Бизнес
#статьи

Инклюзивность в бизнесе. Что это и зачем она нужна?

Разобрались, как отличить инклюзивную компанию от неинклюзивной и какие права сегодня есть у россиян с ограниченными возможностями здоровья.

Фото: SolStock / Getty Images

Прогрессивные компании стараются следовать современным трендам, особенно если речь идёт об имидже бизнеса. Одна из актуальных тенденций — обеспечение инклюзивности. Расскажем, что значит стать инклюзивной компанией и может ли это быть выгодно руководству и акционерам.


«Инклюзивность» и «инклюзивная бизнес-модель» — в чём разница?

Слово «инклюзивность» происходит от английского inclusion. Кембриджский словарь определяет его как «включение кого-либо или чего-либо в состав группы, списка и так далее». В современном мире термин обычно используют по отношению к различным меньшинствам: например, к людям с ограниченными возможностями физического или ментального здоровья. Чтобы включить их в различные социальные процессы, для них создают специальные условия. Речь может идти про разные области: образование, бизнес, инфраструктуру и другие.

В последние годы понятие стало расширяться: например, появилась концепция гендерной инклюзивности. Она подразумевает одинаковые права и возможности для мужчин и женщин. По той же логике работает расовая и этническая инклюзивность — люди всех рас и этнических групп равны (например, при найме на работу).

«Инклюзивность» активно используется в бизнесе. Однако не стоит путать его с похожим термином «инклюзивная бизнес-модель». В этих понятиях заложен различный смысл, который требует от бизнеса разных подходов.

Сам термин «инклюзивная бизнес-модель» (inclusive business model) начали использовать ещё в начале нулевых. Эта концепция была сформулирована 1 июля 2008 года в докладе ООН «Преимущества для всех: стратегии ведения бизнеса с привлечением бедного населения». В нём инклюзивная бизнес-модель представлена как коммерчески жизнеспособная схема ведения бизнеса, в которую неимущие люди включены в качестве потребителей, покупателей, работников и производителей на всех этапах цепочки создания стоимости. В документе сформулированы идеи, как бизнес может расти и развиваться, приглашая в партнёры и сотрудники беднейшее население. Бизнес в такой модели получает в качестве выгоды рост и расширение рынка, а неимущие — средства для жизни. В ООН предложили пять основных стратегий, которые уже были реализованы к тому моменту в 50 компаниях:

  • адаптация товаров и услуг;
  • инвестиции в инфраструктуру и обучение;
  • использование бедного населения как резерва рабочей силы;
  • сотрудничество с единомышленниками среди бизнес-структур;
  • диалог с правительством.

Если инклюзивная бизнес-модель имеет целью прежде всего вовлекать в экономику население с низким доходом, то термин «инклюзивность в бизнесе» скорее не про бизнес-модель, а про настройку процессов внутри компании. Инклюзивность (вовлечённость) в бизнесе предполагает создание таких рабочих условий и такой корпоративной культуры, при которых каждый сотрудник мог бы эффективно и комфортно трудиться, независимо от особенностей здоровья.

Фото: Robert Kneschke / Shutterstock

Инклюзивность в бизнесе имеет много общего с социальным предпринимательством, но выходит за его рамки. Социальное предпринимательство борется с вызовами общества и часто решает проблему какой-то одной категории ограниченных в правах или возможностях групп, исходя из их нужд. Например, организует досуг для пожилых людей, обучение для детей с особенностями развития или производство для незрячих. Инклюзивность в бизнесе ориентирована на то, чтобы как можно больше различных групп людей могли внести свой вклад в бизнес.

Что такое стратегия Diversity & Inclusion в бизнесе?

За рубежом и в России на понятие инклюзивности в бизнесе всё чаще смотрят комплексно, объединяя тему инклюзивности с темой разнообразия. Эти два понятия обозначают термином Diversity & Inclusion, D&I (в переводе с английского — разнообразие и вовлечённость). По словам директора проектов практики HR-маркетинга «Экопси консалтинг» Виктории Кабаковой, за рубежом понятие D&I начало формироваться в 2010–2012 годах, а в Россию пришло в 2017–2018-м: «В последние 2–3 года произошёл взрывной рост этой темы у нас в стране».

Цель стратегии D&I — создать в компании условия для включения в бизнес-процессы разных людей, то есть привлекать тех, у кого раньше было меньше прав или возможностей для работы в фирме. Чаще всего речь идёт о людях с инвалидностью.

Гендер, цвет кожи или особенности здоровья не могут стать причиной для отказа в найме или продвижении в инклюзивной компании. Концепция подразумевает равные возможности построения карьеры для всех сотрудников. Поэтому на первое место в таких фирмах ставится эффективность работника.

Фото: Halfpoint / Shutterstock

На практике D&I-компанию можно распознать уже на этапе собеседования. В таких фирмах нет чисто женских и чисто мужских офисов, пандусы для людей на колясках оборудованы по умолчанию, а на входе есть вывеска со шрифтом Брайля для незрячих и слабовидящих. Но это лишь внешние и далеко не все признаки того, что предприятие придерживается принципов инклюзивности.

Под чьи особенности подстраиваются инклюзивные компании?

Людей, чьи потребности часто оказываются за бортом большого бизнеса, гораздо больше, чем принято считать, уверяет президент некоммерческого партнёрства «Толерантный мир» Анатолий Чургель. Среди 12 миллионов людей с инвалидностью в России тех, кто на коляске, всего 2,7%. Поэтому неправильно ассоциировать инклюзию всего лишь со строительством пандусов.

Не меньше чем людям, использующим инвалидные коляски, поддержка нужна людям с ментальными особенностями. Их намного больше, чем людей на колясках, и каждый шаг им навстречу — на вес золота, говорит Чургель. В качестве примера он приводит ситуацию с людьми с аутизмом.

«Это заболевание латентно. Его скрывают, боясь штампов и насмешек… Но болезнь не приговор».

Анатолий Чургель

Ещё одна большая группа людей, которые нуждаются в особых условиях труда, — это люди с нарушениями зрения и слуха, добавил Чургель. По данным Всероссийского общества глухих, всего в России более 150 тысяч неслышащих носителей жестового языка, а нарушениями слуха страдают около 13 миллионов россиян.

Фото: Ann Kosolapova / Shutterstock

В особенных условиях в определённый момент может нуждаться любой сотрудник. Депрессия, заложенное из-за простуды ухо, беременность — повод почувствовать себя «не как все». Именно в таких ситуациях познаётся, насколько рабочее место отвечает критериям инклюзивности.

В дополнительной поддержке могут нуждаться и женщины. Принцип гендерного равенства в бизнесе предполагает равные карьерные возможности для людей любого гендера, равную зарплату при прочих одинаковых условиях, равные возможности участия в управлении компанией.

Согласно концепции инклюзивности в бизнесе, количество женщин на руководящих постах — один из ярких маркеров существования гендерного неравенства. Сегодня во всём мире только 14 из 157 центральных банков возглавляют женщины.

В России с 2013 года запрещено указывать в объявлениях о найме сотрудников предпочтительный пол, возраст и национальные признаки. Но в рейтинге гендерного равенства ВЭФ Россия всё ещё находится на 81‑м месте, сразу после Таиланда и Казахстана.

Зачем компаниям внедрять принципы инклюзии? Приносит ли это выгоду?

Внедрение принципов инклюзии — не только затраты, но выгода для бизнеса. Компании с гендерным разнообразием среди топ-менеджеров на 15–21% чаще показывают прибыль выше среднего в сравнении с теми, где нет такой практики. А фирмы, в которых соблюдается этническое и культурное разнообразие, работают лучше на 33–36%. Это показали результаты исследования международной компании McKinsey, опубликованные ещё в 2015 году. Через три года материал расширили и дополнили, но основные выводы остались без изменений.

Кадр: фильм «Опасная игра Слоун»

Правда, авторы исследований признают, что стратегия D&I требует немалых усилий от руководства компаний, а иногда и серьёзных финансовых вливаний.

Независимо от того, на собственные или грантовые средства реализуется инклюзивный бизнес, он может стать выгодным в любой стране, в том числе и в России, говорит Анатолий Чургель. Потенциальный пример — идея проекта по адаптации молодых людей с аутизмом от Академии керамики Санкт-Петербурга. В компании готовы предоставить места 36 новичкам. Выгоду ожидают двойную — закрыть кадровый вопрос и расширить производство.

От новых кадров не ждут, что все они станут искусными керамистами, но здесь как раз и нужны те, кто способен на монотонные операции. Количество мастеров-керамистов всё ещё в два раза меньше, чем нужно отрасли, хотя средняя зарплата на таких предприятиях — 150 тысяч рублей.

«Для компании этот проект — не только доброта, но и коммерческий расчёт. В том числе на новые творческие идеи, на дисциплинированных и прилежных работников, на сотрудничество. А ещё — на развитие», — говорит Чургель.

Руководитель группы в ICL Services Надежда Валеева считает, что разнообразие в компании — залог гибких и взвешенных решений. Инклюзивные команды могут взглянуть на одну и ту же проблему с разных углов, высказать разные мнения. Поэтому у такой фирмы намного больше шансов сделать более универсальным конечный продукт, который подойдёт большему количеству потребителей.

Валеева называет ещё две очевидные для бизнеса выгоды инклюзивного подхода. Первая — кадровая политика.

«Не нанимая людей с инвалидностью, мы на 10% сужаем воронку поиска».

Надежда Валеева

Её мнение основано на том, что 10% жителей России имеют инвалидность — а она может быть не только видимой. К основаниям для установления инвалидности относится и диабет, и онкологические заболевания.

Вторая причина в том, что люди с инвалидностью — более мотивированные сотрудники. Им сложнее найти работу, поэтому они больше вкладываются. «Работа даёт им возможность реализовывать себя и „не сидеть на шее“ у родственников и близких», — отмечает Надежда Валеева в разговоре со Skillbox Media.

Фото: Freepik

Как внедрить D&I в компании?

За рубежом бизнес уже давно выработал принципы внедрения D&I-повестки, а российские компании только начали формировать свои алгоритмы. Например, в конце 2021 года такую стратегию описал «Сбер». Мы рассмотрели несколько вариантов и составили чек-лист по внедрению принципов инклюзивности.

  • Оценить соотношение сотрудников из разных социальных групп на разных позициях в компании. Приверженцы инклюзии недаром публикуют данные о количестве женщин на руководящих постах и считают важным соблюдать принцип равенства.
  • Изучить опыт компаний, успешно внедривших принципы D&I. Это позволит позаимствовать самые эффективные практики конкурентов.
  • Оценить и, если требуется, изменить принцип формирования команды. Часто именно преграды на этапе начального отбора мешают собрать по-настоящему креативную команду.
  • Идеей разнообразия должен быть увлечён весь коллектив, но в первую очередь руководитель. Во многом от него зависит и настроение команды, и её состав.
  • Провести аудит потребностей сотрудников и клиентов с особенностями. Достаточно будет простого опроса.
  • Контролировать соблюдение принятых в компании стандартов инклюзии и по возможности их совершенствовать. Если в офисе есть подъёмник для колясок, нужно регулярно проверять его работоспособность. Если в компании работают сотрудники с ОВЗ, неплохо регулярно интересоваться уровнем их комфорта в компании и реагировать на их нужды. Всё, что они предлагают внедрить в офисе, может быть полезно и для продукта, и для клиентов.

Бизнес в России и за рубежом, который сделал ставку на инклюзивность

В России в числе первых крупных корпораций о внедрении инклюзии заявил «Сбер». В компании утверждают, что проектированием аудиоинтерфейсов в одном из подразделений занимается сотрудник с инвалидностью по зрению. Помимо развития инклюзивности внутри компании, «Сбер» также адаптирует продукты под особые потребности клиентов. Когда в коллективе есть люди с инвалидностью, это позволяет лучше понимать их нужды.

Сегодня любой российский ресторан может помочь незрячим клиентам самостоятельно выбрать еду и напитки. Для этого у посетителя должно быть установлено в телефоне приложение «Доступная еда». Программа работает в режиме как ручного, так и голосового ввода. Голосом можно назвать город и прослушать меню заведений, которые присоединились к проекту. По словам автора приложения Дарьи Датченко, инициативу уже поддержали 220 заведений в 44 городах.

Росгосцирк в апреле 2022 года объявил о запуске инклюзивного проекта «Цирк на ощупь». Самые популярные цирки страны планируют оснастить специальным оборудованием для тифлокомментирования, а сотрудников обучат работе с незрячими и слабовидящими зрителями. Так цирк хотят сделать понятнее и доступнее.

«Цирк на ощупь»
Фото: Министерство культуры РФ (culture.gov.ru)

Любой бизнес можно перестроить в сторону инклюзивности, но нужно быть готовым, что это потребует работы с коллективом. Представитель застройщика элитной московской недвижимости Stone Hedge Анастасия Малкова рассказала, как у них совместно с благотворительной организацией «Ночлежка» появился проект по трудоустройству бездомных на стройки. Не все в компании приняли идею радостно.

«Были стереотипы о том, что бездомные — сплошь алкоголики, наркоманы. Мы работали с сотрудниками, показывая, что многие бездомные люди могут вернуться к нормальной жизни, если протянуть им руку», — говорит Малкова. По её словам, на внедрение программы ушло в общей сложности пять-шесть месяцев.

На федеральном уровне в России продвигать тему инклюзивности поручено Агентству стратегических инициатив, где для этого создан специальный проект «Открыто для всех». Его цель — создать сообщество инклюзивного бизнеса и объединить лучшие российские практики по созданию безбарьерной среды. Судя по всему, пока процесс идёт небыстро. На момент написания материала всего шесть российских компаний заключили Национальный инклюзивный договор (НИД).

Скриншот: Skillbox Media

Если об инклюзивности в российском бизнесе в последнее время говорят всё чаще, то задача добиться гендерного баланса в большинстве фирм по-прежнему стоит редко. В 2020 году российский Forbes решил составить рейтинг лучших для женской карьеры компаний России. По словам авторов исследования, определённый прогресс в развитии темы гендерного равноправия есть, но во многих компаниях они столкнулись с непониманием самой важности темы. Оказалось, что поддержку женщин в российском бизнесе понимают по-разному. Из российских компаний в рейтинг попали банк «Тинькофф», Wildberries, Gloria Jeans, «ВкусВилл» и «Алроса». Лидером стала французская Danone, а примерно половина компаний из списка оказались представительствами европейских или американских фирм: Nissan, IKEA, PepsiCo Holdings, Mars, McDonald’s и другие.

Последние несколько лет в России работают и компании, профессионально занимающиеся внедрением стандартов D&I. Так, Babat Consulting разрабатывает стратегию и предоставляет необходимые для её реализации инструменты. В фирме говорят, что не все меры по обеспечению разнообразия одинаково эффективны и многие компании идут по пути проб и ошибок.

За рубежом список компаний, придерживающихся принципов инклюзивности, заметно шире. В их числе мировые гиганты Google, Apple, Microsoft и Amazon. Последняя в течение трёх лет публикует отчёт, где отслеживает количество женщин в команде. Представители корпорации считают, что разнообразие позволяет ей лучше представлять свою глобальную клиентскую базу.

Конференции и форумы, а также компании по внедрению стандартов D&I — привычная практика на Западе. Чтобы побудить лидеров фирм к внедрению принципов инклюзивности и разнообразия, за рубежом придумали погружать их в виртуальную реальность.

Для западных компаний привычно, когда следование принципам D&I открыто декларируется на сайте. При этом сам компания по профилю может быть любой — от модной платформы до разработчика игр.

Темы D&I ежегодно обсуждаются на глобальном специализированном форуме для лидеров. В этом году среди заявленных для выступлений тем есть обсуждение потребности в программах женского лидерства, поддержка женщин на рабочем месте в период менопаузы, поддержка и защита интересов трансгендерных и небинарных сотрудников по всему миру, роль компаний в поддержке беженцев.

Какие законы гарантируют равные права для труда в России

В России действует ряд законов, которые обеспечивают минимальную защиту прав людей с инвалидностью на предприятиях.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает для работодателей квоту по трудоустройству людей с ОВЗ. В зависимости от региона и численности штата для таких людей должно выделяться 2–4% рабочих мест.

В России также действует конвенция ООН о правах людей с инвалидностью. Среди прочего она предписывает принимать все надлежащие меры для устранения дискриминации по признаку инвалидности со стороны любого лица, организации или частного предприятия.

Права людей с ОВЗ закреплены в поправке к статье 14.8 Кодекса об административных правонарушениях. По ней предусмотрены суровые штрафы: за отказ от предоставления услуг юрлицо могут оштрафовать на сумму от 300 до 500 тысяч рублей.

Есть и меры поощрения бизнеса. Например, инклюзивные проекты могут получать господдержку. Соответствующие поправки к закону «О развитии малого и среднего предпринимательства» приняты в июне 2020 года.

Научитесь: Финансы для предпринимателя Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована