Маркетинг
#истории

«Порой я зарабатываю больше 100 тысяч рублей в месяц»: история копирайтера Ярославы

Ярослава училась на биолога, но с детства мечтала работать с текстами. Благодаря копирайтингу она осуществила мечту и теперь ведёт несколько проектов.

Иллюстрация: Pngwing / «Google Документы» / Annie для Skillbox Media

Ярослава Коваленко

Россия, Красноярск



Достижения

Работает копирайтером в крупном онлайн-университете, а также ведёт несколько фриланс-проектов.


ссылки


Ярослава рассказала:


«Я была уверена, что копирайтинг — это не прибыльное дело»: об учёбе на биолога и новой профессии

— Ярослава, по образованию вы биолог. Расскажите, как получилось, что однажды вы решили заняться копирайтингом?

— Вообще я пишу тексты лет с 12 и с этого же возраста буквально живу ими. За годы попробовала себя во всевозможных форматах: и стихи писала, и рассказы. И, кстати, продолжаю до сих пор.

Однако я долго не верила, что могу зарабатывать на своём увлечении. Точнее — не представляла, как это возможно. Конечно, я слышала о биржах фриланса, где люди ищут заказы, но всегда относилась к таким способам скептично.

Я знала, что даже уверенные и опытные специалисты получают на биржах около 40–50 рублей за тысячу знаков. Заработать на жизнь такими расценками нереально.

— А почему после школы не выбрали журналистику, филологию или другую специальность, связанную с текстами?

— Какой-то период я рассматривала такие варианты, но в итоге не стала даже пробовать: на эти направления всегда большой конкурс, и, чтобы поступить на бюджет, нужны очень высокие баллы ЕГЭ. Я была уверена, что не пройду, а рисковать и надеяться на удачу не хотела. Платное же обучение моя семья себе позволить не могла.

— Понимаю. И вы остановили свой выбор на биологии. Почему? Хотели позже стать научным журналистом?

— Нет, таких мыслей не было, да и, как оказалось позже, область наук мне целом не очень близка. Просто после выпуска я совсем не понимала, кем стать, кроме как писателем. Биологию выбрала методом исключения: подумала, что это не очень трудная специальность, да и бюджетное место по ней получить легче.

Поступила. Но… когда на учёбе началась практика, я точно убедилась, что эта сфера совсем не моё и работать я в ней не хочу. Тем более узнала, что у биологов очень маленькие зарплаты, — мириться с этим, на мой взгляд, могут лишь те, кто действительно влюблён в профессию.

Осознав, что биологом мне не стать, я бросила все свои силы и время на занятие внеучебными активностями в вузе. В том числе взяла на себя ведение институтской группы во «ВКонтакте»: выкладывала анонсы мероприятий, новости универа, писала посты. И мне очень нравилось!

Группа «Информер ИФБиБТ СФУ» во «ВКонтакте», которую вела Ярослава
Скриншот:  «Информер ИФБиБТ СФУ» / «ВКонтакте»

— Получается, вы вновь вернулись к вашей главной страсти — работе с текстами 🙂

— Именно. Более того, при нашем вузе работала медиашкола, куда мне повезло попасть на курсы по журналистике. Там я впервые и познакомилась с основами копирайтинга.

Но самое важное, что именно на занятиях в медиашколе нам подробнее рассказали о профессии копирайтера: что есть люди, для которых эта деятельность не просто подработка, а основная работа. И что заказы такие специалисты ищут вовсе не на биржах!

Вот теперь, когда я поняла, что действительно смогу зарабатывать на любимом деле — создании текстов, — то по-настоящему заинтересовалась. Решила побольше почитать про профессию в интернете и так наткнулась на курс по копирайтингу.

«Теперь я знаю много креативных техник»: где найти идею для текста и зачем копирайтеру карта эмпатии

— Какие новые знания и навыки вы получили на курсе по копирайтингу?

— Во-первых, я лучше разобралась в тех темах, о которых уже имела какое-то представление, а именно — в грамотном построении текста, принципах его ритма, верной постановке акцентов. Прежде я чувствовала правила интуитивно — всё-таки много читаю и пишу с 12 лет, — но в рамках обучения наконец разложила все знания по полочкам.

Также на курсе я узнала о креативных техниках, которые помогают копирайтеру побороть страх белого листа и придумать нестандартную идею. А ещё поняла, как работать с целевой аудиторией и всегда попадать в её «боли».

— А можете поделиться вашими любимыми способами генерации идей? Я знаю, что многие творческие люди испытывают трудности с этим этапом.

— Один из главных помощников копирайтера — нейросеть. Она не предложит вам что-то ультракреативное, зато точно натолкнёт на интересную мысль. Самое главное — верно сформулировать задачу. Например: «Я сейчас пишу текст на тему Х, помоги мне придумать интересное начало».

Ещё очень выручают майнд-карты — они помогают строить ассоциации и развивать креативную идею. Работают с любой темой или словом.

Например, возьмём слово «болото». Запишем его на листочке и от него проведём несколько стрелочек, в конце каждой фиксируя ассоциацию. Болото — это тина, трава, лягушки. Затем придумаем ассоциации уже к новым словам. И повторим.

В итоге получится большая карта — целая сеть из ассоциаций. Посмотрев на неё, можно зацепиться за какую-то интересную мысль или образ и развить их. Мозг сам быстро и результативно включится в процесс — проверено.

— Любопытный метод!

— Ага. И главное, он отлично подходит не только копирайтерам, но и писателям — в придумывании сюжетов и их интересных поворотов, раскрытии персонажей. В свободное время я пишу стихи и рассказы под творческим псевдонимом и часто обращаюсь к этому методу.

— Ярослава, вы также упомянули, что на курсе научились работать с целевой аудиторией. Насколько я знаю, в этом направлении тоже есть свои эффективные инструменты?

— Да, если в генерации идей копирайтеру помогает майнд-карта, то в анализе ЦА — карта эмпатии. Этот инструмент позволяет составить детальный портрет целевой аудитории.

Обычно в онлайн-сфере карту эмпатии составляют так: заходят на страницу самого активного подписчика в социальной сети и выписывают всё, что могут о нём узнать: кто этот человек — какого он пола, чем увлекается, где живёт, какой доход приблизительно имеет, что его волнует, какие ценности он транслирует, какие цели перед собой ставит.

На основе всего перечисленного перед глазами копирайтера складывается портрет человека. Затем специалист сопоставляет его с целями и миссией бренда и решает, как сделать будущий контент по-настоящему эффективным: что подсветить, какие боли закрыть — словом, через что в текстовой коммуникации продавать.

— А какие ещё учебные задания вам особенно понравились?

— Мне было очень интересно собирать лендинг: продумывать не только наполнение блоков, но и их расположение. Подбирая картинки, прописывая свои пожелания к визуалу, я чувствовала, будто бы работаю в тандеме с дизайнером.

А ещё мне запомнилась лекция по работе с карточками. Это такой формат статьи, где любая тема раскрывается в формате «вопрос — ответ». Причём подход там интересный: вопрос нужно прописывать с лёгким «наездом», а ответ, наоборот, очень вежливо. На контрасте лучше звучит.

В этом формате я готовила домашнее задание на тему «Как завести домашнего кота». Было весело 🙂

— Наконец, финальной точкой в любом обучении становится дипломный проект. В чём заключался ваш?

— Я разрабатывала стратегию развития соцсетей для реально существующего бренда кондитерских магазинов «Синьор Антонио Петти»: анализировала целевую аудиторию, прописывала tone of voice, придумывала креативный рубрикатор для социальных сетей, писала примеры постов и составляла технические задания для дизайнера. Словом, закрепляла все-все знания и навыки, полученные на курсе.

На моё удивление, самым сложным в рамках дипломного проекта для меня оказалось именно составление ТЗ для дизайнера. Выяснилось, что мне пока трудно работать с визуалом, — мышление ещё не натренировано на подобные задачи. Хотя на курсе этой теме даже отводился отдельный блок: нам рассказывали про основные принципы дизайна лендингов и соцсетей.

Но ничего страшного, не всё даётся с первого раза, главное — продолжать учиться.

Зато с остальными этапами дипломной работы проблем не возникло 🙂

«Работу нашла всего за три дня!»: о коммерческих проектах, конкуренции и зарплате

— Ярослава, сейчас вы, как и хотели, работаете копирайтером и ведёте сразу несколько проектов. Поделитесь, как нашли первый коммерческий заказ?

— Если честно, я очень не люблю выходить из зоны комфорта и, соответственно, не люблю перемены. Так что поначалу меня очень пугала сама мысль о поиске работы.

А ещё я страшилась конкуренции в этой нише: копирайтер, пожалуй, одна из самых известных онлайн-профессий наравне с дизайнером. Я понимала, что кандидатов на позиции много, а значит, мои шансы невелики.

Но в итоге я всё же решила испытать себя и… очень быстро нашла свой первый проект в одном из телеграм-каналов с вакансиями. Сотрудничество мне предложила бьюти-блогер и бьюти-байер — требовалось вести её соцсети. Платили за проект немного, 15 тысяч в месяц, но и задачи были несложными.

Параллельно я искала постоянную работу на HeadHunter и, надо сказать, тоже нашла быстро — всего за три дня!

— Действительно оперативно! Куда получилось устроиться?

— В крупный онлайн-университет. Вообще, организация международная, но всё-таки ориентирована она скорее на русскоязычную аудиторию. Платформа предлагает курсы по нейросетям, виртуальной реальности, блокчейну, NFT. Я пишу email-рассылки и посты в блог компании и её собственника, готовлю статьи для СМИ и крупных онлайн-площадок.

Помимо основной работы я веду несколько фриланс-проектов. Темы разнообразные: в одном месте пишу посты для соцсетей интернет-провайдера, в другом — для телеграм-канала селлеров на Wildberries. А ещё сотрудничаю с digital-агентством.

Пример постов, которые Ярослава пишет для фриланс-проектов
Скриншот: «Простые ребята на WB» / Telegram

— Ничего себе! Как вы всё успеваете?

— Да, проектов много, и своим примером я доказываю, что копирайтинг — сфера сложная, а фриланс может быть очень загруженным. Я действительно много работаю. Возможно, даже больше, чем некоторые мои «офисные» друзья.

Но стоит отметить, что мне повезло с графиком: я живу в Красноярске, где разница с Москвой — четыре часа. Так что я могу спокойно выспаться и начать свой рабочий день не в 8 утра, а в 12 часов дня. А потом сидеть хоть до самой глубокой ночи. Главное — что мне так действительно комфортно.

— В начале своего пути вы боялись профессиональной конкуренции и считали, что копирайтеров «на место» слишком много. А как сейчас оцениваете ситуацию?

— Если рассуждать в целом, то, думаю, мои опасения были верны: сегодня желающих стать копирайтером действительно очень много. И это «много» — не абстрактное число, а реальные люди, конкурирующие с тобой за вакансии.

Но… настоящих профессионалов мало. К сожалению. Я лично знаю людей, кто не проходил никакого обучения, не погружался в сферу, но уверен в своих силах только потому, что грамотно пишет. Да, быть может, для небольших заказов этого и правда достаточно, но для крупных и интересных точно нет.

— Кстати, про препятствия в заказах: ваш диплом о высшем образовании не гуманитарный. Вам это не мешало в поисках работы?

— Нет! Клиентам достаточно моего портфолио и кейсов, как учебных, так и рабочих. Ещё ни разу ни один из заказчиков не попросил показать диплом. Сегодня, особенно на фрилансе, мало кому нужны бумажки — все смотрят на навыки.

— А удалось ли достичь желаемого заработка? Помню, вы делились, что в начале пути сильно переживали, что не сможете заработать копирайтингом на жизнь.

— Доход пока нестабильный, но на жизнь всегда хватает. Минимальная зарплата в месяц — 40 000 рублей, иногда — больше 100 000. Средний заработок колеблется где-то между.

Но я твёрдо уверена, что зарабатывать можно и гораздо большие суммы. Главное — развиваться. Что я и продолжаю делать.

Научитесь: Профессия Копирайтер с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована