Маркетинг
#Интервью

Нужны ли маркетологи из России в Европе? Можно ли сейчас найти работу?

Интервью с карьерным консультантом и маркетологом Экой Ваньковой. Как найти работу в Европе: кого ищут компании и как получить визу.

Иллюстрация: Tang / Rawpixel / Wikimedia Commons / Pngegg / Annie для Skillbox Media

Эка Ванькова

Карьерный консультант в компании EP Advisory: помогает русскоязычным профессионалам получить работу в Великобритании, Германии, Нидерландах и ещё 12 странах. Маркетолог и PR-специалист в страховой сфере в Великобритании.

Сайт: EP Advisory

Эка живёт в Лондоне уже десять лет, девять из них она работает в маркетинге. Кроме маркетинга, Эка занимается карьерным консультированием. Она помогает специалистам из России, Украины, Беларуси, Казахстана получить визу и найти работу в Европе. Эка говорит, что европейские компании готовы нанимать и опытных маркетологов из России, и вчерашних студентов, у которых в резюме только стажировки.

Мы спросили у Эки, за какими навыками охотятся компании, что нужно для успешной релокации и реально ли сейчас получить рабочую визу.


О рынке Европы и спросе на зарубежных специалистов

— Что можно сказать о спросе на зарубежных маркетологов в Европе? Это большой рынок?

— Число вакансий — огромное. Во время пандемии многие компании полностью ушли в digital, что разогрело спрос на специалистов в маркетинге. Талантливых профессионалов и рабочих рук на рынке не хватает. Многие открытые вакансии — от компаний, которые могут выдавать рабочие визы гражданам России. Потребность есть не только в рабочих руках, но и в международном взгляде.

Остановлюсь на рынке Великобритании, потому что работаю в этой стране. Три года назад, до брексита, в стране было 15 тысяч компаний, готовых выдавать визы иностранным специалистам. После выхода страны из ЕС даже европейские специалисты должны получать рабочие визы.

Поэтому многие британские компании открыли для себя спонсорство через работу и получили на это лицензии. Теперь они спонсируют иностранных работников из разных стран: из России, Беларуси, Украины, Китая — отовсюду.

Сейчас компаний, принимающих иностранцев, в Великобритании уже 30 тысяч. Эти данные можно посмотреть на официальном сайте Правительства Великобритании. Там же есть список компаний, которые могут принимать зарубежных специалистов.

На сайте Правительства Великобритании можно скачать список компаний, которые имеют право выдавать рабочие визы
Скриншот: Gov.uk

Что касается рынка Европы в целом, на нём конкуренция в среднем ниже, чем в Великобритании. В тех же Германии или Голландии получить работу даже проще.

В 2021 году появился ещё один сильный тренд. Рынок адаптировался к пандемии, и вырос спрос на удалённых работников.

Если вы хотите узнать больше о рынке Европы, я рекомендую посмотреть истории ребят, которые переехали в Европу в разгар пандемии, когда весь мир был в шоке от происходящего. Например, вот эту историю и это интервью.

— Вы работаете на британском рынке. Скажите, чем он отличается от российского?

— Мне кажется, что британский рынок маркетинга очень продвинутый. На российском рынке есть сильные игроки, но в Великобритании, по моему мнению, маркетинг более инновационный. Здесь много талантливых продвинутых специалистов, которые регулярно учатся новому. Мне кажется, круче британского рынка только американский.

Чем ещё различаются рынки? Я думаю, скоростью работы. Здесь отлаженные процессы, авралы редки. Поэтому специалистам редко нужно сделать что-то срочное. В России часто приходится решать задачи на ходу.

О востребованных навыках, опыте и знании языка

— Внутри маркетинга много специальностей. Кто нужен в Европе: эксперты по PPC, аналитике, PR?

— Очень востребован бренд-маркетинг, нужны специалисты в этой сфере. Работодателям также нужны менеджеры по маркетингу роста: интересно всё, что связано с аналитикой.

Третья востребованная специальность — менеджеры по маркетингу в e-commerce. За время пандемии все ушли в онлайн. Классно, если вы умеете работать с онлайн-продажами, e-commerce и ретейлом. Ещё всегда востребованы PR-менеджеры и маркетологи-дженералисты, которые умеют делать всё понемногу.

Если вы хотите устроиться в небольшую компанию, то она сначала будет искать человека, который умеет настраивать рекламу. Про остальных специалистов будут думать позже. По этой причине востребованы PPC-специалисты, трафик‑менеджеры, performance-маркетологи — все, кто работает с рекламой.

Ещё востребованы навыки работы с контентом и органическим продвижением сайтов. Да, с помощью SEO сложно получать лиды, нужна долгосрочная стратегия, однако компании готовы вкладывать в это деньги и ищут контент-маркетологов. Для работы не обязательно быть носителем языка.

Я сама контент-маркетолог, но я не пишу тексты. Я сотрудничаю с агентством. Готовлю брифы и ТЗ, а авторы агентства создают контент. Я редактирую и оптимизирую контент на английском, хотя это не мой родной язык.

Фото: cottonbro / Pexels

— С каким образованием и опытом можно получить работу?

— В Великобритании и в целом в Европе почти не смотрят на образование в сфере маркетинга. Здесь рынок смотрит на ценность, которую вы можете принести компании. Высшее образование не обязательно — главное, чтобы был реальный опыт. Это может быть даже неоплачиваемая стажировка или участие в волонтёрской программе.

Если в резюме и на собеседовании вы можете рассказать о своих достижениях, скорее всего, вас пригласят на работу. Достижения — это результаты, а не рутина. Вы общались с прессой, обзванивали журналистов и делали email-рассылки? Этого мало. А вот если вы настроили CRM, наладили коммуникацию с клиентами и увеличили выручку на 5% — это хороший результат. В вашем портфолио должны быть такие примеры.

— Какие ещё навыки нужны?

— Я бы отметила три очень востребованных навыка.

Во-первых, работа с данными. Очень востребовано умение анализировать данные и принимать решения на основе этого анализа.

Во-вторых, важны soft skills, особенно умение общаться. К сожалению, у русскоязычных кандидатов часто проблемы с коммуникацией. Многим это кажется удивительным, ведь кандидаты из России общительны.

Однако дело в культурных различиях. Так, в Англии общаются совсем по-другому: здесь очень мягкая коммуникация, давление неприемлемо. Британцы никуда не торопятся и находят общий язык с любым человеком. При релокации нужно адаптироваться к среде и учить новый язык коммуникации.

Третий важный навык, и он очень нравится зарубежным работодателям в россиянах — умение доводить дела до конца. Благодаря этому навыку русскоязычные кандидаты могут быть успешны на рынках Европы и Великобритании. Местные специалисты часто не умеют доводить задачи до результата: европейцы и британцы очень расслабленные.

Если сойтись с динамичным, нацеленным на результат начальником, можно построить успешную карьеру.

— Что можно сказать об уровне владения языком?

— Знание английского языка — критичный фактор. Вам предстоит не только общаться на нём на работе, вам нужно продать себя работодателю на собеседованиях. Поэтому мы отказываемся от клиентов, которые неуверенно говорят на английском и не хотят или не могут дополнительно им заниматься.

Нужен рабочий уровень английского, вы должны уверенно говорить. Я бы сказала, что нужен уровень B2–C1 по CEFR.

— B2–C1 — это не уровень носителя, люди с таким уровнем языка всё равно иногда делают ошибки.

— Делать ошибки — это нормально, особенно в устной речи. В письменной лучше быть аккуратнее.

Однако в любом случае у вас должно быть хорошее знание английского. Или вы должны как минимум регулярно заниматься языком, чтобы свободно говорить на нём через пару месяцев.

В марте 2022 года на сайте Reed.co.uk было 3,5 тысячи удалённых вакансий для маркетологов
Скриншот: Reed.co.uk

О поиске работы и визах

— Какие визы нужны, чтобы работать в Европе? В каких странах проще получить визы?

— Есть специальные рабочие визы, мы работаем с ними как карьерные консультанты. Получить их вполне реально. Я могу это сказать точно, потому что помогала получать рабочие визы маркетологам и PR-специалистам из России, Украины, Беларуси, Казахстана. Они переезжали в Великобританию, Германию и Нидерланды: в этих трёх странах самые понятные среди всех европейских государств иммиграционные системы.

Переехать во Францию и Италию сложнее, хотя тоже возможно. Однако во Франции очень мало вакансий, поэтому основные направления для переезда — Великобритания, Германия и Нидерланды. Визы в них можно оформлять и сейчас, их никто не отменяет.

Для оформления рабочих виз есть требования по уровню владения языком. Чтобы получить рабочую визу в Великобритании, нужно сдать экзамен IELTS или TOEFL. С марта 2022 года сдать эти экзамены в России нельзя.

Теперь, чтобы сдать IELTS и TOEFL, нужно выезжать в другую страну. Но сдавать экзамены нужно после того, как вы получили оффер от работодателя. На этом этапе вы уже получили контракт и занимаетесь документами.

Чтобы упростить путь, можно сначала устроиться на удалённую работу. Например, у меня была клиентка — PR-менеджер из Казани. Она нашла работу в австрийской IT-компании и работала удалённо. Жила в Турции и получала деньги как digital nomad — цифровой кочевник. Сейчас она переехала в Австрию, потому что ей сделали там рабочую визу.

— Насколько реально получить рабочую визу?

— Это зависит от того, как вы сможете продать себя работодателю. Компания будет вас спонсировать, если у вас есть навыки, которые закрывают её бизнес-задачи.

— Может ли рабочая виза стать первым шагом к переезду навсегда?

— Да, это возможно. Расскажу на примере Великобритании: вы можете находиться там по рабочей визе пять лет. Через пять лет вы получаете право оформить вид на жительство. И когда проживёте с ним год, можете подать документы на гражданство.

Таким образом, через шесть лет после оформления рабочей визы вы можете получить гражданство Великобритании.

— Где искать работу? На каких площадках компании публикуют вакансии?

— Есть много разных платформ. Например, агрегаторы вакансий из разных стран Indeed.com и Reed. На Glassdoor можно посмотреть не только вакансии, но и отзывы от сотрудников и зарплатные вилки.

Однако самый важный канал — это LinkedIn. Наверное, 80% наших клиентов находят работу именно через эту социальную сеть. Жаль, что она заблокирована в России: там очень много интересных вакансий и возможностей.

— Что вы посоветуете тем, кто будет искать работу за рубежом? Может быть, есть пара лайфхаков?

— Не отправляйте одно резюме на двести разных вакансий, персонализируйте резюме для работодателя. Есть множество нюансов, которые важно учитывать. Считается, что рекрутер принимает первые решения за шесть секунд. Поэтому оптимизация резюме работает — она помогает рекрутеру среди всех кандидатов остановиться на вас.

Когда вы готовите резюме, начните со списка своих достижений. Почему вы лучший кандидат? Чем вы отличаетесь от других претендентов на работу? Что можно сказать о ваших уникальных навыках?

Не слушайте синдром самозванца: оглянитесь на свой карьерный путь и вспомните, чем вы гордитесь. Составьте список достижений и добавьте в него контекст. Хороший кейс звучит так: «увеличил число подписчиков сервиса на 14% за пять месяцев. Это получилось за счёт детальной сегментации клиентской базы и персонализации контента».

Результаты нужно описать так, чтобы даже не разбирающийся в индустрии человек смог понять, чем вы занимались и какие у вас были успехи. Не забудьте рассказать про свои soft skills и transferable skills — навыки, которые можно использовать в любой работе, и коммуникативные навыки.

Фото: cottonbro / Pexels

Когда всё собрано, перенесите свои достижения в резюме и оформите профиль на LinkedIn. Не забудьте добавить короткие описания компаний, на которые вы работали. Это показывает масштаб задач.

Ещё один совет — перепроверьте, как правильно называется ваши позиция на английском языке.

Я рекомендую тщательно готовиться к интервью — минимум два дня. Хорошо видно, если кандидат не подготовился. Изучите компанию, её продукт, конкурентов. Подготовьте кейсы, которые покажут и ваш опыт, и пользу ваших навыков для компании.

Как вы поможете этому бизнесу решить его проблемы? Проговорите вслух и отрепетируйте рассказы о кейсах. А ещё — подготовьте несколько вопросов работодателю. Это покажет вашу заинтересованность в позиции.

Стоит ли сейчас искать работу в Европе

— Есть ли сейчас формальные и неформальные запреты на наём маркетологов из России?

— Нет. Компаниями руководят адекватные люди, они прекрасно понимают ситуацию. Я не вижу в отношении русских никакого хейта. Наоборот — мы получаем много поддержки и сочувствия.

Я не думаю, что для людей с российским паспортом закроют доступ к рабочим визам. Сейчас все пути для получения визы открыты, и, скорее всего, так будет и дальше. Например, на прошлой неделе наша клиентка с российским гражданством и небольшим опытом работы получила визу.

Больше о визах и о том, что происходит в марте 2022 года с поиском работы в Европе, можно узнать в статье на нашем сайте. Там мы даже приводим скриншоты переписки с работодателями, чтобы показать, как они воспринимают ситуацию.

— Как вы считаете, стоит ли искать сейчас работу за рубежом? Или лучше подождать?

— Я думаю, что такие решения нужно принимать с холодной головой, без горячки и без паники. Нужно объективно оценивать свои шансы и ресурсы.

Работа в зарубежной компании — серьёзный профессиональный челлендж. Такие вызовы помогают развиваться. Если специалист считает, что у него есть потенциал, если он хочет пожить в другой стране, то пытаться стоит всегда.

Идите за мечтой и не бойтесь стереотипов. Найти работу непросто, но если есть амбиции и драйв — действуйте.

Другие материалы для маркетологов на Skillbox Media

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Научитесь: Профессия Интернет-маркетолог 2023 Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована