook* скоро запускает свою социальную платформу Horizon. Изначально её обещали открыть в 2020-м, но в итоге отложили запуск. Сейчас проект проходит стадию альфа-тестирования. У всех пользователей Facebook* будет возможность зайти туда в шлеме, играть, создавать мир. Это уже серьёзная аудитория. У всех есть Facebook*, а шлемов они продали уже несколько миллионов.

Так выглядит шлем Oculus от Facebook*

— Многие эксперты считают, что без покрытия 5G масштабного распространения VR не произойдёт. Это так?

— У Facebook* уже есть шлем, который работает с Wi-Fi и без Wi-Fi, с компьютером, без компьютера. Он стоит 299 долларов. У нас, естественно, дороже, но тоже вменяемые деньги. Это хорошее качественное устройство, которому не нужна 5G, оно и так хорошо работает, и оно хорошо продаётся.

Но проблема в другом. Чтобы сделать устройство максимально комфортным, маленьким, как обычные очки, нужно убрать оттуда всю вычислительную мощность. Это даст возможность использовать маленькую батарейку. В этом случае расчёты можно увести в облако. Чтобы человек свободно ходил в VR-очках по улице, а всё считалось в облаке, уже требуется 5G или 6G. Но это нужно не для распространения VR, а для того, чтобы создать маленькое крутое устройство.

— Как изменится повседневная жизнь с развитием VR через 5–10 лет? Расскажите, пожалуйста, на конкретных примерах. Что будет по-другому?

— Через пять лет появятся удобные очки. Допустим, Ray-Ban от Facebook*. Ты идёшь по улице, рядом с тобой идёт твой друг, вы общаетесь или где-то сидите, совещаетесь. Только ты в Москве, а он в Берлине.

Не надо будет покупать дорогую квартиру, тебе нарисуют любой вид из окна.

Эти очки, может быть, будут не просто дополнять существующую реальность, а полностью погружать пользователя в виртуальный мир, как то, что сейчас есть в VR. Просто запустил приложение, игру — и эти очки стали виртуальной реальностью.

А ещё в них можно будет работать и делать покупки. Не надо будет покупать дорогую квартиру, тебе нарисуют любой вид из окна. Не придётся покупать дизайнерскую одежду, просто купишь цифровые вещи, и все их увидят.



* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Смотреть все
Научитесь: Как открыть бизнес: от идеи до реализации Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована