Dummy Award 2024: скандал в американской гимнастике, извержение вулкана и гигантские огурцы
Художница и соорганизатор NIZINA Кристина Сергеева выбирает 10 самых запоминающихся фотокниг конкурса.
Фото: The Dummy Award / The PhotoBookMuseum
Премия Dummy Award — ежегодный международный конкурс на лучшую неопубликованную фотокнигу. С 2010 года в нём приняли участие тысячи фотохудожников со всего мира. За это время в шорт-листах премии оказались сотни проектов самиздата — все они были представлены на выставках и фестивалях.
В шорт-лист 2024 года попала 51 книга, а победители будут объявлены в январе 2025 года. Все фотокниги можно полистать на ютуб-канале премии.
Лучшие проекты Dummy прекрасны как с точки зрения формы, так и содержательно: все они затрагивают актуальные темы. Художники исследуют проблемы идентичности, миграции, экологии, насилия, размышляют о прошлом и о возможностях технологий. Авторы нескольких проектов прорабатывают темы, используя ИИ и архивные фотографии. Кристина Сергеева из NIZINA познакомилась с шорт-листом Dummy Award 2024 и составила для нас топ-10 фотокниг.
Maktub
Марьям Тузани
Maktub — это исследование идентичности, отчуждения и ностальгии, которые обычно испытывают иммигранты. Художница из Нидерландов начала создавать этот проект, когда осознала, что не ощущает связи с исторической родиной — Марокко. Это вызывало у неё чувство вины. Главными героями Maktub стали марокканские иммигранты, живущие в Европе. Каждый день они сталкиваются с расизмом, национализмом и исламофобией и при этом ищут своё место в новой стране, одновременно пытаясь сохранить связь с родной культурой.
Фотокнига предлагает лирический взгляд на проблемы, с которыми сталкиваются мигранты, — вы не найдёте здесь документальных хроник из жизни релокантов. Художница заявляет, что в своём проекте только задаёт вопросы, но не даёт ответов на них: фотографии заполняют пробелы там, где не хватило слов. Эпиграфом к Maktub она сделала монолог:
«Это странно, но только глубоко в горах, на гребне холма, где находится родной город моей бабушки. А для таких женщин, как я, жизнь заканчивается у входной двери. Каждый раз, когда я туда прихожу, чувство вины возвращается. Но я не они и я не оттуда; я почти могу дотянуться до облаков. Потому что я такая маленькая в этом месте. Если бы я там родилась, всё было бы проще…»
Фотокнига устроена нестандартно: корпус состоит из двух тетрадок-зинов, которые можно листать параллельно. Вёрстка фотографий тоже необычная: множество фотографий на один разворот, все разного размера, расположены хаотично. Этот беспорядок подчёркивает нежелание автора навязывать читателю какие-то идеи, ведь цель проекта — предложить поразмыслить о том, что значит быть мигрантом сегодня.
О ещё одном проекте Марьям Тузани, Argania, мы писали в подборке лучших проектов FOAM Talent 2024 — посмотрите.
Seeing Against Seeing
Алексей Юренев
В этом проекте автор исследует воспоминания своего деда о Второй мировой войне. Вот только дед никогда о войне не рассказывал, — он пропал без вести.
За основу работы Алексей взял книгу анархо-пацифиста Эрнста Фридриха «Война против войны!» («War against War!») 1924 года. В ней были опубликованы фотографии Первой мировой войны и её ужасных последствий, вызывающие страх и отвращение.
Фотограф обучил нейросеть на тысячах найденных в Сети портретов солдат, а после предложил ей сгенерировать новые изображения. Она сгенерировала пугающие фотопортреты людей, лица которых страшно изувечены: примерно так выглядели солдаты на страницах манифеста Фридриха.
Издание помещено в искусственно состаренную коробку, а обложка книги имитирует эффект кривого зеркала. Фотографии внутри выглядят как реальные, хотя мы знаем, что они синтетические. Всё это вызывает сильную тревогу — и обезображенность искусственных образов, и то, что они воспринимаются как реальные. Сгенерированное воспоминание и фактическое прошлое удивительно цикличны и взаимосвязаны.
Nagi
Ёсикацу Фудзи
В этой книге связаны море, факты из прошлого и личные воспоминания. Проект состоит из фотографий, которые автор снимал на море последние пять лет, — в нём он рефлексирует о своих отношениях с дедом и об истории Японии времён Второй мировой войны.
Книга сделана в характерном для Японии стиле самиздата: тонкая просвечивающая бумага, необычный переплёт, вырезки в форме волн, японские иероглифы и архивные фото. Фотографии местами выбеленные и неразборчивые, сильно увеличенные, — детали на них сложно разобрать. При взгляде на них кажется, что смотришь забытый сон или перебираешь в голове обрывки воспоминаний.
На первый взгляд, автор рассказывает нам про вечные истины: любовь к морю, природе, веру и надежду. Но предыдущие два издания автора были посвящены ядерной бомбардировке в Хиросиме, поэтому сложно вглядываться в новую книгу и не брать во внимание исторический контекст.
A' Muntagna
Эмануэле Оккипинти
Этот документальный проект посвящён одному из самых величественных и мощных вулканов Европы — Этне, а также жителям Сицилии, которые бессильны перед природой, но научились жить в гармонии с вулканом, несмотря на его разрушительные извержения. Этна у Оккипинти — живое существо, которое постоянно меняется и взаимодействует с окружающим миром. Сицилийцы — другие существа, поменьше: они надеются на доброжелательность гиганта.
Вёрстка книги разделена на три части.
- Первая — введение в историю. Здесь можно увидеть скриншоты видео извержения вулкана.
- Вторая, большая часть — авторские фотографии современных сицилийцев.
- В третьей части архивные портреты жителей совмещены со снимками последствий извержения и современными фотографиями вулкана.
The Procedure
Эдит Гюппер
Фотокнига рассказывает о последствиях сексуального насилия в мире спорта, а конкретно в американской гимнастике. В центре внимания автора — скандал с Ларри Нассаром, бывшим доктором сборной США по гимнастике. Он был осуждён за то, что в течение 20 лет совершил сексуальное насилие более чем над 265 гимнастками.
Проект представляет скриншоты выступлений и портретов гимнасток, скриншоты веб-страниц, снимков заседания в зале суда, карт, текстов, взятых из заявлений жертв. Где-то между всем этим есть и фотографии автора.
Фотокнига упакована в прозрачный зип-пакет и представляет собой невзрачную брошюру на мелованной бумаге без обложки. Внутри — что-то вроде дневника следователя. Много повторов, несвязных записей, страницы разного размера. Художница создаёт сложную историю, направленную на эмоциональное восприятие зрителя, но сохраняет документальность. Эта работа — хаос, в котором смешались улыбки, травмы, беспомощность, стремление к победе и злоупотребление властью.
Aabuku
Моэ Сузуки
Фотокнига рассказывает истории жителей Окинавы, которые столкнулись с загрязнением окружающей среды огромным объёмом химическими соединениями PFAS. Художница выясняет, как PFAS просочились с военных баз США на Окинаве, и пытается разобраться в том, как сильно местным жителям навредила вода, об опасности которой они не подозревали.
«Невидимая, она не имеет ни запаха, ни вкуса. Было ли это вещество в воде, которую я пил и трогал? В воде, которую мы использовали для выращивания овощей? Осталось ли оно в воде, которая течёт из нашего крана сейчас? Какой вред эти вещества, накопившиеся в моём организме, причинили мне и моим детям? И будут ли они продолжать вредить нам?» — пишет Моэ.
Фотокнига напечатана в формате толстой энциклопедии, в которой собраны фотографии художницы, планы водопровода, карта реки и другие документальные свидетельства. Визуальная красота в этом проекте уходит на второй план, в первую очередь это важное расследование, которое повышает уровень осведомлённости о проблеме загрязнения PFAS и о её последствиях для здоровья и экологии.
Reconstructions as fundamental methods
Эллен Смитс
Проект Эллен Смитс посвящён отношению человека к своему телу и влиянию на него социальной среды. На снимках можно увидеть, как меняется тело в результате ожирения, ботокса, имплантирования, пластической хирургии лица.
Автор размышляет о том, как средства массовой информации формируют наше восприятие себя, предлагая гиперидеализированные стандарты красоты и подталкивая нас к насильственным изменениям. Так, она рассказывает историю отца, который после рождения некрасивого ребёнка усомнился в том, что красота его жены естественного происхождения. Выяснив, что она сделала пластическую операцию стоимостью 75 тысяч евро, мужчина подал на жену в суд по обвинению в мошенничестве и получил 90 тысяч евро в качестве компенсации.
Фотокнига напоминает журнальный каталог, в котором собраны портреты девушек, коллажи, архивы, скриншоты, рисунки. Листая её, читатель как будто играет в игру «найди 10 отличий». Несмотря на эту игривость и иронию, в книге затронута серьёзная тема принятия человеком своего тела, а также влияния на него современной медицины и общественного мнения.
Momentous
Байрон Ко
В книге представлены фотографии Эннмари и Натаниэля Гутьерресов, немецко-филиппинской пары фотографов, сделанные в 1950–1970-х годах. Фотокнига создана с целью продлить жизнь снимков и сохранить истории из жизни пары для будущих поколений.
Книга разделена на главы, а события в ней расположены в хронологическом порядке — это похоже на старый семейный альбом. Некоторые развороты защищены полупрозрачной бумагой — на них фотографии размещаются с обеих сторон, как это обычно и бывает в фотоальбомах. Идеально отсканированные изображения не предлагают зрителю ничего, кроме того, для чего были созданы: смотреть на них, разглядывать лица незнакомых людей и наблюдать за тем, как протекали их жизни.
New Farmer
Брюс Исли
История о Зелёной революции, рассказанная с помощью искусственного интеллекта. Сгенерированные изображения далеки от правдоподобия — они абсурдны и ироничны. С их помощью автор выражает критическое отношение к деятельности человека в биосфере, а также озабоченность тем, что фотография перестала быть документом, которому можно доверять.
Книга выполнена в форме рекламной брошюры середины XX века. Она описывает историю аграрных достижений, которая поначалу выглядит правдоподобной: не зная деталей, сложно заподозрить авторов во лжи. Но постепенно фотографии становятся всё более сюрреалистичными: огурцы достигают человеческого размера, капуста брокколи становится деревом. Это проект о проблемах эпохи постправды и об обеспокоенности манипуляциями человеческим сознанием с помощью медиа.
Die Wand ist nicht tragend
Аймилия Теофилопулос
Die Wand ist nicht tragend (в переводе с немецкого — «Эта стена не несущая») — это художественное исследование современных отношений и поиска любви в интернете. В работе автор ставит под сомнение традиционные представления о любви и интимности и изучает, как технологии и социальные ожидания влияют на личные отношения.
Проект состоит из личных фотографий художницы и её партнёров, с которыми она познакомилась в соцсетях, а также других людей и символичных кадров природы или интерьера. Фотокнига напечатана в формате дневника: художница использует сканы личных записей, а скриншоты переписок собраны в отдельный мини-зин, который выглядит как туристический буклет или театральная программка. В книге нет сопроводительного текста — только дневниковые записи и фотографии.
Больше интересного о современной фотографии в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!