Бизнес
Бизнес
#статьи

«Я открыл кофейню на родительские деньги, отложенные на ипотеку, и прогорел»

Как потерять 1,2 млн рублей за четыре месяца, а потом занимать у друзей, чтобы не закрыться.


На карту 2ГИС в городах-миллионниках сейчас нанесено более 8,7 тысячи кофеен, тогда как в конце 2019 года таких точек было 6,8 тысячи. Несмотря на пандемию, этот бизнес не только пережил кризис, но и остаётся привлекательной сферой. По данным исследования Poster, даже во время локдауна выручка кофеен выросла в среднем на 4%.

На запуск небольшой кофейни понадобится около 1 млн рублей. Бизнес окупает себя примерно через 4–8 месяцев, но это только при удачном раскладе. Получается не у каждого.

Артёму Трофимову 34 года. В ноябре 2020 года он решил работать на себя и открыл в Санкт-Петербурге кофейню. Купил франшизу на 150 тысяч рублей, ещё 550 тысяч потратил на оборудование и расходники, а потом четыре месяца работал в минус и платил за аренду по 100 тысяч в месяц. Чтобы развивать бизнес, ему пришлось занимать деньги у друзей, но он не отчаивается и продолжает свою деятельность. На месте Артёма может оказаться каждый. Skillbox Media рассказывает о его истории и ключевых ошибках, а также публикует советы юриста, которые помогут не прогореть на открытии кофейни по франшизе.


Алёна кокорина

Обозреватель Skillbox Media. Пишет про бизнес, интернет-маркетинг и управление.


«Были деньги, и я решил попробовать»

Последние пять лет я работал по найму в кальянной. За это время окончательно выгорел и понял, что на этой работе у меня нет никаких перспектив, плюс расстался с девушкой. Всё разом навалилось, и я решил что-то в своей жизни изменить. Как-то раз в кофейне в своём районе, куда мы с девушкой ходили во время пандемии, увидел наклейку о продаже франшизы, позвонил по указанному номеру и встретился с франчайзерами. Так и решился на создание своей точки.

Франчайзеры расписали мне условия, 150 тысяч — стоимость самой франшизы, ещё немного уйдёт на ремонт помещения, аренду и расходники. По факту это «немного» оказалось 550 тысячами. По словам франчайзеров, за день кофейня может приносить до 45 тысяч рублей «грязными» — и отбить вложенные деньги получится уже через 3–6 месяцев. Меня это подкупило.

Карта проекта

Тогда у меня были деньги родителей — они дали мне их после продажи квартиры в небольшом городе, чтобы я взял ипотеку в Питере. Деньги лежали на счёте, и я не знал, что с ними делать, так как брать ипотеку в пандемию, когда легко можно остаться без работы, я был не готов. Я подумал, что могу вложиться в то, что начнёт приносить мне прибыль, отобью потраченную сумму, смогу нормально зарабатывать и, возможно, потом решусь на ипотеку.

Ресторанный бизнес, будь то бизнес в сфере фастфуда, кофейня или иная форма, сопряжён со многими экономическими рисками: от неправильной локации (самый опасный из них) до неверного названия (один из самых несущественных, но важных). Как показывает статистика, едва ли треть открытых ресторанов существует больше года. Поэтому франшиза — оптимальное решение, если цель предпринимателя — получить доход как можно быстрее, не сильно вникая в суть маркетинга и организацию бизнес-процесса.

ГАДЖИ ГАДЖИЕВ,
ведущий юрист юридической компании «Мадрок»

«На меня чуть не нагадил голубь, и я подумал, что это хороший знак»

Это была очень крутая франшиза для таких, как я, — тех, кто ничего не понимает в бизнесе. Франчайзеры помогли выбрать точку, открыть ИП, подключить эквайринг, они сами подали на патент и оформляли документы. Мне надо было только подписывать и отвозить их.

Мне предлагали на выбор несколько вариантов, все они находились недалеко от метро. Некоторые предложения я сразу отсеивал, к некоторым присматривался. Но мой выбор определил голубь. Я смотрел на проходимость одной точки, уже собирался уходить, и тут он чуть не нагадил меня. Я не верю в приметы, но в этом увидел какой-то знак — и решил брать.

На подписание всех документов и запуск точки ушёл примерно месяц. Я открылся, начал работать, но кассы не росли. В первый день выручка вообще составила 3 тысячи рублей. Я пытался заявить о себе как только мог: украшал вход шарами, выставлял флаги и велосипед — не помогло. Меня заставили всё это убрать, потому что это было несогласованной рекламой. Однажды увидел у кофейни промоутера, который раздавал листовки соседнего магазина. Он так харизматично делал свою работу, что я рассказал о нём своим франчайзерам и те с ним договорились. Мне надо было только заплатить ему.

Суть акции была в том, что промоутер раздаёт прохожим листовки, а те могут предъявить их и купить кофе по свободной цене — каждый платит сколько хочет. Мы рассчитывали, что наши гости будут платить хотя бы половину от стоимости, вместо 60 рублей — 30, а вместо 100 — 50. Но всё пошло не так.

Траты за четыре месяца:


150

тысяч рублей — франшиза;


550

тысяч рублей — расходники;


400

тысяч рублей — аренда.

К нам стали приходить люди, просить большой кофе и оставлять за него один рубль. Забежал парнишка в спецовке, набрал четыре кофе за 4 рубля, а потом снова пришёл. И таких, как он, было много. Даже наши постоянные гости от такой халявы не отказывались.

Я решил выйти на улицу и послушать, что промоутер кричит про нашу акцию в свой микрофончик. «Только сегодня: приходите в новую кофейню и покупайте кофе по свободной цене. Платите сколько хотите: хоть двадцать рублей, хоть десять, хоть рубль».

При расчёте экономической эффективности акции не стоит делать ставку на то, что покупатели будут платить какой-то определённый процент от стоимости. Лучше сразу настраиваться на отсутствие существенной выручки.

Если рассказывать об акции (показывать баннеры, делать рассылки, раздавать листовки) более платёжеспособной аудитории, то и результаты будут лучше. Если раздавать листовки студентам или школьникам, то результат будет соответствующим.

АНАТОЛИЙ ИВАНЦОВ,
управляющий партнёр рекламного агентства «Хорошие Люди»:

Когда я понял, что так мы вообще ничего не заработаем, подошёл к промоутеру и сказал, что на сегодня мы закругляемся.

Работа промоутера стоит 1 000 рублей в час. К тому моменту, когда я сказал ему «стоп», он отработал 8 часов. Он меня спросил, нужен ли мне чек для отчётности и налогов. Я удивился, что у него вообще какие-то документы могут быть, но он достал из рюкзака кассовый терминал, выдал чек и поставил печать ИП. Это не просто студент, который решил подработать, это настоящий предприниматель, который платит налоги со своих доходов.

В итоге в тот день мы продали кофе примерно на 300 рублей, промоутер заработал 8 тысяч. Наша кофейня за 16 часов работы всего несколько раз в месяц окупала работу промоутера. За все четыре месяца касса не поднималась выше 11 тысяч. После этого я решил менять точку. Работать в том районе оказалось невыгодно. А тот знак с голубем я просто не так истолковал.

К тому моменту, когда я решился на переезд, у меня совсем не осталось денег, пришлось занимать у друзей.

«Я до сих пор не рассказал родителям, на что потратил деньги»

Вначале думал продать свой готовый бизнес и на новом месте начать всё с нуля. Посчитал — и вышло, что с учётом всех моих трат точку с хорошим ремонтом и оборудованием смогу продать только за 250 тысяч. Эта сумма не окупила бы даже мой переезд. В итоге решил оставить себе всё оборудование и занял у друзей 300 тысяч.

Мне повезло, что друзья меня поддерживали, подбадривали как могли и помогали с переездом. Никто из них после моего первого неудачного запуска не говорил всё бросить. А родителям, кстати, я до сих пор и не сказал, что открыл кофейню. Как только отобью вложенные деньги и буду нормально зарабатывать, скажу маме с папой, что я бизнесмен. Тогда уже и об ипотеке можно задуматься.

С выбором места мне снова помогали франчайзеры. Выбирал между несколькими точками и остановился на месте рядом с парком. Надеюсь, что сейчас не прогадал.

У меня уже был горький опыт с промоутером, поэтому на новой точке, кроме флагов для привлечения внимания, ничего не использовал. Уже через неделю работы на новом месте касса поднялась до 15 тысяч рублей. Эта сумма вселила в меня уверенность. Сейчас касса выходит 11–15 тысяч в среднем. Да, это не 45, как мне обещали, но я надеюсь, что у меня всё получится.

Один из способов раскрутиться для кофейни — это коллаборация с компаниями, которые только собираются выйти на рынок — например, с сэндвичами или сладостями. Они будут размещать свою продукцию на полках кофейни и сами проводить рекламную кампанию. Например, «купи один кофе и получи сэндвич за полцены». Так ещё неизвестный бренд повышает свою узнаваемость, а у кофейни увеличиваются продажи и посещаемость.

НИКОЛАЙ ГАБУР,
директор по развитию бизнеса POS Management:

Вместо нравоучений

Если бы можно было вернуться в прошлое, то я не подошёл бы к открытию кофейни спонтанно. Вообще, такой подход в бизнесе неразумен. Я потерял родительские деньги и сейчас пытаюсь их вернуть.

Франшиза для новичков в бизнесе — это хороший вариант. Но, несмотря на то, что ты получаешь уже по факту готовый бизнес, тебе надо продолжать вкладываться и вкалывать самому. Ту сумму, которую франчайзеры называют изначально, надо умножать как минимум на два. Нужно не только вложить эти деньги, но и осознать, что ты можешь их легко потерять. Это как кататься на американских горках с телефоном в открытом нагрудном кармане.

На что смотреть при открытии франшизы — советы юриста

Как говорит Гаджи Гаджиев, кроме экономических, есть не менее значимые юридические риски.

Договор коммерческой концессии (так называется договор франчайзинга в российском законодательстве) зачастую таит в себе немало нюансов, и если франчайзи не будет их учитывать, он может попасть в сложную ситуацию. Есть три ключевых совета, которые помогут избежать лишних проблем.

Читайте договор внимательно, они у всех разные.

В договоре должно быть чётко написано, что, кроме названия (секрета производства, торговой марки или коммерческого обозначения), передаётся в пользование. Нередко по договору франчайзинга франчайзеры самостоятельно организуют работу конкретной точки, производят ремонт помещений. А иногда это всё остаётся на плечах франчайзи и финансируется им. Нужно точно знать, какие права и обязанности есть у каждой из сторон, и точно понимать, как договор регулирует их выполнение.

Кроме того, некоторые франчайзеры ошибочно полагают, что если у них нет зарегистрированного товарного знака (торговой марки), то они не могут подписывать договор коммерческой концессии, и предлагают подписать лицензионный договор. Поэтому надо понимать, правильно ли предложенный договор отражает пожелания франчайзи в этой нише и конкретной франшизе.

Смотрите срок договора — расторгнуть его раньше времени может быть проблематично. Или наоборот — у вас могут всё отобрать.

Чаще всего договор франчайзинга заключается на срок до пяти лет. Этот договор относится к коммерческому типу и не обладает свойствами договора, следующими из закона «О защите прав потребителей». Это значит, что расторгнуть его до истечения срока будет очень проблематично, а без согласия франчайзера или по крайней мере без нарушения с его стороны — практически невозможно. Кроме того, раскрученная точка всегда является предметом интереса самого франчайзера. Это означает, что франчайзер может отказаться продлевать договор — и точка продолжит работать уже под непосредственным управлением франчайзера.

Помимо стоимости франшизы обратите внимание на паушальный взнос и роялти.

Практически все франчайзеры прописывают невозможность возврата оплаченных ранее платежей при расторжении договора. Получить их обратно будет возможно, только если доказать факт нарушения со стороны франчайзера, а также при расторжении самого договора, что в российской юридической практике дело не из простых.

Нередки случаи, когда франчайзер включает в договор и иные платежи (маркетинговые, рекламные). Нужно внимательно оценивать финансовые обязательства франчайзи перед подписанием.

К указанным тратам необходимо добавить также расходы на запуск и поддержание работы точки: вряд ли в договоре будут предусмотрены возмещения со стороны франчайзера затрат на персонал, аренду и другие траты. Поэтому некоторые франчайзи не всегда верно оценивают реальные финансовые вложения, необходимые для запуска кофейни по франшизе, а также свои финансовые возможности.

обложка:

Dana Moskvina / Skillbox

Курс

Принятие решений в условиях неопределённости


Научим находить нестандартные выходы из ситуаций, когда не хватает информации. Поможем развить навыки критического мышления, чтобы принимать эффективные решения даже в кризис.

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪