Маркетинг
#статьи

VK: какие проекты есть у корпорации и как она развивалась

Если вы не знали, что VK и «ВКонтакте» — не одно и то же, прочитайте эту статью.

Иллюстрация: VK / Дзен / Everett Collection / Shutterstock / Colowgee для Skillbox Media

VK — крупная российская корпорация, создавшая экосистему из множества проектов и сервисов. Если вы связаны с диджиталом, вы точно столкнётесь с VK. Многие проекты, входящие в неё, — крупнейшие в российском диджитале.

Эта статья — краткий справочник по проектам и истории развития VK. Мы написали материал для тех, кто хочет разобраться, как появилась корпорация, что входит в её экосистему и в чём её проекты могут быть полезны бизнесу и специалистам.

Какие проекты есть в корпорации VK

В экосистеме VK более 200 проектов — от игровых площадок до благотворительных сервисов. Увидеть самые значимые из них можно на сайте корпорации. В этой статье расскажем о крупнейших проектах с большой аудиторией.

«ВКонтакте»

«ВКонтакте» — самая популярная социальная сеть в России. В марте 2023 года её ежедневная аудитория в России выросла до 53,6 миллиона человек.

Во «ВКонтакте» есть множество инструментов для бизнеса и блогеров. С их помощью можно создавать разные типы сообществ и различный контент — клипы, истории, статьи, посты и подкасты.

Бизнес может продвигать свои услуги с помощью маркет-платформы и таргетированной рекламы. Например, «Актион» получил во «ВКонтакте» 1128 подписок на рассылку о медицинском образовании, строительная компания «Европея» продала две квартиры за время рекламной кампании, а автодилер Chery получил за месяц 159 заявок.

Во «ВКонтакте» продвигается и крупный бизнес, и небольшой — например, доставка суши
Скриншот: «ВКонтакте» / Skillbox Media

Также во «ВКонтакте» можно создать магазин и подключить к нему внутреннюю систему оплаты VK Pay — тогда пользователи смогут оплачивать заказы, не покидая соцсеть. Для блогеров и тех, кто зарабатывает на контенте, работает система монетизации «ВКонтакте» и VK Donat — сервис для приёма донатов.

Если вы занимаетесь маркетингом или SMM, вам важно знать, как работает продвижение во «ВКонтакте». Эту социальную сеть использует множество компаний, поэтому навыки продвижения с её помощью востребованы.

«Одноклассники»

«Одноклассники» тоже принадлежат VK. По данным площадки, её ежемесячная аудитория — 36,5 миллиона россиян. Это первая соцсеть в России — она появилась в 2006 году. Сегодня её позиционируют как «развлекательную платформу с играми, видео и музыкой».

В «Одноклассниках» возможностей для специалистов, блогеров и бизнеса меньше. В соцсети также можно настраивать таргетированную рекламу, создавать группы и различный контент. Но в ней нет, например, магазинов и системы монетизации.

Зато в «Одноклассниках» есть система вирального распространения контента. В соцсети до сих пор работает хронологическая лента, в которой отражаются все действия друзей. Поэтому там проще добиться большого охвата.

В «Одноклассниках» тоже продвигают товары и услуги, но реже, чем во «ВКонтакте». Например, в «Одноклассниках» есть группы интернет-провайдера «Дом.ру», банка «Сбер» и сети магазинов «М.Видео». Специалистов, которые умеют работать с «Одноклассниками», мало, поэтому их работа ценится на рынке труда.

«Дзен»

«Дзен» — платформа для блогеров и медиа. В 2022 году ежемесячная аудитория «Дзена» составила 70 миллионов человек.

В «Дзене» можно публиковать статьи, видео и ролики. Бизнес может продвигаться с помощью контента: рассказывать о товарах и услугах, формировать спрос и привлекать лиды.

Например, интернет-магазины могут рассказывать в «Дзене» о товарах и их преимуществах
Скриншот: «Дзен» / Skillbox Media

Блогеры и авторы контента могут зарабатывать с помощью «Дзена». На платформе действует программа монетизации. Некоторые авторы зарабатывают благодаря ей 20 тысяч рублей в месяц, некоторые — 350 тысяч рублей в месяц; подробнее об этом можно прочитать в статье о монетизации в «Дзене».

VK Mini Apps

Это открытая платформа для разработчиков, позволяющая запускать мини-приложения. Они работают внутри «ВКонтакте» — тем, кто пользуется соцсетью, не нужно скачивать приложения и регистрироваться в них. Аудитория платформы составляет 43,3 миллиона человек.

В формате мини-приложений создают игры — их разработчики зарабатывают на донатах и на программе монетизации от «ВКонтакте». Бизнес использует мини-приложения для продвижения товаров и услуг. Например, в мини-приложении HeadHunter можно искать вакансии, а в приложении «Литреса» — читать книги. Подробнее о VK Mini Apps можно прочитать в статье о мини-приложениях.

«Юла»

«Юла» — доска бесплатных объявлений. По последним данным, её аудитория насчитывает 33 миллиона пользователей в месяц.

На «Юле» можно выкладывать объявления и продвигать их — тогда объявления выделяются в ленте, чаще выводятся по поисковым запросам и привлекают больше трафика. Кроме того, на «Юле» можно создать онлайн-магазин с уникальным дизайном и фильтрами для товаров.

Так выглядит магазин на «Юле»
Скриншот: «Юла» / Skillbox Media

Бизнес использует «Юлу» как источник дополнительных продаж. Так, компания ShinSale, продающая б/у шины и диски, получает с «Юлы» ⅕ всех заказов и зарабатывает на доске в среднем 40 миллионов рублей в год. К предпринимателю Алексею Демидову, который продаёт корпусную мебель, с «Юлы» приходит около 30% клиентов. Это приносит выручку около 300 тысяч рублей в месяц.

Сервисы для работы

В VK есть проекты, которые позиционируются как сервисы для повышения продуктивности:

  • почтовый сервис «Почта Mail.ru»;
  • «Календарь Mail.ru» и «Задачи Mail.ru» — сервисы, в которых можно планировать задачи и дела;
  • «Облако Mail.ru» — сервис для хранения файлов и совместной работы с ними;
  • «Видеозвонки Mail.ru» — сервис для бесплатных видеозвонков;
  • «VK Звонки» — платформа для проведения видеоконференций с неограниченным количеством участников;
  • Atom — браузер «с акцентом на безопасности и приватности» со встроенным плеером и уведомлениями от «ВКонтакте».

Аудитория этих сервисов сопоставима с аудиторией других проектов в экосистеме. Например, ежемесячная аудитория «Почты Mail.ru» в 2022 году составила 51 миллион пользователей, а «Облака Mail.ru» — 23 миллиона пользователей.

Сервисы для образования

В экосистему корпорации VK входит несколько образовательных платформ:

  • VK Education — платформа для школьников и студентов с бесплатными образовательными IT- и диджитал-программами;
  • Skillbox — образовательная платформа с более чем 700 курсами по маркетингу, управлению, программированию, дизайну и другим направлениям;
  • GeekBrains — образовательная платформа для получения с нуля современных профессий в разных сферах, от маркетинга до программирования;
  • Skillfactory — онлайн-школа, в которой можно освоить IT-профессии с нуля;
  • «Академика» — платформа с онлайн-курсами известных вузов России.

На этих платформах можно освоить новую профессию или прокачать скиллы. Если вы руководитель, то вы можете организовать корпоративное обучение сотрудников.

На платформе Skillbox есть курсы, позволяющие получить профессию с нуля, курсы для улучшения навыков и программы, записанные в партнёрстве с вузами
Скриншот: Skillbox / Skillbox Media

Кроме того, в экосистему VK входят платформы для обучения детей — «Учи.ру», «Тетрика», «Алгоритмика» — и платформа «Сферум» для учителей, учеников и родителей, с помощью которой можно обмениваться информацией.

Все проекты экосистемы VK, в которых есть система авторизации, связаны единым аккаунтом — VK ID. Он хранит данные профиля, банковской карты и подписок.

Как появилась и развивалась корпорация VK

Корпорация стала называться VK в 2021 году. В VK переименовали технологический холдинг Mail.ru Group. Сам холдинг Mail.ru Group был создан в 2010 году на базе фонда Digital Sky Technologies. Фонд Digital Sky Technologies создали в 2005 году Юрий Мильнер и Григорий Фингер, фонд вкладывал деньги в технологические проекты.

В разное время акционерами фонда и холдинга были разные люди и компании — например, в 2008 году 35% акций фонда Digital Sky Technologies купил один из богатейших людей России Алишер Усманов. В 2021 году он продал акции. По данным РБК за 2021 год, 57,3% голосующих акций VK принадлежит фонду «МФ Технологии». По 45% фонда «МФ Технологии» принадлежат «Газпром-медиа» и АО «СОГАЗ».

В истории корпорации VK и проектов её экосистемы было много громких событий, таких как флешмоб «Дуров, верни стену!». Вы о них, возможно, слышали. Мы расскажем об истории развития корпорации в хронологическом порядке, опираясь на важные события. Начнём с создания «ВКонтакте».

2006 год


10 октября появилась социальная сеть «ВКонтакте». Её создал Павел Дуров. Изначально проект назывался «Студенты.ру», потому что предполагалось, что им будут пользоваться только ученики СПбГУ. Название не прижилось, и соцсеть почти сразу переименовали во «ВКонтакте».

Первое время регистрироваться на сайте могли только студенты, у которых были приглашения. Но недолго — через полтора года «ВКонтакте» стала доступна для всех.

Так выглядела «ВКонтакте» в первый год работы
Скриншот: Public Domain

2007 год


Аудитория «ВКонтакте» менее чем за год выросла на 2900%. 26 февраля 2007 года в соцсети было 100 тысяч пользователей, а 18 ноября Павел Дуров сообщил, что во «ВКонтакте» уже 3 миллиона человек.

В июле 2007 года часть акций «ВКонтакте» впервые продали. 24,99% получил фонд Digital Sky Technologies. На тот момент ему уже принадлежали сервисы Mail.ru.

2009 год


Во «ВКонтакте» стали добавлять игры и приложения сторонних разработчиков благодаря открытию API. Социальная сеть получала часть выручки этих игр и приложений. Так, на игре «Счастливый фермер», которая несколько лет была на первом месте среди всех приложений соцсети, «ВКонтакте» заработала 10 миллионов долларов.

Скриншот: «Счастливый фермер» / «ВКонтакте»

2010 год


После кардинального изменения дизайна соцсети родился мем «Дуров, верни стену!». Вместо стены на странице каждого пользователя, где другие могли оставлять публичные записи и тексты, появились микроблоги. С тех пор в профиле пользователя отображаются собственные записи.

Скриншот: Public Domain

Digital Sky Technologies разделил бизнес на управляющую российскими активами компанию, ставшую Mail.ru Group, и инвестиционное направление DST Global.

2011 год


Разработчики ввели систему инвайтов, потому что «ВКонтакте» обвинили в распространении пиратского контента и недостаточной безопасности пользователей.

Так выглядела регистрация по инвайтам
Скриншот: Skillbox Media

Весной Mail.ru Group снова приобрела акции соцсети — её доля составила уже 39,99%. На тот момент стоимость «ВКонтакте» оценивалась примерно в 1,5 миллиарда долларов.

Система регистрации по приглашениям проработала полгода. С 11 июля 2011 года во «ВКонтакте» снова мог зарегистрироваться любой желающий. Но для этого нужно было указывать номер телефона — такие правила действуют до сих пор.

2014 год


Mail.ru Group стала единственным владельцем «ВКонтакте».

2018 год


«ВКонтакте» впервые раскрыла, сколько платит разработчикам игр: в 2018 году им перечислили 2 миллиарда рублей. В том же году запустили VK Pay и VK Mini Apps.

2021 год


Корпорацию Mail.ru Group переименовали в VK. Появились «VK Клипы», сервисы «VK Музыка» и «VK Видео», VK Messenger. Также VK приобрела сервис «Юла».

В этом же году VK, на тот момент владеющая долями в разных образовательных платформах, вместе со Skillbox создала холдинг Skillbox Holding Limited на базе Skillbox и GeekBrains. VK стала контролирующим акционером холдинга с долей 50,06%, 22,72% акций досталось основателям Skillbox, 14,21% — фонду Александра Галицкого. Ещё 13% зарезервировали под долгосрочную программу мотивации сотрудников. Позже в холдинг вошла платформа Skillfactory.

2022 год


Корпорация VK приобрела у «Яндекса» «Дзен» и «Новости», запустила сервис VK Play, купила My.Games и «Учи.ру».

Сейчас VK продолжает развивать экосистему. По данным корпорации, в её проектах занято больше 11 тысяч человек.

Больше материалов Skillbox Media о проектах VK

Научитесь: Продвижение ВКонтакте с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована