Бизнес
#статьи

Как бизнесу продержаться на плаву во время санкций?

Разбираемся, нужно ли срочно сокращать штат и как сэкономить в непростые времена.

Кадр: фильм «Предел риска»

Пока в правительстве продумывают меры поддержки бизнеса, собственники своими силами пытаются стабилизировать ситуацию в период неопределённости и санкций. Skillbox Media собрал важные советы от владельцев бизнеса и экспертов. Ценные знания помогут пережить экономический шторм с наименьшими потерями.

Кадры: сокращать неэффективных, хантить более качественных

Мнения опрошенных экспертов разделились. Гендиректор ООО «АудитКонсалт» Марина Шершнева в текущей ситуации предлагает сократить часть персонала или заменить его сервисами автоматизации бизнеса:

«Менеджеров по продажам могут заменить чат-боты, работников склада — товароучётные системы, бухгалтеров — облачные онлайн‑бухгалтерии и так далее».

Она советует проверить штат на предмет ненужных и дублирующих друг друга должностей. В некоторых случаях один сотрудник сможет совмещать сразу две профессии. Например, бухгалтер будет выполнять функции кадровика, а менеджер по продажам — администратора. «За совместительство придётся доплачивать, но всё равно это выгоднее, чем содержать избыточный штат», — считает Марина Шершнева.

Фото: ESB Professional / Shutterstock

Противоположной точки зрения придерживается банкир, основатель TalkBank Михаил Попов. Он советует тем, чей бизнес сейчас на подъёме, не спешить с увольнениями. Нужно, наоборот, усилить компанию новыми кадрами или заменить текущих сотрудников на более профессиональных специалистов, сказал он Skillbox Media.

«Это более эффективная модель, чем простое сокращение персонала. Нужно к каждому увольнению относиться взвешенно: учитывать результаты конкретного сотрудника и его влияние на бизнес. А не просто увольнять по принципу „нам нужно сократить 10% персонала“».

Михаил Попов

Ни в коем случае нельзя сокращать основную команду в IT-компаниях, уверен эксперт-практик «АКР Консалтинг» Илья Рыжов. Особенно если речь идёт об агентском бизнесе, где команда и есть сам бизнес. «Сильно недогруженных сотрудников нужно пытаться догрузить или перевести на парт-тайм-работу с почасовой оплатой», — рекомендует он.

Экономия: отказаться от рекламы и сократить лишние расходы

Если инфраструктура тянет деньги, но никак не влияет на доход, от неё нужно отказываться. В первую очередь можно заменить офис на коворкинг или вообще перейти на удалённый режим работы, считает Марина Шершнева. Другой вариант — договориться с владельцем помещения о скидке.

«Попросите арендодателя снизить ежемесячные платежи. Сейчас сдать коммерческую недвижимость гораздо сложнее, чем снять, и арендодатели это понимают. Потеряешь арендатора — потом не найдёшь вообще, особенно в кризис. Можно договориться о предоставлении арендных каникул хотя бы на месяц», — убеждена предпринимательница.

Сэкономить можно и на рекламе, считает Михаил Попов. Он рекомендует в первую очередь пересмотреть затраты на эту статью расходов.

«Если у вас не товары первой необходимости и вы работаете на B2C-рынке, то запускать рекламу сейчас не стоит. Люди всё равно будут её игнорировать — их интересуют другие вопросы».

Михаил Попов

Эксперт предлагает иной алгоритм действий для продавцов более актуальных товаров. Например, ретейлерам иностранной электроники он посоветовал запускать рекламу — сейчас гаджеты очень активно раскупают во многих городах страны.

Важно обращать внимание на «банальные и очевидные вещи», до которых раньше не доходили руки, добавил Попов. Он порекомендовал снижать потребление электричества и воды в офисе, объём закупки расходников.

Эксперт-практик «АКР Консалтинг» Илья Рыжов привёл пошаговый алгоритм, как найти статьи расходов, которые можно сократить.

  • Вместе с финансовым директором детально погрузитесь в БДР (прогнозный отчёт по бюджету доходов и расходов). Если вы не ведёте БДР или его аналог, то вам не удастся понять, какие именно статьи расходов существуют. Лучше прямо сейчас внедрить у себя этот инструмент или обратиться к консультантам.
  • Актуализируйте отчёт БДР на текущую дату, чтобы иметь представление о рисках. Затем пройдитесь по всем статьям расходов с вопросом: «Остановит ли исключение данной услуги (сервиса) деятельность организации?» Если ответ отрицательный, то следует задать вопрос: «На какие процессы это повлияет?» Дальше нужно составить табличку и разделить процессы на критичные и некритичные.
  • Сосредоточьтесь на некритичных процессах и задайте себе вопрос: «Насколько сложно возобновить процесс при его остановке, сколько это будет стоить?» Затем выделите из списка статьи, исключение которых будет стоить дешевле поддержания на период нестабильности. Но не планируйте далее, чем на три-четыре месяца.
  • Отсортированный список и будет теми статьями расходов, от которых можно смело избавиться.

Финансы: пересчитать себестоимость, завести платёжный календарь

В текущей ситуации важно ещё раз сделать перерасчёт юнит-экономики, замечает Михаил Попов. Нужно повторно определить, сколько бизнес получает от продажи конкретного товара или услуги и сколько при этом тратит. Необходимо учесть все экономические события последних дней — и рост валюты, и рост стоимости импортных товаров и услуг, и ожидаемый рост зарплат.

Качественные сотрудники и сотрудники с высокой мобильностью, которые также могут работать на зарубежных клиентов, будут требовать увеличения оплаты с учётом инфляции — а это будет создавать определённые сложности и затраты, и их нужно учесть при перерасчёте, говорит Михаил Попов.

Основатель компании Kimi Матвей Лассаль выделяет четыре основных инструмента для поддержания бизнеса.

«Финансовая модель и платёжный календарь, анализ склада и контроль дебиторки — самые простые антикризисные меры. Используйте эти инструменты, и вы сможете ощущать себя в безопасности, несмотря на ситуацию на рынке».

Матвей Лассаль

Финансовая модель поможет сразу увидеть, от чего компании в период кризиса нужно отказаться и куда переложить деньги, говорит эксперт. Она покажет реальную себестоимость производства и оказания услуг. Сократив их, можно увеличить маржинальность продуктов. Компании из сферы торговли могут провести ABC- и XYZ-анализ ассортимента, чтобы убрать неликвидную и низкомаржинальную продукцию и сбыть по бросовым ценам залежавшийся на складе товар. Это высвободит деньги на закупку ликвидного и маржинального.

Фото: industryviews / Shutterstock

Если компания столкнулась с кассовыми разрывами, поможет платёжный календарь. С ним проще увидеть, сколько денег будет в бизнесе при совершении платежей и получении дохода. Здесь можно оценить риски, сдвинуть часть неприоритетных платежей, выставить счета контрагентам заранее.

«Необходимо назначить ответственного за сбор дебиторки от контрагентов. Тогда можно избежать кассовых разрывов и пережить кризис», — советует Лассаль.

Заморозка платежей: связаться с партнёрами и обеспечить сотрудников зарплатой

У малых и зачастую даже средних агентств часто нет подушки безопасности, уверяет Илья Рыжов. Поэтому при заморозке клиентских платежей фаундеры пострадают в первую очередь. Им придётся решать проблему собственными ресурсами, так как вряд ли удастся собрать достаточно предоплат для стабильной работы бизнеса. Эксперт дал несколько советов для решения потенциальной проблемы.

  • Свяжитесь со всеми партнёрами, подрядчиками, поставщиками услуг и сервисов. Постройте с ними график платежей. Согласуйте максимальные сдвиги ваших платежей или рассрочки. Разбивайте обязательства на части. Это поможет избежать кассовых разрывов.
  • Смело исключите из бюджета все необязательные расходы на ближайшие два-три месяца. Например, фрукты в офис, оплату такси, дополнительно ПО и всё, без чего компания сможет продолжить работу.
  • Помните — в первую очередь вы должны обеспечить зарплаты. Сотрудники — самый ценный ресурс.

Стабильность: отказаться от иностранных облачных сервисов

Нужно постараться максимально оцифровать свой бизнес, несмотря на возможные санкции для цифровых сервисов, убеждён Михаил Попов:

«Перенос бизнеса на цифровую основу всё равно выгоднее, чем его содержание в офлайне».

По словам эксперта, в нестабильной ситуации желательно отказаться от иностранных облачных сервисов в пользу отечественных. Например, если вы хостились на Microsoft Edge, Amazon или каких-то других хостинг-провайдерах и облаках, то стоит продублировать свою систему в том же «Яндекс.Облаке» или Selectel. Тогда ваша инфраструктура не будет зависеть от зарубежных санкций.

Скриншот: Yandex.Cloud

В кризис даже общие рекомендации приобретают дополнительный вес, говорит Попов. Поэтому сейчас особенно важно использовать все возможные технологии роботизации и чат-ботов. Они позволяют значительно сокращать контакт-центры, операционные центры, офлайн-отделения или офисы продаж. Вместо них можно переключиться на онлайн-конвейеры продаж. Там также можно сразу принять оплату, в том числе по СБП.

«Всё это в совокупности экономит деньги вашему бизнесу. Тот же СБП дешевле альтернативных способов оплаты… Универсальные решения повышают ваши доходы и в целом снижают комиссию», — сказал эксперт в беседе со Skillbox Media.

Паника: подходить к делу с холодной головой

Первое и главное правило в текущей ситуации — не паниковать, говорит основатель Braininglab Employer Creative Agency Дмитрий Рафальский. Он считает нелогичными любые попытки просчитать долгосрочные риски в нынешнем положении.

«Паническую реакцию можно понять, но главный вопрос — способны ли эти действия как-то реально помочь вам и вашему бизнесу? В условиях тотальной формы неизвестности бессмысленно пытаться на коленке и за пять минут изменить всю структуру вашей работы и жизни».

Дмитрий Рафальский

Он посоветовал поддержать коллег эмоционально и продолжать заниматься своим делом. С такой позицией согласен и генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев. Самым важным в текущей ситуации он считает отказ от паники — нужно относиться к происходящему как к очередному вызову реальности.

«Благодаря пандемии мы ещё в 2020 году научились работать и выжили в максимально закрытых границах. А в 2014-м мы пережили ключевую ставку на уровне 17%. А раз пережили, значит, переживём и ставку на уровне 20%. Просто нужно время», — заключил он.


Курс

Корпоративные финансы: планирование и анализ

Вы научитесь разрабатывать с нуля финансовую модель компании, проводить инвестиционный анализ, считать юнит-экономику продукта.

Узнать про курс

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Обучение: Корпоративные финансы: планирование и анализ Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована