Слушаем новый альбом Дуа Липы Radical Optimism и выясняем, почему певица не любит выворачивать душу наизнанку
И сохраняет спокойствие при встрече с акулой.
Фото: Jason Koerner / Permanent Press Media / Getty Images
Британо-албанская певица Дуа Липа выпускает альбомы размеренно и неторопливо — это её третий релиз за семь лет. За это время Тейлор Свифт выпустила шесть пластинок. Работа Дуа Липы ещё и не слишком объёмна — в Radical Optimism 11 треков общей длительностью 36 минут. Новый альбом следует направлению, заданному Future Nostalgia, — песни здесь вдохновлены диско и олдскульным фанком.
В этой статье мы разберём:
- с кем Дуа Липа работала над Radical Optimism;
- как звучит альбом;
- почему Дуа Липа не любит раскрывать подробности личной жизни и как это связано с её музыкой.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Кто работал над альбомом
Музыку для Radical Optimism помогла создать группа продюсеров-хитмейкеров — по словам одного из них, Кевина Паркера, они назвали себя The Band: «Каждое утро, приходя в студию, я чувствовал себя так, словно попал в The Beatles!»
В The Band вошли следующие продюсеры:
- Кэролайн Эйлин — норвежская певица, которая давно сотрудничает с Дуа Липой. Она помогла написать сингл New Rules, благодаря которому британка Липа впервые выстрелила в США. Также вместе с Кэролайн были написаны Don’t Start Now, Pretty Please, Fever и Dance the Night.
- Тобиас Джессо — младший — канадский инди-рокер, бросивший сольную карьеру и переключившийся на сонграйтинг для поп-звёзд. Он работал с Адель, Сией, Флоренс Уэлч, Шоном Мендесом, Гарри Стайлсом и Майли Сайрус.
- Дэнни Л Харл — выходец из экспериментально-электронного лейбла PC Music, запустившего гиперпоп в массы. Он работает со странными электронщиками, такими как Flume, но к нему обращаются и поп-певицы новой волны. Они создают музыку на основе андерграундного рейва (Charli XCX, Shygirl, PinkPantheress) и других жанров (Кэролайн Полачек, yeule).
- Кевин Паркер — австралийский многостаночник. Одной рукой создаёт всю музыку для Tame Impala, главной группы современного психоделического рока, а другой пишет песни для поп-звёзд (Рианна, Леди Гага), рэперов (Канье Уэст, Трэвис Скотт) и электронщиков (Gorillaz, Justice).
Дуа Липа рассказывала, что первые студийные сессии для нового альбома прошли ещё в 2021 году, но не принесли результата. Всё изменилось в июне 2022-го, когда певица впервые встретилась с Паркером и Харлом. Они поиграли вместе на синтезаторах и живых барабанах, и тогда к Дуа Липе пришло осознание того, в каком настроении должен быть альбом. Появились песни Illusion и Happy For You — и тут-то всё и завертелось.
После выхода сингла Houdini в ноябре 2023-го могло показаться, что Кевин Паркер захватил всю работу над грядущим альбомом — слишком уж характерное звучание получилось, будто других продюсеров и не было. Паркер написал для себя и спродюсировал для других не один такой трек — психоделический поп с фанк-басом или танцевальным диско-ритмом: сравните, например, с Daffodils Марка Ронсона или Borderline от Tame Impala.
А вот как сам Паркер описывал работу над синглом:
«Дуа сосредоточилась на поиске звука, который был таким неуловимым. Я за несколько недель до сессии придумал басовую партию, и она могла бы сработать, если добавить „капризную“ мелодию в стиле постдиско. Она начала петь, и это сразу приобрело смысл. Это ощущение начала восьмидесятых в каком-то странном, тёмном, потном клубе. Славно ты задыхаешься. Гипноз».
Следующие синглы Training Season и Illusion звучали уже по-другому и показали командную работу продюсеров. Впрочем, в альбоме всё оказалось ещё разнообразнее. Дуа Липа даже в каком-то смысле обманула фанатов — все синглы были танцевальными, а потом оказалось, что некоторые песни альбома не про танцы совсем.
Как звучит альбом (спойлер: смешались все эпохи)
Из всех 11 песен на сингл Houdini оказалась похожа разве что открывающая End of an Era. Это фанк-поп, на 90% состоящий из убийственного слэпа. Басовая партия здесь такая яркая, что хоть и не меняется даже в припеве, запоминается благодаря приятной и освежающей мелодии. Атмосфера песни вызывает ассоциации с яхтами и солнцем — это напоминает альбом Daft Punk «Random Access Memories», особенно в миниатюрном проигрыше синтезатора в начале.
End of an Era — не единственный повод вспомнить Daft Punk, ведь предальбомный сингл Illusion напоминает френч-хаус рубежа веков. В нём такая же мягкая клавишная партия и переход между припевом и куплетом, где вокал утоплен в музыке.
Эта песня отлично иллюстрирует преимущество разношёрстной продюсерской команды: в хаус-песню внезапно вклинивается психоделическое соло синтезатора, не звуча при этом чужеродно. Такое винтажное соло было в Houdini, а также на подложках в End of an Era и Happy for You.
Основная скрепа альбома — пузырчатый бас, сопровождающий основную мелодию: он есть практически во всех песнях.
Однако Дуа Липа и The Band не стремились к дотошной стилизации под семидесятые и использовали приёмы, которых не было в фанке тех лет. Например, в альбоме много акустических гитар. Они служат ритмическим инструментом, поддерживающим танцевальный настрой, а не создают атмосферу интимной балладности. Так они работают в Training Season, These Walls, French Exit, Maria, Anything for Love.
В интервью Дуа Липа называла источники вдохновения для Radical Optimism. Например, психоделию 1970-х: психоделического рока тогда, правда, не было, но был психоделический фанк. Певица называла и гитарные группы, такие как Oasis и Blur. Аранжировки Дуа Липы, конечно, далеки от пышного барокко братьев Галлахеров, но сама идея использовать гитары, видимо, пришла оттуда. Впрочем, больше ничего отсылающего к року девяностых в альбоме не найти.
Интересно, что Липа также упоминала группы, ничего похожего на звучание которых в альбоме нет, — электронно-роковых альтернативщиков Primal Scream, трип-хоперов Massive Attack и Portishead. Это совсем другая музыка — инструментально, эстетически и эмоционально. Зато критики проводят совсем другие аналогии: например, композицию Training Season сравнивают с творчеством ABBA, а трек Whatcha Doing — с композициями Шер.
А что сама Липа сказала об этом?
«Ко мне пришли свобода и энергия, которые были в этих пластинках. Мне нравятся эксперименты. Но я делала поп-альбом. Я не собиралась делать бритпоп и не думала: „Я запишу пластинку, которая звучит точно так же“. Но когда я слушаю „Teardrop“ Massive Attack, то думаю: „Как вообще появилась эта песня?“ Это был момент настоящей свободы, творчества и эмоций, и я думаю, что именно это чувство я пыталась передать больше всего на свете».
Странности альбома
Танцы неожиданно оборачиваются релаксом. Сначала музыка создаёт настроение старых дискотек, композиции в которых толком не принадлежат ни к одному времени — это не семидесятые, не восьмидесятые, не девяностые, а какое-то обобщённое воспоминание. А позже идут спокойные песни вроде These Walls или Maria — не баллады, а просто расслабленный винтажный поп.
Дискомфорт вызывает и контраст утончённых аранжировок и голоса Липы с грубыми барабанами в песнях French Exit и Falling Forever: эти ударные лупы будто вытащили из гангста-рэпа. При этом в той же Falling Forever Дуа Липа внезапно начинает петь как Леди Гага, очень громко, повышая голос и схожим образом вытягивая хриплые ноты.
Как Дуа Липа поёт о личном
В этом году главные поп-певицы планеты поют преимущественно о неудачных отношениях: Ариана Гранде вдохновилась разводом при создании Eternal Sunshine, а Тейлор Свифт в The Tortured Poets Department выдала аж 31 трек про своих бывших. При этом певицы использовали разные тактики при написании текстов: Ариана описывала свои чувства и не вдавалась в подробности жизни с мужем, а Тейлор с дневниковой точностью описала многие ситуации из жизни и оставила множество отсылок на любимые песни и группы своих бывших. Про альбом Тейлор Свифт и её вклад в современную поэзию мы писали здесь, а про релиз Арианы — здесь, почитайте.
Дуа Липе ближе тактика Арианы: она не раскрывает в песнях подробностей, хотя фанаты знают, чем вдохновлены её песни. В интервью Elle певица рассказала, что сингл Training Season был написан в ноябре 2022 года как размышление о прошлых отношениях с мужчинами, которые длились недолго. Череда неудачных свиданий разозлила её, и Липа решила, что с неё достаточно, — на следующее утро приехала на студию со словами «Тренировочный сезон окончен». Клип иллюстрирует эту идею: вокруг звезды много мужчин, но сама она чувствует себя одинокой.
Многие песни альбома посвящены замешательству из-за того, что отношения возникают и обрываются.
- В Training Season Дуа Липа пытается понять, достаточно ли мужчина хорош для неё.
- В Houdini сама хочет оставаться в отношениях ненадолго и считает, что мужчина должен сильно постараться ради того, чтобы они продлились дольше.
- В Illusion — взрослеет. Наивная девушка, не замечающая красные флаги, становится опытной и учится распознавать ложь — по крайней мере, убеждает себя в этом. Хотя повтор фразы «Я просто хочу танцевать с иллюзией» оставляет простор для размышлений, изменилось ли что-то в действительности.
Есть в альбоме и другие стороны неудачных отношений: как увидеть бывшего с новой девушкой, но не расстроиться (Happy for You), как важно закончить отношения вовремя (These Walls, French Exit). Среди таких фаталистичных песен выделяется Falling Forever. Её текст — что-то вроде аутопсихотерапии: долгая любовь возможна, дорогая, верь в неё.
Все эти тексты абстрактные — совсем не как у Тейлор Свифт или Адель, которые вытряхивают скелеты из своих шкафов и из шкафов бывших. Дуа Липа так не хочет, о чём она прямо сказала New York Times: «Я думаю, что это маркетинговый инструмент: насколько ты можешь быть откровенным? Я не посвящаю большую часть своей жизни тому, чтобы люди копались в музыке таким странным аналитическим способом».
Как верно отмечено в рецензии New Yorker, Дуа Липа — знаменитость того же типа, что и поп-звёзды прошлого: они развлекали слушателя, а не погружали в личную мифологию и не заставляли сопереживать себе. Radical Optimism не требует от слушателя разбираться в личной жизни певицы или вообще что-либо знать о ней — Дуа Липа понимает значимость поп-музыки как эскапистской фантазии, особенно в мире, где напряжённость растёт день ото дня.
К тому же Дуа Липа не просто вспоминает прошлое, у неё есть конкретный посыл, выраженный в названии альбома. Вот как она объясняет, что такое радикальный оптимизм:
«Я начала воспринимать всё как урок и осознавать, что даже из плохих ситуаций может получиться что-то великое или что благодаря этому я могу стать лучше или сильнее. Выходя из зоны комфорта, вы растёте больше всего. В таких ситуациях важно не закрываться от мира, даже когда дела идут не так, как надо, не закрываться и не говорить: „Это ранило меня, я никогда больше не буду доверять никому в своей жизни“».
Эта идея выражена в словах «Тренировочный сезон окончен», которыми она без драматизма обрывает череду неудачных свиданий, и обложка, на которой певица сохраняет спокойствие даже рядом с акулой.
Слушать альбомУчитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс