Почему новый альбом Кэти Перри «143» провалился
И почему время Кэти Перри ушло.
Фото: Christopher Polk / Billboard / Getty Images
Карьера Кэти Перри уже давно не радует большими достижениями. В последний раз в топ-10 Billboard Hot 100 Кэти забиралась аж в 2017 году с песней Chained to the Rhythm. По горькой иронии, последним крупным её успехом (15-е место) в чартах стала песня 2019 года Never Really Over, в которой девушка вспоминает закончившиеся отношения и убеждает себя, что отношения-то ещё на самом деле живы.
Мы не знаем, чувствовала ли Кэти, что Never Really Over будет лейтмотивом её карьеры. Спустя пять лет это стало ещё заметнее. Кэти Перри по-прежнему звезда, о ней много говорят и часто пишут, однако всё равно есть ощущение, что её карьера тянется как бы по инерции — выше 40-го места в Billboard Кэти уже не в состоянии запрыгнуть.
При этом Кэти всё ещё пытается возродить былую магию и вернуть времена, когда она была одной из главных хитмейкерш мира. Альбом «143» кричит об этом, ведь Кэти вновь пытается эксплуатировать свои старые приёмы: знакомый танцевальный звук, полуэротика, вдохновляющий посыл. Но в довесок к тому, что образ и музыка Кэти потеряли актуальность, она вместе с продюсерами совершила столько ошибок, что надежда на камбэк разрушена. Что фанаты, что критики разочарованы альбомом. «Альбом-возвращение Кэти Перри „143“ ощущается как альбом примерно 143-летней давности» — заголовок в Washington Post звучит приговор.
Разберём, в чём Кэти ошиблась и почему альбом совсем не выделяется.
В чём причины взлёта и падения Кэти Перри
Кэти Перри стала всемирно известна примерно в одно время с Тейлор Свифт, поэтому логично сравнить их, чтобы понять феномен Кэти. Они представляют два противоположных подхода к поп-музыке. Тейлор — творец со своим фирменным стилем, который она пронесла через всю карьеру. Тейлор меняла музыку, меняла продюсеров, но не меняла персональный способ говорить с аудиторией: переносила дневники в тексты, показывая личную жизнь с невероятной детальностью. Поэтому со временем она переросла из просто кантри- или поп-певицы в нечто большее — в глобальный музыкальный феномен, сотрясающий мировую экономику. И для этого она лишь продолжала писать песни про свой внутренний мир, оставаясь цельным артистом.
Кэти Перри — типаж совершенно противоположный. Она исполняла сексуальные и прилипчивые треки — идеальная поп-музыка в вакууме. При этом своего образа у неё не было — в каждой песне она была разной по воле продюсеров (Макса Мартина, Доктора Люка, Райана Теддера). Они старались покрыть широкую аудиторию, создавая как можно больше разнообразных песен и каждый раз создавая для Кэти новый образ.
Поэтому и песни её были такими разными: непристойно весёлая California Gurls, духоподъёмная Firework, а также E.T. про любовь (или секс?) с инопланетянином. Сила Кэти Перри была в её хамелеонских качествах: она смотрелась убедительно в каждом из этих образов. Это не актёрская игра, а лёгкая игривость, благо для поп-музыки глубокие перевоплощения не обязательны.
Минус такого подхода — чтобы держать внимание публики, нужно постоянно удивлять её чем-то новым. К концу 2010-х стало понятно, что ресурс Кэти Перри исчерпан — яркие картинки закончились. И дело тут даже не в музыке или конкуренции с другими артистами — просто продюсеры уже не могли придумать для Кэти что-то новое, а повтор старых тропов утомил.
Как песня Woman’s World подчеркнула фиаско певицы
Локомотивом альбома должна была стать песня Woman’s World — гимн в поддержку женщин. Клип, казалось бы, построен по канонам золотых клипов Кэти Перри: куча ярких образов и секс во все поля. Мужчин в клипе нет, и это подчёркивает, что женщины могут оголяться для собственного удовольствия, а не ради внешнего внимания.
Кэти и её подруги отсылают к классике мужской иконографии (вроде фото «Обед на небоскрёбе»): стоя мочатся в писсуар, пьют виски и катаются на машине с огромными колёсами. В тексте же просто перечисляются те, кем могут или хотят быть женщины: чемпион, супергерой, номер №1. Никаких размышлений о том, почему женщинам часто мешают достичь этих позиций, только сухое перечисление.
Всё это оставляет впечатление неловкой пародии на феминизм и вызывает ряд вопросов — или это сама Кэти не знает, как поддержать женщин, или это продюсеры (все мужчины) через неё транслируют феминизм в том виде, в каком бы его хотели видеть мужчины. Woman’s World звучит так, будто автору пришлось объяснять идеи феминизма с помощью Google, как отметили в рецензии на Pitchfork.
С этой песней есть и другая проблема. Кэти собрала в альбоме множество крайне звёздных продюсеров, включая Макса Мартина и дуэта Stargate. Есть среди них и Доктор Люк — создатель I Kissed a Girl, Hot n’ Cold, California Gurls и многих других платиновых хитов. Кто, как не он, должен был помочь Кэти вернуться на вершину вместе с Woman’s World, да?
Есть только одно но. В 2014 году певица Кеша подала в суд на Люка, обвинив его в сексуальном насилии. Разбирательства продолжались почти 10 лет, и суд отклонил иск Кеши об изнасиловании, посчитав её заявления клеветой. Хотя Люку не вынесли обвинительный приговор, фанаты поп-музыки жёстко реагируют на всех артистов, с которыми он работает.
Естественно, решение пригласить настолько спорную фигуру в песню о женской силе вызвало просто бурю негодования. На что делала ставку Кэти Перри, когда решила, что подобное сочетание — лучшая формула для возрождения её карьеры? Возможно, она верила, что музыкальная магия Доктора Люка склонит чашу весов в её сторону. Но, к несчастью, Люк написал для неё невзрачный электропоп с некачающим битом и невыделяющимся припевом, звучащим в 2024 году слишком старомодно.
В 2010-м посыл Firework «Ты сильная, ты справишься» выделялся на фоне клубных выкриков «Давай устроим вечеринку!», которые захватили поп-музыку в то время. Но в 2024-м у нас нет недостатка в ориентированных на женщин песнях, причём написанных более талантливо, чем просто перечисление тех, кем может быть женщина: чемпион, супергерой, номер №1. Так что попытка выехать на сингле, который стал бы одновременно танцевальным и серьёзным, провалилась. Особенно когда наполнение получилось настолько карикатурным.
Почему успешные в прошлом приемы Кэти Перри перестали работать сейчас
Если закрыть глаза на социальные посылы и неприглядные личные истории, то «143» всё равно ощущается альбомом, который даже в теории не способен покорить мир. Кэти вместе с продюсерами буквально попытались вернуться в 2010-й год, сделав ставку на актуальный тогда электропоп. Только получилась его бледная копия: слабые мелодии, жидкие биты и припевы, которых можно не заметить, — они совсем не выделяются на фоне куплетов. Ощущение неловкой монотонности преследует весь альбом, и даже редкие креативные находки вроде хаусоподобного пианино в Lifetimes не привносят ничего нового.
Ничто не выглядит так старо, как то, что перестало быть популярным совсем недавно, и звук в «143» тому подтверждение. Тейлор Свифт поёт под живые инструменты, Сабрина Карпентер — под диско, а вся американская поп-музыка в целом переживает бум кантри — затронуло и Бейонсе, и Пост Малоуна. Наивно на фоне такого буйства красок предлагать пережёванный концентрат из 2010-го. Это можно было бы сделать креативно, добавить новые штрихи. но Кэти и её продюсеры не предложили ничего нового.
Отдельного разговора заслуживают фиты с рэперами, которые получились неловкими. Первый из них — Gimme Gimme с 21 Savage, суровым гангстером с холодным и отстранённым речитативом. Опустим то, что песня про забавы девушки, которая называет своего парня папочкой, а тот осыпает её золотом, стоит сразу после Woman’s World. 21 Savage отыгрывает идеального парня исключительно по рэперским канонам, сводя любовь и заботу к списаниям со счёта. При этом он не меняет свой ледяной речитатив. В сочетании с тем, что Кэти Перри буквально запрыгивает на своего парня, звучит нелепо: типа «эй, да, давай займёмся жарким сексом, я та-а-ак в этом заинтересован (нет)».
Сам этот фит — это тоже привет откуда-то из прошлого. Сейчас фиты поп-певиц с рэперами — редкое и не особенно успешное мероприятие. Особенно когда выбираешь для этого сурового гангстера 21 Savage, который в контекст поп-музыки вообще не вписывается.
Так же странно звучит и фит с J.I.D. Он часто читает быстро и технично, но здесь поп-музыка не даёт ему разогнаться. А вот песня с рэпершей Doechii — самое приятное место в альбоме. Женский рэп в последние годы на подъёме, а среди новых звёздных рэперов девушек больше, чем парней. Так что песня с Doechii — единственная попытка наладить контакт с актуальной поп-музыкой, и, по совпадению (по совпадению ли?), она оказалась самой оригинальной песней альбома: лайтовый и сексуальный хип-хоп, в котором пение Кэти и речитатив Doechii звучат одинаково убедительно.
Подводя итоги альбома «143», можно, к сожалению, сказать только одно: Кэти Перри безнадёжно устарела. Возможно, спустя время очередная волна ностальгических тиктоков вновь сделает её актуальной, но прямо сейчас её музыка, образы и посылы отстают от передовой поп-сцены. «143» попытался вернуть Кэти на пьедестал, но только объяснил, почему она в своё время упала с него: отсутствие индивидуальности на фоне артистов с цельным образом, застоявшаяся в начале 2010-х музыка и утомляющее эксплуатирование собственной сексуальности вместо попыток привнести глубину в своё творчество.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс