Бизнес
#статьи

Стриптиз во время чемпионата и гроб с логотипом: как спортсмены и менеджеры зарабатывают на спорте

И почему самые большие деньги приносят вовсе не билеты.

Gearstd / metamorworks / Shutterstock / сайт ФК «Барселона» / сайт ФК «Спартак» / Евгений Рыбкин для Skillbox Media

Доходы от спортивных соревнований складываются из нескольких основных статей. Федерации и клубы пополняют казну с продажи телеправ, спонсорских контрактов, распространения билетов и атрибутики. Чем выше интерес к соревнованию и его статус, тем более внушительные суммы стоят на кону. Прибыль от самых топовых событий может составлять миллиарды долларов.

Стриптиз ради спонсоров

У соревнований планетарного масштаба главный источник дохода — права на трансляцию и деньги от спонсоров. Локальные турниры больше рассчитывают на заработок от продажи атрибутики и билетов.

По данным организаторов Чемпионата мира по футболу 2014 года, 42% всех доходов пришлись на продажу телеправ, а 33% составили спонсорские отчисления.

Аналогичная ситуация с Олимпийскими играми. Совокупно от прав и спонсоров игры получают около 90% всех доходов.

Зимняя Олимпиада в Сочи считается самой успешной по спонсорской поддержке. Отчисления в итоге принесли зимним Играм в субтропиках около 1,2 млрд долларов.

Компании поддерживают соревнования, чтобы выйти на новую аудиторию, сформировать связь бренда с активным образом жизни и улучшить имидж.

Весомый вклад спонсоров заставляет организаторов очень щепетильно относиться к рекламе во время крупных соревнований. Из-за этого даже появилось новое правило в футболе.

28 февраля 2004 года в силу вступило правило, что игрок будет наказан жёлтой карточкой за частичное снятие или натягивание футболки на голову во время празднования гола. Формально такой поступок приравняли к неспортивному поведению. Но истинные мотивы заключались в том, что игроки часто надевали под основную форму футболку спонсора, который заплатил только футболисту. FIFA такое личное спонсорство не одобрила.

Датский футболист Никлас Бендтнер решил обойти систему. В матче Евро-2012 после забитого гола он продемонстрировал трусы, на которых красовался логотип одной букмекерской конторы. В Европейской футбольной федерации стриптиз не оценили. Бендтнер получил одноматчевую дисквалификацию и штраф в 100 тысяч евро.

С пелёнок до гробовой доски

Если спортсмены стараются заработать на том, что снимают с себя одежду, то клубы, наоборот, получают прибыль от того, что надевают на себя болельщики. Самые популярные предметы атрибутики — футболки и шарфы с символикой команд. Чтобы доходы росли, ассортимент постоянно расширяют.

В продаже всё чаще стал появляться мерч для самых маленьких. Чтобы, когда дети подрастут, они могли безапелляционно заявить, что за любимый клуб они болеют с пелёнок. Сначала бум на детские аксессуары охватил Европу. Теперь такие товары появляются и в России. Например, на сайте московского футбольного клуба «Локомотив» представлены комбинезоны, пинетки и слюнявчики в фирменных красно-зелёных цветах.

Скриншот: официальный сайт ФК «Локомотив»

Среди товаров с клубной символикой встречается и совсем не спортивная продукция. В Аргентине выпускают пиво с логотипом местной команды «Бока Хуниорс». А многие поклонники столичного «Спартака» помнят популярную газировку «Спартак-Кола».

Самые оригинальные товары со спортивными логотипами выпускают в Бразилии. Здесь торгуют гробами с эмблемами футбольных клубов. Любовь к футболу до гроба, не иначе.

Фото: официальный сайт ФК «Барселона»

Самый дорогой билет

Продажа билетов и абонементов на спортивные события — одна из важных статей дохода рынка спортивных событий.

В 2019 году клубы Российской футбольной премьер-лиги заработали на билетах и абонементах больше 3 млрд рублей.

Именно билетные поступления в бюджет стали больше всего проседать из-за ковидных ограничений. Например, Олимпиада в Токио проходит полностью без зрителей. Аналитики оценивают убытки из-за таких мер в 20 млрд долларов.

Где и когда был продан самый дорогой билет на спортивное событие, доподлинно не известно. Дело в том, что, когда речь заходит о важнейших матчах, в дело включаются перекупщики. На чёрном рынке цена на билет может в десятки раз превышать номинал. Естественно, никакая статистика не учитывает эти данные.

На официальном рынке одними из самых дорогих стали билеты на Суперкубок по американскому футболу в 2011 году. Самое дорогое место стоило 9 тысяч долларов. Лучшие билеты распродали задолго до начала матча.

Фото: Jai Agnish / Shutterstock

Он сказал: «Поехали!»

Желающих попасть на престижные спортивные события обычно больше, чем билетов на трибуны. Чтобы не пропустить долгожданный матч, фанаты идут на ухищрения. Во время чемпионата мира по футболу в России в 2018 году на турнир впервые за 36 лет попала сборная Перу. У перуанцев на матчи своей сборной был повышенный спрос, кто-то даже продавал машины и недвижимость, чтобы попасть на стадион.

Один перуанский болельщик, чтобы гарантированно получить билет, решил как следует растолстеть. Тучные зрители входят в категорию людей с ограниченными возможностями, и для них продаются специальные билеты. Перуанец за несколько месяцев поправился на 24 килограмма и заполучил вожделенный билет.

70-летний немец Губерт Вирт пошёл дальше, а точнее — поехал. На ЧМ-2018 в Россию он отправился без билета в надежде на чудо. Путешествие мужчина совершил на тракторе. За месяц он преодолел более 2,5 тысячи километров. Трактор 1936 года выпуска Губерт оснастил прицепом, в котором организовал спальное место. В дороге его сопровождал верный друг, пёс по кличке Хекс.

Фото: Археологический центр Псковской области

Организаторы не могли пройти мимо такой милой истории. Когда болельщик добрался до «Лужников», ему вручили билет на матч сборной Германии.

Вообще, фанатичная преданность любимым командам — не исключение. Согласно данным одного опроса, 18% спортивных болельщиков готовы уволиться, если работа помешает им попасть на какой-либо важный финал. 37% любителей спорта готовы потратить свои сбережения скорее на поход на стадион, чем на семейный отдых.

А опрос, проведённый в Индии среди любителей крикета, показал, что 42% поклонников игры отменят медовый месяц, если он помешает им попасть на финальные матчи. Похоже, спорт для таких людей больше, чем любовь.


Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована