От запуска корпоративного блога до ведения крупного телеграм-канала: путь Ивана Пермякова
Иван всегда любил писать, но не знал, как этим зарабатывать. Освоив копирайтинг, он приблизился к мечте и теперь активно берёт фриланс-заказы.
Иллюстрация: usertrmk / Freepik / Peter J. Yost / Wikimedia Commons / Willi Heidelbach / Florian Klauer / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media
Иван Пермяков
Беларусь, Минск
Пройденные курсы
Достижения
Превратил хобби в дело жизни и уже работает по новой профессии — ведёт телеграм-канал криптоприложения.
✅ Помощь
Иван рассказал:
- почему работа в ночные смены помогала ему в обучении на копирайтера;
- как попробовал себя в новой профессии, не увольняясь с предыдущей работы;
- зачем использовать мемы в копирайтинге;
- для каких задач использует нейросети в повседневной работе;
- должен ли, по его мнению, копирайтер глубоко разбираться в теме, о которой пишет.
«Учитель, строитель — кем я только не был»: как найти себя и начать учиться
— Иван, до копирайтинга ты работал на станке в типографии. Почему однажды решил всё изменить?
— Пока я всё ещё остаюсь в типографии, просто совмещаю основную работу с копирайтингом. А вообще, до этого перепробовал много разных профессий: учитель, строитель — кем я только не был. Думаю, такой разброс связан с тем, что в молодости я особо не понимал, чего хочу от жизни, и не стремился учиться.
Окончил математическую школу, но математику совершенно не любил. Потом пошёл в музыкальное училище по классу гитары, получил диплом и стал преподавать, но довольно быстро понял, что в этой сфере не заработать.
Когда уже устроился в типографию, то узнал от знакомого, что его жена работает копирайтером, что есть такая профессия. Эта специальность меня сразу заинтересовала, и я загорелся идеей её освоить.
Мне всегда нравилось писать: я придумывал креативные поздравления для близких, сочинял стихи.
— Когда ты понял, что точно готов учиться новому? Что стало финальным толчком?
— Вообще, помимо курса по копирайтингу, я также приобрёл курс по Python — думал попробовать себя в программировании. Но… быстро заскучал и понял, что код — это не моё. Тогда решил полностью сосредоточиться на копирайтинге.
И хоть я всё ещё совмещаю новое дело с работой в типографии, но уже делаю шаги в сторону того, чтобы в скором времени полностью уйти на фриланс. Я устал от ночных смен и хочу больше свободы. Возможно, это прозвучит попсово, но меня действительно вдохновляют блогеры-фрилансеры, которые работают из разных точек мира и постоянно путешествуют — я тоже к этому стремлюсь.
— Наверное, совмещать обучение с работой в ночные смены было тяжело?
— На самом деле ночной график как раз и позволял мне находить время на учёбу. И, конечно, сильно выручал сам свободный формат обучения в Skillbox: без жёстких дедлайнов и лекций в прямом эфире.
Но в таком формате есть и свой минус: когда никто не контролирует, тяжело мотивировать себя и сдавать домашние задания в срок. Меня в этом плане спасали и вдохновляли спикеры курса, особенно Сергей Король. У него такая интересная подача и манера речи, что хочется научиться писать так же, как он разговаривает.
— С какими ещё трудностями ты столкнулся во время обучения, кроме дедлайнов?
— Самым сложным для меня оказалось задание по email-рассылкам. Его я сдал далеко не с первого раза. Требовалось написать рекламный текст, а они меня совсем не привлекают — я не мог вспомнить, чтобы хоть раз чья бы то ни было рассылка меня зацепила. Отсюда и внутреннее убеждение: я был уверен, что ну просто невозможно написать такой текст, который внимательно прочтут, а не отправят в папку «Спам».
Помогла поддержка куратора: он давал мне чёткую обратную связь — указывал на моменты, которые стоит переделать, и объяснял почему. В итоге вместе мы добились нужного результата.
«Работа нашла меня неожиданно»: как сделать первые шаги в копирайтинге и закрепиться в профессии
— Когда ты понял, что уже готов взяться за реальные заказы?
— Впервые я попробовал себя в копирайтинге на работе в типографии. У нас есть корпоративный портал, где выкладывают разные новости. Я предложил руководству запустить новую рубрику — мини-интервью с сотрудниками об их жизни и интересах — и публиковать её в специальном разделе.
В нашей компании больше 400 человек — конечно, не все знакомы между собой лично. По моей задумке, такие тексты помогли бы сократить дистанцию между коллегами и позволили бы им узнать друг друга чуть лучше.
Начальству идея понравилась, и я даже начал получать надбавки и премии за свою дополнительную работу. Но, к сожалению, со временем руководство потеряло интерес к проекту, несмотря на хорошие просмотры.
— С какими сложностями ты столкнулся как профессиональный копирайтер на первых порах?
— На самом деле на этой работе трудностей не было. Большую поддержку мне оказывала куратор студенческого телеграм-чата Алёна. Я показывал ей свои черновики, и она давала обратную связь: подсказывала, что стоит улучшить или переформулировать. Это очень помогало.
— Пытался ли ты искать заказы на копирайтинг за пределами корпоративного блога?
— Конечно. Начинал с малого: писал тексты для знакомых «за шоколадку», помогал жене с развитием блога о наращивании ресниц. Параллельно искал заказы на разных биржах фриланса.
Но полноценная работа нашла меня неожиданно. Я состоял в неформальном чате студентов курса по копирайтингу в Skillbox, где мы делились идеями, помогали друг другу с заданиями и вакансиями и просто общались. И вот однажды одна из участниц чата написала мне в личку с предложением вести телеграм-канал криптоприложения. Я сразу согласился.
— Что входит в твои задачи как автора телеграм-канала?
— Основная задача — продвигать приложение. Его идея в том, чтобы объединить заботу о здоровье и заработок. В приложение встроен шагомер, и за каждый шаг пользователю начисляется монета, которую затем можно перевести в криптотокен и продать на бирже.
Так как приложение постоянно обновляется, появляются новые функции и возможности, я отвечаю за то, чтобы креативно и вовремя информировать пользователей о нововведениях.
Лор, мемы и нейросети: как и где черпать вдохновение копирайтеру
— Какие копирайтерские приёмы ты используешь, чтобы завладеть вниманием аудитории?
— Я люблю задействовать лор, который мы сами же придумали и прописали. Наше приложение позиционируется как отдельная галактика со множеством уникальных сущностей и персонажей внутри. Мне очень нравится вплетать их в посты: за счёт этого тексты воспринимаются не топорно и в лоб продающими, а интересными и цепляющими. Словно маленькие истории.
Ещё один мой любимый инструмент — это мемы. Приведу пример: однажды мне поручили сделать загадочный рекламный пост с посылом: «Завтра произойдёт кое-что необычное». Я решил преподнести это с помощью популярной копипасты: «Отец знакомого работает в ФСБ. Сегодня срочно вызвали на совещание. Вернулся поздно и ничего не объяснил. Сказал лишь собирать вещи и бежать в магазин за продуктами на две недели. Сейчас едем куда-то далеко за город. Не знаю что происходит, но, мне кажется, началось…»
Пост зашёл всем: и начальству, и подписчикам.
— Как ты относишься к тому, что сегодня нейросети вроде ChatGPT способны писать связные тексты почти под любую задачу? Как думаешь, это ставит под угрозу профессию копирайтера?
— Думаю, нет. Например, в рамках моего проекта тот же ChatGPT оказался бы бессилен, потому что работа с лором требует глубокого погружения в детали. Да, наверное, нейросеть смогла бы написать по запросу пост в стиле лора Толкиена, но вряд ли сделала бы то же самое для неизвестных ей вселенных. А объяснять все тонкости — тяжело и долго.
При этом я считаю, что ИИ может быть очень полезен для копирайтера в другом — помощи с формулировками или креативного брейншторма. Я, например, использовал нейросети для того, чтобы придумать идеи для розыгрышей. Это не самая любимая часть моей работы, а делать её надо каждый будний день — в этом плане ИИ сильно выручает.
— Где ты черпаешь вдохновение и идеи, помимо общения с нейросетями? Может, подписан на какие-то блоги по копирайтингу?
— Вдохновение и чтение полезной информации по профессии — совершенно разные вещи для меня. Да, я читаю разные блоги по копирайтингу, но вдохновляют меня не они, а любимая музыка или прогулки на природе. Очень часто идеи для постов приходят прямо во время работы на станке. Стараюсь сразу их записывать, чтобы не забыть.
— Интересный взгляд! А ведь многие считают, что копирайтинг, в отличие от писательства, — это не про творчество…
— Я совершенно не согласен с этой точкой зрения. Копирайтер всегда должен фонтанировать идеями, искать вдохновение и удивлять аудиторию креативом. Конечно, это не относится к таким задачам, как, например, написание документации для какого-нибудь НИИ, но ведь копирайтинг охватывает и другие сферы — вы всегда можете выбирать задачи по душе. Я стараюсь искать творчество во всём.
«Моя мечта — полностью уйти на фриланс»: о будущем в профессии и важности режима
— Иван, в какой конкретно сфере ты хочешь развиваться как копирайтер?
— Для меня это не так важно. Когда я только начинал работать над продвижением нашего приложения через телеграм-канал, то из всего этого мира знал только два слова: «криптовалюта» и «биткоин». И ничего — оперативно погрузился в тему, разобрался и стал писать.
Главное — уметь находить и обрабатывать информацию.
— А как ты вообще считаешь: насколько глубоко копирайтер должен разбираться в сфере, о которой пишет?
— Недавно у нас был спор на эту тему с выпускницей Skillbox: она считает, что погружаться глубоко необязательно, а я категорически не согласен. На мой взгляд, ты просто не сможешь написать по-настоящему качественный текст, если досконально не разберёшься в теме.
Хороший копирайтер должен быть «пропитан» своим вопросом, иначе текст получится поверхностным.
— И всё же: каким ты видишь своё профессиональное развитие сейчас?
— Моя мечта — полностью уйти с основной работы на фриланс. Сейчас я делаю всё, чтобы это стало реальностью. Например, наладил режим: если раньше кот будил меня в семь утра, я кормил его и шёл дальше спать, то теперь просыпаюсь, насыпаю ему еды и начинаю рабочий день.
Копирайтинг может быть довольно хаотичной профессией со всеми его правками и постоянными изменениями, но я для себя стараюсь снизить стресс и всё систематизировать. Понятный рабочий режим в том числе служит этой цели: он помогает быть более продуктивным и постепенно приближает меня к мечте.